Дело №2-189-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ п.Медвенка
Медвенский районный суд <адрес>
в составе:
председательствующего - судьи Лариковой С.В.
с участием:
пом.прокурора Медвенского района <адрес> Буровой Н.В.,
при секретаре Елизаровой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Медвенского района <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Медвенского района <адрес> о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, проведении рекультивации земельного участка в соответствие с разработанным проектом,
у с т а н о в и л :
Исполняющая обязанности прокурора Медвенского района <адрес> Чаплыгина Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц ( с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ) к администрации Медвенского района <адрес> указав, что проведенной прокуратурой Медвенского района <адрес> проверкой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес> имеется несанкционированная свалка бытового мусора, твердых коммунальных отходов на открытом грунте, что не соответствует Федеральному закону от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которому запрещается сброс отходов производства и потребления на почву, что приводит к негативному воздействию на окружающую среду.
Просила обязать администрацию Медвенского района <адрес> в течение ДД.ММ.ГГГГ с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку бытового мусора, твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес> а также в течение ДД.ММ.ГГГГ со дня ликвидации несанкционированной свалки разработать проект рекультивации земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>. и произвести рекультивацию данного земельного участка в соответствии с разработанным проектом, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В судебном заседании помощник прокурора Медвенского района Бурова Н.В. заявленные требования с учетом их уточнения поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ был разработан проект на строительство полигона твердых бытовых отходов на территории Нижнереутчанского сельсовета и выдано заключение о соответствии отвода земельного участка под строительство полигона твердых бытовых отходов государственным санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам. В ДД.ММ.ГГГГ ответчику было выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №, предназначенного для строительства полигона твердых бытовых отходов. После частичного ограждения земельного участка в ДД.ММ.ГГГГ., каких-либо действий по обустройству и использованию полигона, а также по включению объекта в реестр объектов размещения отходов, органами местного самоуправления не предпринимались и не предпринимаются, денежные средства на указанные цели органом местного самоуправления в бюджет не закладывались, не выделялись и не расходовались. Земельный участок с кадастровым номером № в последствии был разделен на 2 самостоятельных участка - № и №. В ДД.ММ.ГГГГ из состава земельного участка с кадастровым номером № был выделен земельный участок - № площадью <данные изъяты>., для его последующей передачи региональному оператору в целях временного накопления на нем твердых коммунальных отходов. Действия ответчика свидетельствуют об отсутствии у него намерения по дальнейшему обустройству и использованию земельного участка под полигон.
Представитель ответчика - администрации Медвенского района <адрес> в суд не явился, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Глава Медвенского района <адрес> Катунин В.В. направил в суд письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении иска, в связи с отсутствием на то оснований. Ранее в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Соленая А.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, дополнительно пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ для открытия свалки был выделен земельный участок 1,5 га из земель совхоза «Садовский». ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера и отнесен к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и др. ДД.ММ.ГГГГ был разработан проект на строительство полигона твердых бытовых отходов на территории Нижнереутчанского сельсовета и выдано заключение о соответствии отвода земельного участка под строительство полигона твердых бытовых отходов государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. ДД.ММ.ГГГГ ответчику было выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №: ДД.ММ.ГГГГ выполнены работы по частичному ограждению земельного участка по периметру сеткой «рабица». Затем ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № был разделен на 2 самостоятельных участка - №, №. ДД.ММ.ГГГГ из состава земельного участка с кадастровым номером № был выделен земельный участок - № площадью <данные изъяты> кв.м., для последующей его передачи региональному оператору в целях временного накопления на нем твердых коммунальных отходов. Земельный участок с кадастровым номером №, твердого покрытия для размещения отходов не имеет и завершение строительства полигона в виду дефицита денежных средств в местном бюджете не возможно. ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ денежные средства на указанные средства не заложены.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора комитета ЖКХ и ТЭК <адрес> Бугорская О.Л. полагала, что изложенные в исковом заявлении и.о.прокурора Медвенского района <адрес> доводы являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора департамента экологической безопасности и природопользования <адрес> в судебное заседание не явился о месте, дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Зам. директора департамента Чаушка Т.В. направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя департамента. Согласно письменного отзыва вр.и.о. директора департамента Барышникова В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, департамента экологической безопасности и природопользования <адрес> заявленные требования считает обоснованными и просит удовлетворить их в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Экопол», в судебное заседание не явился о месте, дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Директор ООО «Экопол» Алехин Ю.В. направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя ООО «Экопол».
Суд, исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.
Согласно п.1 ст. 22 ГПК РФ, суды рассматривают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Прокурор, на основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», вправе обратится в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы граждан, неопределенного круга лиц, либо в силу иных обстоятельств, когда нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст.ст. 42,58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.
Главным природным ресурсом, основной составляющей окружающей природной среды является земля.
Согласно ст.9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и сохраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г.) «Об охране окружающей среды», санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018 г.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства.
Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», с учетом положений ч.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Статьей 42 Земельного Кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Положениями ч.2 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ ( в ред. от 29.07.2018 г.) «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 30.10.2018 г.) к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
На основании ч.3 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В силу п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно ст.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов: сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
В соответствии с ч.2 ст.2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу ст.24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с п.18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156), собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
В соответствии со статьей 1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, установлен в ст.78 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года, в соответствии с пунктом 1 которой такая компенсация осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Частью 2 ст. 78 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года установлена возможность возмещения вреда окружающей среде посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. По смыслу данной нормы принятие такого решения возможно только при наличии проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Как усматривается из материалов дела и установлено в суде, на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>., расположенном по адресу: <адрес> расположена несанкционированная свалка. На открытом грунте (на почве) находятся отходы производства и потребления, земельный участок захламлен отходами бытового назначения смешанного характера: бывшей в употреблении упаковочной тарой из-под продуктов питания, напитков, стеклотары, использованных товаров народного потребления, утративших свои потребительские качества, бытовых отходов, образовавшихся в процессе производства и потребления граждан. Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями пом.прокурора в суде, письменными объяснениями зам.главы Медвенского района ( т.1 л.д.13-14), актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.15), актом проверки с фототаблицей от ДД.ММ.ГГГГ ( т.1 л.д.22-27).
Очевидно, что данный объект в настоящем виде нарушает санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит муниципальному району «Медвенский район» <адрес> (т.1 л.д.32-33), что не оспаривалось представителем ответчика.
В соответствии с уставом муниципального района «Медвенский район» <адрес> <данные изъяты> администрация района осуществляет деятельность по решению вопросов местного значения, в том числе участвует в организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, участвует в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории <адрес>.
Согласно <данные изъяты> устава, администрация Медвенского района является органом местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции. Администрация Медвенского района <адрес> обеспечивает исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения Медвенского района в соответствии со <данные изъяты> настоящего устава в интересах населения Медвенского района.
При этом судом установлено, что договор по оказанию услуг по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов собственником земельного участка с кадастровым номером №, на котором расположена несанкционированная свалка, с кем-либо не заключен. На момент рассмотрения дела в суде несанкционированная свалка не ликвидирована, надлежащих мер к устранению выявленных нарушений не предпринимается. Доказательств обратного, ответчиком в суд не представлено.
Доводы главы Медвенского района <адрес> Катунина В.В., изложенные в письменном отзыве на исковое заявление (т.1 л.д.101-104) и представителя ответчика в суде о том, что свалка является санкционированной, поскольку земельный участок с кадастровым номером № входит в границы участка, выделенного для ее открытия в ДД.ММ.ГГГГ, участок относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и др. и предназначен для строительства полигона твердых бытовых отходов, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
Как установлено в суде, земельный участок с кадастровым номером № действительно отнесен к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения и имеет вид разрешенного использования – для строительства полигона твердых бытовых отходов.
В тоже время, полигон для твердых бытовых отходов на отведенном для этих целей земельном участке в течение длительного времени не построен и не функционирует в соответствии с требованиями Санитарных правил СП 2.1.71038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 года № 16.
Как установлено судом, помимо разработки проекта на строительство полигона твердых бытовых отходов на территории Нижнереутчанского сельсовета, получения заключение о соответствии отвода земельного участка под строительство полигона твердых бытовых отходов государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а также ДД.ММ.ГГГГ выполнения работ по частичному ограждению земельного участка по периметру сеткой «рабица», каких-либо действий по обустройству и использованию полигона, ответчиком не предпринималось и не предпринимается. Как следует из объяснений представителя ответчика в суде, завершение строительства полигона в виду дефицита денежных средств в местном бюджете не возможно. На ДД.ММ.ГГГГ денежные средства на указанные средства не заложены. Кроме этого, ДД.ММ.ГГГГ из состава земельного участка с кадастровым номером № был выделен земельный участок - № площадью <данные изъяты>., для его последующей передачи региональному оператору в целях временного накопления на нем твердых коммунальных отходов.
При указанных обстоятельствах, действия ответчика суд расценивает как отсутствие у него намерения по дальнейшему обустройству и использованию земельного участка под полигон.
В соответствии с ч.6 и ч.7 ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно информации руководителя Управления Росприроднадзора по <адрес> ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ, на территории <адрес> отсутствуют объекты размещения отходов, включенные в Государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно п.4.13 Международного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» ГОСТ 30772-2001, утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 г. №607-ст, несанкционированные свалки отходов - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что непринятие ответчиками мер по организации ликвидации несанкционированной свалки является не соблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку.
Несоблюдение требований приведенного законодательства ведет к нарушению законных интересов и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду может повлечь вред их здоровью.
Поскольку представленными доказательствами подтверждено размещение несанкционированной свалки на земельном участке, с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем муниципальному району «Медвенский район» <адрес>, суд приходит к выводу об удовлетворении иска и возложении на ответчика обязанности по ликвидации несанкционированной свалки и разработке проекта рекультивации земельного участка. Указанные и.о.прокурора в исковом заявлении сроки ликвидации несанкционированной свалки и рекультивации земельного участка, суд находит достаточными и разумными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск и.о.прокурора Медвенского района <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Медвенского района <адрес> о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, проведении рекультивации земельного участка в соответствие с разработанным проектом – удовлетворить.
Обязать администрацию Медвенского района <адрес> в течение <данные изъяты> с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку бытового мусора, твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>
Обязать администрацию Медвенского района <адрес> в течение <данные изъяты> со дня ликвидации несанкционированной свалки разработать проект рекультивации земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>. и произвести рекультивацию данного земельного участка в соответствии с разработанным проектом, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через Медвенский районный суд <адрес> в месячный срок со дня его вынесения в окончательной форме – с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья : (подпись) Ларикова С.В.
Копия верна:
Судья Медвенского
районного суда Ларикова С.В.