Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1012/2023 ~ М-451/2023 от 06.02.2023

а-1012/2023

73RS0002-01-2023-000633-67

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    г. Ульяновск                                                                                   20 февраля 2023 года

Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Веретенниковой Е.Ю.,

при секретаре Дорофеевой Н.Ю.,

с участием представителя административного истца Королевой А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» к судебному приставу – исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производив УФССП России по Ульяновской области Абакумовой Е.А., начальнику отделения – старшему судебному приставу МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Малышеву И.С., УФССП России по Ульяновской области о признании постановления от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока для исполнения незаконным, об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорого Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» (далее ФКУ «Волго-Вятскуправтодор») обратилось в Засвияжский районный суд г.Ульяновска с административным иском к судебному приставу – исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производив УФССП России по Ульяновской области Абакумовой Е.А., начальнику отделения – старшему судебному приставу МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Малышеву И.С., УФССП России по Ульяновской области о признании постановления от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока для исполнения незаконным, об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обосновании требований указав, что Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленным в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ, вынесено решение об удовлетворении искового заявления исполняющего обязанности прокурора Ленинского района г. Ульяновска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» о возложении обязанности по проведению дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры. Вышеуказанным решением суда первой инстанции возложена обязанность на Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» по проведению дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Мостовой переход через реку Волга» в силу положений пп. 17 п. 7 «Требований по обеспечению портной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» - без удовлетворения. ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» было направлено заявление об отсрочке исполнения решения от ДД.ММ.ГГГГ по делу в адрес Ленинского районного суда города Ульяновска. Письмо получено Ленинским районным судом города Ульяновска ДД.ММ.ГГГГ. Рассмотрение дела, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не назначено. ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» было получено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока для исполнения от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со статьями 13, 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить исполнение решения суда. По смыслу положений статей 203, 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статей18, 37 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" отсрочка исполнения решения суда может быть представлена при наличии обстоятельств, объективно затрудняющих исполнение судебного постановления. В соответствии с статьей 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда. В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В соответствии с положениями статей 161, 162, 221, 38 и 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации главным распорядителем бюджетных средств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств (казенных учреждений), подведомственных ему, бюджетная роспись и утвержденные бюджетные сметы на текущий финансовый год и плановый период, бюджетные задания, и лимиты бюджетных обязательств с указанием цели их использования. ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» осуществляет свою деятельность в рамках доведенных до него главным распорядителем бюджетных средств Федеральным дорожным агентством бюджетной росписи и утвержденной бюджетной сметы на текущий финансовый год и плановый период, бюджетного задании, и лимитов бюджетных обязательств с указанием цели их использования. В целях реализации полного комплекса мер предусмотренных для защиты ОТИ от актов незаконного вмешательства ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» направляло заявку в Федеральное дорожное агентство на выделение лимитов бюджетных обязательств для разработки проектной документации по оснащению ОТИ техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности (письмо от ДД.ММ.ГГГГ ). В целях реализации утвержденного ПТБ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Федерального дорожного агентства направлена повторная заявка на выделение лимитов бюджетных обязательств для разработки проектной документации по оснащению ОТИ техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности письмо от ДД.ММ.ГГГГ ). В ответ получено письмо от Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении лимитов бюджетных обязательств на ПИР» без информации о сроках и количестве выделенных лимитов бюджетных обязательств, поскольку потребность в бюджетных ассигнованиях на мероприятия по обеспечения транспортной безопасности удовлетворена не полном объеме. В связи с изменением законодательства в области обеспечения транспортной, а именно с принятием Постановления Правительства № 2201 ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» направляло заявку в Федеральное дорожное агентство на выделение лимитов бюджетных обязательств для проведения закупки работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на проведение дополнительной оценки уязвимости 235 категорированных ОТИ (письмо от 06.07.2021). В ответ получено письмо от Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении оценки уязвимости» согласно которому Министерством транспорта Российской Федерации подготовлен доклад о результатах анализа практики Постановления Правительства №2201, а также Министерством транспорта Российской Федерации ведется работа по внесению изменений в Требования и Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 12.04.2010 года № 87. Планируемые изменения согласованы с федеральными органами исполнительной власти. В целях исключения повторного финансирования дополнительной оценки уязвимости до вступления в силу изменений в вышеуказанные нормативные правовые акты финансирование мероприятий по проведению дополнительной оценки уязвимости является преждевременным. В целях организации работы в 2022 году по формированию проекта федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» предоставило в Федеральное дорожное агентство письмом от ДД.ММ.ГГГГ информацию о мероприятиях в области обеспечения транспортной безопасности планируемых к выполнению в указанный период на объектах транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, находящихся в оперативном управлении ФКУ «Волго-Вятскуправтодор», а также расчет потребности в бюджетных ассигнованиях на реализацию указанных мероприятий. В целях проработки возможности Федеральным дорожным агентством финансирования работ по проведению оценки уязвимости объектах транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» направило письмом от ДД.ММ.ГГГГ информацию о необходимости выделения лимитов бюджетных ассигнований на проведение дополнительной оценки уязвимости. До настоящего времени лимитов бюджетных ассигнований на проведение дополнительной оценки уязвимости не выделено. В соответствии с уставом ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» учреждение является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них (п. 1.2. Устава), учреждение обеспечивает исполнения своих обязательств в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (п. 2.5. Устава), предметом деятельности учреждения является организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них (п. 3.2.1 Устава), для достижения целей и реализации предмета деятельности Учреждение выполняет следующие виды деятельности: исполнение функций государственного заказчика в соответствии с законодательством РФ на выполнение работ (оказание услуг) по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них (п. 3.3.1 Устава). Таким образом, ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» не наделено полномочиями по выполнению строительных работ, в частности по проведению дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Мостовой переход через реку Волгу в силу положений пп.17 п.7 «Требований по обеспечению портной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . В рамках предоставленных полномочий ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» в соответствии с императивными нормами действующего законодательства исполняет функции государственного заказчика в соответствии с законодательством РФ на выполнение работ (оказание услуг) по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружении на них путем проведения торгов на право заключения государственного контракта от имени Российской Федерации на выполнение работ (оказание услуг) по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них. В соответствии с действующим законодательством (Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») проведение работ и определение поставщика по контракту без проведения закупочных процедур невозможно, так как это приведет к ограничению конкуренции. ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» является федеральным казенным учреждением, которое в соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ осуществляет оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов), финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной системы. ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» осуществляет свою деятельность в рамках доведенных до него главным распорядителем бюджетных средств Федеральным дорожным агентством бюджетной росписи и утвержденной бюджетной сметы на текущий финансовый год и плановый период, бюджетного задания, и лимитов бюджетных обязательств с указанием цели их использования (ст.6 БК РФ). ФКУ «Волго- Вятскуправтодор» является только получателем средств федерального бюджета, а не распорядителем средств федерального бюджета. Полномочий и денежных средств на проведение тех или иных работ, не предусмотренных государственным заданием, ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» не имеет. Принцип целевого характера бюджетных средств закреплен в ст.38 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Он означает, что в доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств указана цель использования бюджетных средств. По сути, такой целью являются заранее определенные направления расходования бюджетных средств. Срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней с даты вскрытия конвертов с такими заявками. Согласно ст.63 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Согласно ст.54 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. В течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. В соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнении Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. В соответствии со статьёй 64. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-Ф «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. С учетом специфики выполнения работ по проведению дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Мостовой переход через реку Волгу в силу положений пп.17 п.7 «Требований по обеспечению портной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ необходимо соблюдение императивных норм указанного выше федерального законодательства: проведения обязательных процедур по проектированию работ и строительно-монтажных работ по устройству акустических экранов на автомобильной дороге, соблюдения закона о конкуренции (поскольку в столь короткие сроки заключить государственный контракт с учетом Бюджетного кодекса. Федерального закона о конкуренции и о контрактной системе не представляется возможным), установление в требованиях судебного пристава-исполнителя кратчайших сроков на выполнение по проведению дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Мостовой переход через реку Волгу в силу положений пп.17 п.7 «Требований по обеспечению портной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ выносятся без учета специфики таких работ и как следствие нарушение качества работ со стороны подрядной организации. В силу п.1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его :надлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, следовательно, привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии признака противоправности в поведении должника. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 78 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее Постановление Пленума N 50) обратил внимание судов, что по смыслу части 1 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. С учетом положений части 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ и пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если остановит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, то есть если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 654-G, пункт 75 постановления Пленума N 50). Пленум Верховного Суда Российской Федерации исходя из того, что суд не связан снованиями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава- исполнителя, разъяснил в постановлении Пленума N 50, что суды вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости, в том числе освободить должника т взыскания исполнительского сбора на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (абзац второй пункта 74). Таким образом, одним из обстоятельств, имеющим значение для правильного рассмотрения административного искового заявления ФКУ «Волго-Вятскуправтодор», является наличие в его поведении как должника в исполнительном производстве признака противоправности. Однако в день вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока для исполнения от ДД.ММ.ГГГГ, ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» ДД.ММ.ГГГГ уже было направлено заявление от ДД.ММ.ГГГГ об отсрочке исполнения решения в адрес Ленинского районного суда города Ульяновска, что является доказательством, подтверждающим наличие уважительных причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Таким образом, постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока для исполнения от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» вынесено преждевременно и без учета доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. В соответствии с пунктом 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде. В соответствии с ч.1 ст. 441 Гражданского процессуального кодекса Постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве. Согласно ч.2 ст. 219 "Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) административное исковое заявление о признании незаконными решений Федеральной службы судебных приставов, а также решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. На основании вышеизложенного просят признать постановление от ДД.ММ.ГГГГ МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ неимущественного характера и установлении нового срока для исполнения в отношении должника ФКУ «Волго-Вятскуправтодор не законным и освободить ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» от исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Административные ответчики - судебный пристав - исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Абакумова Е.А., начальник отделения – старший судебный пристав МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Малышев И.С., представитель ответчика УФССП России по Ульяновской области, заинтересованное лицо прокурор Ленинского района г. Ульяновска в судебное заседание не явились, будучи извещены о месте и времени судебного разбирательства.

Суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст.ст. 14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон "Об исполнительном производстве"), согласно положениям которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном названным федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В соответствии с частью 11 статьи 30 Закона "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения, с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно части 12 статьи 30 Закона "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

С учетом положений части 1 статьи 105, частей 1 - 3 статьи 112 Закона "Об исполнительном производстве" правовая природа исполнительского сбора носит штрафной характер, представляющей собой возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Из приведенных законоположений следует, что до принятия решения о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; неисполнение требований исполнительного документа должником; непредставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 27 марта 2018 года N 749-О положения пунктов 1 и 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве не предполагают их произвольного применения судебным приставом-исполнителем, обязывают его во всех случаях вынести постановление о взыскании исполнительского сбора при наступлении указанных в них обстоятельств и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.

Получение должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства, содержащего предложение о добровольном исполнении исполнительного документа в установленный срок и разъяснение о последствиях нарушения этого срока, неисполнение требований исполнительного документа в этот срок, а также непредставление должником по исполнительному производству доказательств наличия непреодолимой силы, препятствующей исполнению, позволяют констатировать правомерность принятия постановления о взыскании исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем, на которого обязанность установления степени вины должника в неисполнении решения суда в срок для добровольного исполнения, федеральным законодателем не возложена, соответствующее полномочие ему не предоставлено.

Таким образом, основанием для взыскания исполнительского сбора является одновременное наличие двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

При этом к таким уважительным причинам отнесены чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

Часть 6 статьи 112 Закона "Об исполнительном производстве" предоставляет должнику в случае несогласия с решением о взыскании с него исполнительского сбора право в установленном данным законом порядке обратиться в суд или с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, или с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания либо об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

При этом, законодательством об исполнительном производстве, суду, наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, предоставлено право уменьшить его размер, с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства (часть 7 статьи 112 Закона "Об исполнительном производстве", пункт 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").

Исходя из положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо (за исключением субъекта предпринимательской деятельности), не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ была возложена обязанность на Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорого Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» по проведению дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Мостовой переход через реку Волга» в силу положений пп.17 п. 7 «Требований по обеспечению портной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства», утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного листа серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ленинским районным судом г. Ульяновска по гражданскому делу .

Установлен срок для добровольного исполнения 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

Также должник был предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пяти тысяч рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и пятидесяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно материалам исполнительного производства постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ было получено должником ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, с учетом требования его немедленного исполнения, для должника истек ДД.ММ.ГГГГ.

Судебным приставом – исполнителем ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и установления нового срока исполнения требований исполнительного документа.

Оснований, которые влекут признание недействительным оспариваемого постановления, судом не установлено.

Как следует, из материалов дела административным истцом в адрес Ленинского районного суда г. Ульяновска было направлено заявление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по гражданскому делу , производство по которому в настоящее время приостановлено в связи с направлением дела в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и будет рассмотрено по его возвращению из суда кассационной инстанции.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за исх. 23-9169 ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» направил информацию о необходимости выделения лимитов бюджетных ассигнований на проведение дополнительной оценки уязвимости в адрес Федерального дорожного агентства.

ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» является федеральным казенным учреждением, которое в соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ осуществляет оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов), финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной системы. ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» осуществляет свою деятельность в рамках доведенных до него главным распорядителем бюджетных средств Федеральным дорожным агентством бюджетной росписи и утвержденной бюджетной сметы на текущий финансовый год и плановый период, бюджетного задания, и лимитов бюджетных обязательств с указанием цели их использования (ст.6 БК РФ). ФКУ «Волго- Вятскуправтодор» является получателем средств федерального бюджета, распорядителем средств федерального бюджета не является.

Кроме того, для выполнения работ по проведению дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Мостовой переход через реку Волгу в силу положений пп.17 п.7 «Требований по обеспечению портной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ необходимо проведение конкурса и заключения государственного контракта на проведение данных работ.

В указанный судебным приставом–исполнителем срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа выполнить данные условия не представляется возможным.

Исследовав в совокупности представленные доказательства, с учетом приведенных выше норм и обстоятельств дела, степени вины административного истца, а также учитывая принцип разумности и соразмерности, и того факта, что административный истец не является распорядителем бюджетных средств, для выполнения требований исполнительного документа необходимо соблюдение процедуры в соответствии положениями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд приходит к выводу, что в данном случае нельзя признать уклонением от исполнения решения суда невыполнение в пятидневный срок требований исполнительного документа, что дает основания для освобождения административного истца от ответственности в виде уплаты исполнительского сбора.

Руководствуясь ст.ст. 176-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству -ИП.

В удовлетворении административных требований Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорого Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» к судебному приставу – исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производив УФССП России по Ульяновской области Абакумовой Е.А., начальнику отделения – старшему судебному приставу МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Малышеву И.С., УФССП России по Ульяновской области о признании постановления от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока для исполнения незаконным, – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                           Е.Ю. Веретенникова

Мотивированное решение изготовлено 28.02.2023 года.

2а-1012/2023 ~ М-451/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства"
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Абакумова Екатерина Анатольевна
Начальник отделения - старший судебный прсттав отдела судебных пристаов МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП россии по Ульяновской области Малышев Игорь Сергеевич
УФССП по Ульяновской области
Другие
Прокурор Ленинского района г. Ульяновска
Суд
Засвияжский районный суд г. Ульяновска
Судья
Веретенникова Е. Ю.
Дело на странице суда
zasvijajskiy--uln.sudrf.ru
06.02.2023Регистрация административного искового заявления
07.02.2023Передача материалов судье
07.02.2023Решение вопроса о принятии к производству
07.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2023Судебное заседание
28.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее