Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1673/2021 ~ М-1520/2021 от 18.06.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 августа 2021 года город Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе

председательствующего Бездетновой А.С.,

при секретаре Жигало И.В.,

с участием ответчика Образумова В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело УИД № 71RS0028-01-2021-002474-71 (производство № 2-1673/2021) по иску министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Образумову Владимиру Ивановичу о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами,

установил:

министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обратилось в суд с иском к Образумову В.И. о взыскании суммы неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами, указав в обоснование заявленных требований на то, что 11 августа 2006 г. между Комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Тулы и открытым акционерным обществом «<данные изъяты>» был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: г<адрес>, для строительства общественно-торгового центра.

Договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области 20 сентября 2006 г., запись о регистрации .

14 августа 2009 г. указанный договор аренды расторгнут на основании соглашения от 26 июня 2009 г.

30 июля 2009 г. было зарегистрировано право собственности Образумова В.И. на нежилое помещение площадью <данные изъяты> кв.м, номер на поэтажном плане , этаж, расположенное по адресу: <адрес>, находящееся в здании общественно-торгового центра, возведенного на вышеуказанном земельном участке с кадастровым номером , право собственности на который до настоящего момента не разграничено и не зарегистрировано. Фактически указанный земельный участок используется Образумовым В.И. для эксплуатации принадлежащего ему нежилого помещения, без внесения платы за его пользование.

22 апреля 2014 г. по итогам проведения землеустроительных работ сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, необходимый для эксплуатации торгового центра, которому присвоен адрес: <адрес> Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано 28.03.2019.

Ответчик Образумов В.И. пользовался земельным участком по указанную дату, извлекал из него выгоду, неосновательно обогащался и обязан возместить министерству неполученные доходы в виде сбереженной арендной платы.

Согласно размеру арендной платы, установленной договором аренды земельного участка от 11 августа 2006 г. в соответствии с Законом Тульской области от 29 июля 2011 г. № 1586-ЗТО «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Тульской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» пропорционально доле в праве на неделимый земельный участок между его правообладателями, исходя из кадастровой стоимости земельного участка с использованием коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков Ки, установленных постановлением правительства Тульской области от 20 декабря 2011 г. № 259 «Об установлении значений коэффициентов видов разрешенного использования земельных участков, применяемых для определения размера арендной платы» и приложения № 1 к Постановлению от 18 декабря 2012 г. № 715 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы», постановления Правительства Тульской области от 30 ноября 2016 г. № 546 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области», размер арендной платы в месяц за пользование ответчиком земельным участком пропорционально его доле в праве собственности на недвижимое имущество за период с 01.03.2017 по 27.03.2019 составил 60966,97 руб. Также на сумму неосновательного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами в размере 4966,92 руб.

Просит суд взыскать с Образумова В.И. в пользу министерства имущественных и земельных отношений Тульской области сумму неосновательного обогащения в размере 60966,97 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 4966,92 руб. за использование земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в период с 01.03.2017 по 27.03.2019.

В судебное заседание представитель истца МИЗО Тульской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном порядке, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик Образумов В.И. в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, просил применить пропуск срока исковой давности, полагая, что истец вправе предъявлять исковые требования о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19.06.2018 по 27.03.2019, поскольку срок давности по платежам за период с 01.03.2017 по 18.06.2018 пропущен истцом, обратившимся в суд только 18.06.2021.

Выслушав объяснения ответчика Образумова В.И. исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, 11 августа 2008 г. между Комитетом имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы (арендодатель) и ОАО <данные изъяты> (арендатор) заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Участок предоставлен для строительства общественно-торгового центра. Договор заключен сроком на 5 лет. По условиям договора арендатор уплачивает арендную плату согласно расчету. Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области 20 сентября 2006 г., запись о регистрации .

Из кадастрового плана земельного участка от 30 мая 2006 г. следует, что земельный участок с кадастровым номером , находящийся в 10 м по направлению на восток от ориентира –жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, имеет разрешенное использование: для строительства общественно-торгового центра.

Пунктом 7.1.1 вышеуказанного договора аренды установлено, что договор расторгается, в том числе, на основании соглашения сторон.

В пункте 7.8 договора аренды указано, что по требованию одной из сторон при расторжении договора или отказе от договора стороны обязаны подписать акт приема-передачи участка. Если ни одна из сторон не потребовала подписать акт приёма-передачи участка, то участок считается возвращенным арендатору в день расторжения договора, либо в день истечения срока, указанного в пункте 7.5 договора и исчисленного со дня исполнения предупреждения.

