Судья Нехай Р.М. 7-170 2018 год
Р Е Ш Е Н И Е
13 июня 2018 г. г. Майкоп
Судья Верховного суда Республики Адыгея Богатырева Е.В., рассмотрев жалобу главного врача ГБУЗ РА «Майкопская городская клиническая больница» Намитокова М.А. на постановление судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 20 апреля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении ГБУЗ РА «Майкопская городская клиническая больница»,
У С Т А Н О В И Л А:
постановлением судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 20 апреля 2018 г. ГБУЗ РА «Майкопская городская клиническая больница» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
В жалобе, поданной в Верховный суд Республики Адыгея, главный врач ГБУЗ РА «Майкопская городская клиническая больница» Намитоков М.А. просит отменить постановление судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 20 апреля 2018 г. и прекратить производство по делу. В обоснование жалобы ссылается на то, что в представленных в дело материалах отсутствует описание события совершенного правонарушения. Кроме этого, при рассмотрении дела судьей городского суда нарушены требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела.
В судебном заседании представитель ГБУЗ РА «Майкопская городская клиническая больница» Ахметов А.Н. поддержал доводы жалобы.
Представитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Адыгея, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, о причинах неявки не уведомил.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, исследовав представленные доказательства, прихожу к следующим выводам.
Из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ГБУЗ РА "Майкопская городская клиническая больница" осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии на медицинскую деятельность № от: ДД.ММ.ГГГГ, выданную Министерством здравоохранения Республики Адыгея, бессрочно.
При проведении внеплановой документарной проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГБУЗ РА "Майкопская городская клиническая больница" по адресу места осуществления деятельности: <адрес> комиссией Территориального органа Росздравнадзора по Республике Адыгея установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживавший по адресу: <адрес>, наблюдался специалистами ГБУЗ РА «Майкопская городская поликлиника №». В анамнезе: <данные изъяты>
На основании записей медицинской карты стационарного больного № установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>» поступил вызов к больному ФИО7 При осмотре пациент ФИО1 предъявлял жалобы на <данные изъяты>. Больному оказана помощь: <данные изъяты>. Однако в связи с отсутствием положительного эффекта, ФИО7 доставлен ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>» в приемное отделение ГБУЗ РА «Майкопская городская клиническая больница» (ГБУЗ РА «МГКБ») с диагнозом: <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> ФИО7 был осмотрен дежурным врачом-терапевтом. При осмотре ФИО7 предъявлял жалобы на <данные изъяты>. Из анамнеза заболевания со слов пациента установлено, что ФИО7 страдает: <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ в течение нескольких часов стал отмечать резкое ухудшение общего состояния, <данные изъяты>.
По результатам проведенного анализа первичной медицинской документации и экспертизы качества оказания медицинской помощи комиссия Территориального органа Росздравнадзора по Республике Адыгея, пришла к выводу о том, что в ГБУЗ РА "Майкопская городская клиническая больница" не соблюдается установленный порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в нарушение ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пп. «б» п.5 Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)».
При оказании медицинской помощи ФИО1 ГБУЗ РА "Майкопская городская клиническая больница" нарушен п.п. «а» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), что является грубым нарушением лицензионных требований.
Данные действия ГБУЗ РА "Майкопская городская клиническая больница" квалифицированы должностным лицом Территориального органа Росздравнадзора по Республике Адыгея по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, а именно, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Судья Майкопского городского суда Республики Адыгея с такой квалификацией действий ГБУЗ РА "Майкопская городская клиническая больница" согласился, и постановлением от 20 апреля 2018 г. признал ГБУЗ РА "Майкопская городская клиническая больница" виновным в совершении данного административного правонарушения.
Частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно примечанию к данной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ РА "Майкопская городская клиническая больница" вменено в вину нарушение п.п. «а» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Согласно п.п. «а» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, является соблюдение Порядков оказания медицинской помощи.
Порядки оказания медицинской помощи, утвержденные в соответствии со ст. 37 ФЗ № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», состоят из 58 наименований, в частности, порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «урология», порядок оказания педиатрической помощи и т.д., каждый из которых регламентирован соответствующим Приказом Министерства здравоохранения России.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Между тем, признавая ГБУЗ РА "Майкопская городская клиническая больница" виновным в нарушении Порядков оказания медицинской помощи, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, и судья, вынесший постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, не указали, нарушение какого именно Порядка оказания медицинской помощи допущено ГБУЗ РА "Майкопская городская клиническая больница".
Следовательно, вывод судьи о том, что ГБУЗ РА "Майкопская городская клиническая больница" грубо нарушило требования специального разрешения (лицензии), не основан на представленных в дело доказательствах.
Кроме этого, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, образует грубое нарушение требований или условий лицензии.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Пунктом 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности предусмотрено, что осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Под грубым нарушением лицензионных требований понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 указанного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Частью 11 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ определено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Однако ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о привлечении к административной ответственности не содержится сведений о том, какие последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", повлекли за собой действия ГБУЗ РА "Майкопская городская клиническая больница".
При таких обстоятельствах, постановление судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 20 апреля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении ГБУЗ РА «Майкопская городская клиническая больница», подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч.1 ст. ст. 30.7 – 30.9 КоАП РФ, судья Верховного суда Республики Адыгея
Р Е Ш И Л А:
постановление судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 20 апреля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении ГБУЗ РА «Майкопская городская клиническая больница», - отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Е.В. Богатырева