Дело № 2-9838/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 сентября 2015 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Щедриной О.С.,
при секретаре Черноскутовой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ф. к государственному казенному учреждению Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району о возложении обязанности осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору за период, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Ф. обратилась в суд с данным иском, указав, что является получателем социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному на строительство или приобретение жилья молодыми семьями.
За период с апреля *** г. по июнь *** г. ответчик указанные выплаты не произвел, в результате чего образовалась задолженность в общей сумме ***.
Истец требует обязать ответчика осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от *** г. – ***, взыскать с ответчика в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины - ***.
Истец, представитель государственного казенного учреждения Амурской области, представитель министерства социальной защиты населения Амурской области, представитель Правительства Амурской области, представитель министерства финансов Амурской области, Министерство финансов РФ в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель ответчика просили о рассмотрении дела без своего участия. В силу ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Представителем государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району в материалы дела представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано, что несвоевременная выплата компенсации связана с недостаточным финансированием подпрограммы. Объем бюджетного финансирования, выделенный на *** года, недостаточен для покрытия всех расходов по подпрограмме. По состоянию на январь *** года задолженность перед получателями социальных выплат в городе Благовещенске составила ***.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Амурской области от 7 декабря 2007 г. N 28 «Об утверждении Порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности», в целях развития ипотечного кредитования на территории Амурской области утверждена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы». Период реализации подпрограммы 2012-2013 гг.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Амурской области от 29 июля 2013 г. № 329 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Амурской области, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности» постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 446 утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы» в рамках, которой в целях развития ипотечного жилищного кредитования на территории области, формирования рынка доступного арендного жилья и условий для снижения стоимости жилья действует программа «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Сроки реализации подпрограммы 2014-2020 гг.
В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, один из членов которой работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов.
Из материалов дела следует, что *** г. между ОАО «***» и Ф., ТретьеЛицо1 заключен кредитный договор, по условиям которого Банк предоставил Ф., ТретьеЛицо1 для приобретения квартиры кредит в размере ***, под *** % годовых.
Предоставление социальной выплаты истцу осуществлялось до *** г. в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 г.г.», с *** г. – в соответствии с подпрограммой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 г.г.», утвержденной Правительством Амурской области 23 сентября 2013 г. (пост. № 446).
Доводы истца о том, что она является получателем социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному на строительство или приобретение жилья молодыми семьями в рамках подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы», «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», ответчик не оспаривает.
Также ответчик не оспаривает доводы истца о наличии долга по выплате компенсации в сумме ***, за период с апреля *** года по июнь *** года. Данные доводы подтверждаются справкой ГКУ АО «Благовещенское УСЗН».
Постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2012 года № 20 утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов (действовало на момент возникновения спорных правоотношений).
Указанное Положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам, полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в областном государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов муниципальных образований области (далее - областные или муниципальные учреждения).
Согласно п. 5 данного Положения Компенсации подлежат фактические расходы молодой семьи, уплаченные за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом или займом.
Исходя из п.п. 6, 7 Положения, молодая семья, претендующая на получение социальной выплаты, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по муниципальному району и городскому округу (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
ГКУ УСЗН в день обращения молодой семьи с заявлением осуществляет прием и регистрацию заявления и представляемых с ним документов в журнале учета документов по социальной выплате по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению.
Согласно п.п. 10, 12 Положения предоставление социальной выплаты молодым семьям производится на основании решения о предоставлении социальной выплаты в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.
Предоставление социальной выплаты производится ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения области путем их перечисления на банковский счет члена молодой семьи, открытый в кредитной организации, указанный в заявлении.
Расходы на предоставление социальной выплаты, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета получателей осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий финансовый год.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что истец вправе требовать выплаты за счет средств областного бюджета компенсации по уплате процентов по кредитному договору в сумме ***, за период, указанный в иске.
Недостаточное финансирование расходов для выплаты указанной компенсации, наличие иных граждан, имеющих право на предоставление данной выплаты, не являются основаниями для отказа в предоставлении истцу указанной меры социальной поддержки, так как каждый гражданин-участник программы имеет равные права на получение компенсации при прочих равных условиях, без какого-либо предпочтения.
При этом суд учитывает, что по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученному на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, представляет собой меру социальной поддержки, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области.
Объявляя меры социальной поддержки, органы государственной власти обязаны обеспечить достаточное финансирование данных мер.
В связи с этим ссылки ответчика на отсутствие надлежащего финансирования из бюджета Амурской области не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Заявленный иск обоснован и подлежит удовлетворению.
На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины подлежит взысканию - ***.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Ф. – удовлетворить.
Возложить на государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району обязанность осуществить выплату Ф. компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № *** от *** года за период с апреля *** года по июнь *** года в сумме *** за счет средств областного бюджета.
Взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району в пользу Ф., судебные расходы, понесенные на уплату государственной пошлины в размере ***.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.С. Щедрина
Решение в окончательной (мотивированной) форме принято ***2015 г.