Соглашением от 26 июня 2009 г. о расторжении договора аренды земельного участка от 11 августа 2006 г., между департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области (арендодатель) и ОАО «<данные изъяты>» (арендатор), вышеуказанный договор аренды земельного участка расторгнут. Данным соглашением установлено, что обязательства арендатора по уплате арендной платы и арендодателя по предоставлению земельного участка во владение и пользование арендатора по договору аренды прекращаются с 27 мая 2009 г. Настоящее соглашение вступает в силу со дня его государственной регистрации.

Данное соглашение зарегистрировано 14 августа 2009 г.

Согласно пунктам «г, к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации разграничение государственной собственности, в том числе на землю, и, соответственно, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.

Указанное положение Конституции Российской Федерации предполагает, прежде всего, законодательное регулирование порядка отнесения объектов государственной собственности к тем или иным уровням (видам) этой собственности – федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, а также порядка передачи объектов из государственной собственности в муниципальную собственность. При этом федеральный законодатель вправе предусмотреть осуществление полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органами самоуправления, что следует из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2008 г. № 219-О-О.

В силу положений пункта 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Согласно пункту 2 статьи 10, пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Статьей 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Законом Тульской области от 10 декабря 2008 г. № 1168-ЗТО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле» установлено, что распоряжение земельными участками с 01 января 2009 г., государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле осуществляется администрацией Тульской области.

В соответствии с Постановлением администрации Тульской области от 04 мая 2009 г. № 293 «О внесении дополнений в Постановление администрации Тульской области от 21 января 2008 г. № 34 «Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Тульской области» департамент имущественных и земельных отношений Тульской области выступает в качестве арендодателя при заключении договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле, в том числе по действующим и вновь заключаемым договорам аренды, а также по прекращенным договорам аренды, обязательства по которым не исполнены.

Указом Губернатора Тульской области № 1 от 15 сентября 2011 г. «О правительстве Тульской области и органах исполнительной власти Тульской области» департамент имущественных и земельных отношений Тульской области переименован в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.

Министерство экономического развития Тульской области являлось правопреемником министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в связи с реорганизацией министерства и министерства имущественных и земельных отношений Тульской области путем присоединения министерства имущественных и земельных отношений к министерству экономического развития Тульской области на основании указа Губернатора Тульской области от 02 ноября 2015 г. № 317 «Вопросы совершенствования структуры органов исполнительной власти Тульской области.

В соответствии с пунктом 1 подпункта 93 пункта 3 Положения о министерстве экономического развития Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 11 ноября 2015 г. № 508 министерство являлось органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Тульской области, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах муниципального образования город Тула.

Указом Губернатора Тульской области от 23 сентября 2016 г. № 120 министерство экономического развития реорганизовано в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.

В соответствии с пунктом 3 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 13 октября 2016 г. № 452, министерство имущественных и земельных отношений является правопреемником министерства экономического развития Тульской области в части реализации полномочий по управлению и распоряжению в пределах своей компетенции имуществом области (за исключением средств бюджета Тульской области, бюджетов территориальных внебюджетных фондов и жилищного фонда), принадлежащего на праве собственности области, предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования город Тула, в пределах полномочий, установленных федеральными законами, законами Тульской области, постановления правительства Тульской области, а также координации в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, указами Губернатора Тульской области и постановлениями правительства Тульской области, деятельности в этой сфере иных органов исполнительной власти Тульской области, на основании указа Губернатора Тульской области от 23 сентября 2016 г. № 120 «Вопросы совершенствовании структуры органов исполнительной власти Тульской области».

Как следует из вступившего в законную силу решения Советского районного суда г. Тулы от 07.06.2017 по гражданскому делу № 2-934/2017 по иску министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Образумову Владимиру Ивановичу о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами, правообладателем земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, разрешенное использование: для строительства общественно-торгового центра, указан комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы. 22 апреля 2014 г. по итогам проведения землеустроительных работ сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, необходимый для эксплуатации торгового центра, которому присвоен адрес: <адрес> Указанные обстоятельства усматриваются из кадастровой выписки о земельном участке от 06 апреля 2017 г. .

При этом из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области от 28 марта 20217 г. следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеются сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером на праве общей долевой собственности, в том числе, за Образумовым В.И. (доля в праве 1159/71099) с 28.03.2019.

Таким образом, истец министерство имущественных и земельных отношений Тульской области имеет право требования взыскания неосновательного обогащения в виде арендной платы за спорный земельный участок за период владения с 01.03.2017 по 27.03.2019. Данные обстоятельства в ходе рассмотрения настоящего дела сторонами не оспаривались.

Совокупность представленных в дело письменных документов и вышеназванных норм права свидетельствует о том, что земельный участок, расположенный под торговым центром, относится к земельным участкам, расположенным в границах муниципального образования город Тула, государственная собственность на которые не разграничена, поэтому правом управления и распоряжения этим земельным участком в пределах своей компетенции обладает министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, к которому в силу закона перешли права на взыскание платы за пользование земельными участками государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14 апреля 2017 г. Образумов В.И. является собственником нежилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м, номер на поэтажном плане ; расположенного по адресу: <адрес>, запись регистрации от 30 июля 2009 г.

Согласно расчету долей в праве собственности на здание и на неделимый земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, между правообладателями, доля Образумова В.И. в праве на объект составляет 1159/71099.

Разрешая заявленные министерством имущественных и земельных отношений Тульской области требования о взыскании с Образумова В.И. суммы неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами за использование земельного участка, расположенного под зданием торгового центра, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство основывается на принципах платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.

В силу пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны своевременно производить платежи за землю.

Из пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) предписано, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение требований статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации принят Закон Тульской области от 29 июня 2011 г. № 1586-ЗТО «О порядке определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Тульской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена», установивший основные принципы определения арендной платы при аренде земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с положениями статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Согласно пункту 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

Таким образом, если лицо неосновательно сберегло денежные средства, подлежащие уплате за пользование земельным участком, оно обязано возвратить собственнику земли неосновательное обогащение в размере равном арендной плате, на основании норм главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждено вышеприведенными письменными доказательствами, что Образумов В.И. с 30 июля 2009 г. является собственником нежилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м, находящегося в здании торгового центра общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Под строительство данного торгового центра на праве аренды открытому акционерному обществу <данные изъяты> 11 августа 2008 г. выделялся земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. Указанный договор аренды расторгнут соглашением от 26 июня 2009 г., зарегистрированным в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области 14 августа 2009 г. После проведения землеустроительных работ был сформирован и поставлен 22 апреля 2014 г. на кадастровый учёт земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, необходимый для эксплуатации торгового центра. Торговому центру присвоен адрес: <адрес>. Доля Образумова В.И. в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, составляет 1159/71099.

Указанный земельный участок в период с 01.03.2017 по 27.03.2019 относился к землям, государственная собственность на который не разграничена, а ответчиком Образумовым В.И. использовался данный земельный участок в доле, приходящейся на долю его права собственности недвижимого имущества, расположенного на данном земельном участке (1159/71099).

Договор аренды занятого торговым центром земельного участка ответчиком не заключался, каких-либо платежей пропорционально своей доле за пользование данным участком Образумов В.И. не вносил.

До приобретения Образумовым В.И. в долевую собственность земельного участка, он, исходя из пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не может использовать участок на иных условиях, кроме как на условиях аренды, и в отсутствие заключенного договора аренды обязан уплатить неосновательное обогащение в размере арендной платы за фактическое пользование в спорный период земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м, пропорционально своей доле.

В связи с указанными обстоятельствами, суд находит обоснованными требования министерства имущественных и земельных отношений Тульской области о взыскании с Образумова В.И. суммы неосновательного обогащения за использование земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, под расположенным на нем торговым центром, пропорционально его доле в праве собственности на недвижимое имущество.

Расчет арендной платы произведен истцом исходя из кадастровой стоимости земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, коэффициента Ки, доли ответчика 1159/71099 и периода пользования с 01.03.2017 по 27.03.2019.

Ответчиком Образумовым В.И. заявлено о применении к возникшим между сторонами спорным правоотношениям срока исковой давности.

Разрешая данное заявление, суд исходит из следующего.

На основании статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (статьи 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что исковое заявление министерства имущественных и земельных отношений Тульской области поступило в суд 18.06.2021, направлено почтой 16.06.2021, а требование о взыскании неосновательного обогащения заявлено за период с 01.03.2017 по 27.03.2019, который выходит за пределы установленного законом трехлетнего срока исковой давности.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что удовлетворению подлежат только требования истца о взыскании с ответчика неосновательного обогащения за фактическое использование земельного участка за период 01.03.2017 по 15.06.2018.

За период с 30 июля 2009 г. по 31 декабря 2012 г. расчет суммы неосновательного обогащения Образумова В.И. осуществлялся истцом в соответствии с Законом Тульской области от 29 июля 2011 г. № 1586-ЗТО «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Тульской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» пропорционально его доле в праве на неделимый земельный участок равной 1159/71099 с использованием коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков Ки, установленных постановлением правительства Тульской области от 20 декабря 2011 г. № 259 «Об установлении значений коэффициентов видов разрешенного использования земельных участков, применяемых для определения размера арендной платы».

Согласно пункту 3 статьи 1 Закона Тульской области от 29 июня 2011 г. № 1586-ЗТО «О порядке определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Тульской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена» годовой размер арендной платы, если иное не предусмотрено статьей 2 настоящего Закона, определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка по формуле: Аг = КС x Ки, где

Аг - годовой размер арендной платы, в рублях;

КС - кадастровая стоимость земельного участка, в рублях;

Ки - коэффициент вида разрешенного использования земельного участка (далее - коэффициент использования Ки), в процентах.

Коэффициент использования Ки устанавливается таким образом, чтобы размер арендной платы не был ниже размера земельного налога.

В пункте 4 этой же статьи указано, что коэффициенты использования Ки устанавливаются правительством области в отношении земельных участков, находящихся в собственности области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании город Тула, органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах территорий соответствующих городских округов и муниципальных районов области.

Как следует из представленных в дело кадастровых паспортов земельных участков, земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., адрес (описание местоположения): <адрес>, разрешенное использование: здание торгового центра, образован из земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, разрешенное использование: для строительства общественно-торгового центра и поставлен на кадастровый учет 22 апреля 2014 г.

Согласно пункту 5 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.

В соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства могут быть основными, условно разрешенными и вспомогательными.

Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. №39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов и определены следующие виды разрешенного использования земельных участков:

земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5);

земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7).

Таким образом, исходя из приведенных выше положений законодательства, содержание разрешенного использования земельных участков для общественно-торгового здания, включает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, и торговых объектов.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 7 (земельные участки, предоставленные для эксплуатации административных зданий) и подпунктом 6 пункта 5 (земельные участки, предназначенные для эксплуатации капитальных торговых объектов) приложения 1 к Постановлению № 259 коэффициент Ки составляет 0,1.

С 2017 г. постановлением правительства Тульской области от 30 ноября 2016 г. № 546 утверждено новое среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов г. Тулы по видам разрешенного использования для кадастрового квартала в разрезе 5 группы видов разрешенного использования за 1 кв. м в размере 5261,01 рубль.

Кадастровая стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с 2017 г. по 28.03.2019 составляет 18045264,3 рубля (3430 * 5261,01).

Таким образом, за период с 16.06.2018 по 27.03.2019 (286 дней) сумма неосновательного обогащения составляет 23033,80 руб. ((18045264,3 х 0,1) х (1 159/71 099))/365?286).

Статьей 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.

На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

Согласно пункту 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции № 39 от 29 июня 2009 г.) за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции №70 от 23 мая 2015 г. установлено, что за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Поскольку истец просит суд взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами с 01.03.2017 по 27.03.2019, то судом с учетом срока исковой давности производится расчет за период с 16.06.2018 по 27.03.2019, исходя из того, что с 01 июня 2015 г. - среднюю ставку банковского процента по вкладам физических лиц по Центральному федеральному округу и расчет суммы процентов за пользование чужими денежными средствами производить за каждый месяц начисления сумм неосновательного обогащения, а именно за период с 16.06.2018 по 16.09.2018 – 7,25% годовых, с 17.09.2018 по 16.12.2018 – 7,5% годовых, с 17.12.2018 по 27.03.2019 – 7,75% годовых, в связи с чем сумма процентов составит за указанный период 678,90 руб.

В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с ответчика Образумова В.И. в доход бюджета муниципального образования город Тула подлежит взысканию государственная пошлина в размере 911,40 рублей, исчисленная по правилам пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании исковых требований, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Образумову Владимиру Ивановичу о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворить частично.

Взыскать с Образумова Владимира Ивановича в пользу министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, неосновательное обогащение в размере 23033 рубля 80 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 678 рублей 90 копеек, а всего взыскать 23712 рублей 70 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований министерства имущественных и земельных отношений Тульской области отказать.

Взыскать с Образумова Владимира Ивановича в пользу муниципального образования г. Тулы государственную пошлину в размере 911 рублей 40 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

2-1673/2021 ~ М-1520/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области
Ответчики
Образумов Владимир Иванович
Суд
Советский районный суд г. Тулы
Судья
Бездетнова Александра Сергеевна
Дело на странице суда
sovetsky--tula.sudrf.ru
18.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.06.2021Передача материалов судье
21.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.07.2021Предварительное судебное заседание
02.08.2021Судебное заседание
18.08.2021Судебное заседание
26.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.10.2021Дело оформлено
14.10.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее