Р Е Ш Е Н И Е
05 декабря 2017 года п. Одоев Тульской области
Судья Одоевского районного суда Тульской области Романова И.А.,
с участием
заявителя главы администрации МО Южно-Одоевское Одоевского района Тульской области Думчева И.А.,
представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям по доверенности Лайк Е.В.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании жалобу главы администрации муниципального образования Южно – Одоевское Одоевского района Тульской области Думчева И.А. на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора по Тульской области Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям Якубовой Т.Л. от 27.07.2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора по Тульской области Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям Якубовой Т.Л. от 27.07.2017 г. администрация МО Южно – Одоевское Одоевского района Тульской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с состоявшимся по данному делу об административном правонарушении постановлением, глава администрации обратился с жалобой в Одоевский районный суд Тульской области, в которой просит постановление должностного лица от 27.07.2017 г. отменить и производство по делу прекратить, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы указал, что считает постановление незаконным и подлежащим отмене ввиду того, что в ходе рассмотрения дела администрацией проведены работы по ликвидации одной из несанкционированных свалок, размещенной на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном примерно 700 км южнее н.<адрес>, с предоставлением надзорному органу фотоматериалов.
Обращает внимание, что в нарушение ч.ч. 5, 6, 12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 №294-ФЗ план проверки не был доведен до сведения заинтересованных лиц, о проведении плановой проверки администрация МО Южно – Одоевское Одоевского района не извещалась. В плане проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на 2017 год, размещенном на сайте Правительства Тульской области, отсутствует плановая проверка Россельхознадзором МО Одоевский район и МО Южно – Одоевское Одоевского района.
Указывает, что в муниципальном образовании Южно – Одоевское Одоевского района решением Собрания депутатов от 29.06.2012 г. №34-178 утверждены правила и нормы по благоустройству на территории и проводится плановая работа по уборке несанкционированных свалок, в том числе в период проведения проверки, а так же то обстоятельство, что надзорный орган провел плановую проверку без надлежащего уведомления проверяемого юридического лица, по существу в действиях МО Южно - Одоевское Одоевского района отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Кроме того надзорным органом не представлено доказательств, что образование вышеуказанных свалок носило длящийся характер, а именно с 2016 года по день проверки.
Полагает, что муниципальное образование принимало все зависящие от него меры к недопущению нарушений требований закона по защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду и предотвращению процессов, в результате которых происходит деградация земель, соответственно, отсутствует вина муниципального образования Южно – Одоевское Одоевского района в совершении указанного административного правонарушения.
Считает, что административным органом не представлены доказательства в подтверждение его вины в указанном правонарушении, что является основанием для отмены оспариваемого постановления.
Сссылаясь на первоначальное обращение в Арбитражный суд Тульской области, просит восстановить срок на подачу жалобы и отменить постановление №№ заместителя начальника отдела земельного надзора по Тульской области Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям Якубовой Т.Л. от 27.07.2017.
Определением судьи Одоевского районного суда Тульской области от 28.11.2017 г. пропущенный процессуальный срок для обжалования восстановлен.
В судебном заседании Глава МО Южно – Одоевское Одоевского района Тульской области Думчев И.А. доводы жалобы поддержал, настаивал на удовлетворении.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москва, Московской и Тульской областям по доверенности Лайк Е.В. против удовлетворения жалобы возражала, пояснив, что во время проведения плановой проверки в отношении администрации МО Одоевский район установлен факт нарушения законодательства, в частности – размещение свалок. П.1 ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Проверкой установлены границы расположения данных земельных участков, собственник – администрация МО Южно – Одоевское. Собственник установлен 11.07.2017 г., после чего 12.07.2017 г. в адрес администрации МО Южно – Одоевское Одоевского района направлено уведомление о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении. О длящемся характере правонарушения свидетельствовала сорная растительность. Информация о проведении плановых проверок размещена на официальном сайте генеральной прокуратуры. О проведении плановой проверки в отношении именно МО Южно – Одоевское информация не могла быть размещена, а глава МО уведомлен заранее, поскольку плановая проверка проводилась в отношении администрации МО Одоевский район, в ходе которой обнаружились несанкционированные свалки, что является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
Выслушав заявителя, представителя Управления Россельхознадзора, изучив материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, судья, пересматривающий дело по жалобе, приходит к следующему.
Постановлением №№ от 27.07.2017 г., вынесенным заместителем начальника отдела земельного надзора по Тульской области Управления Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской областям Якубовой Т.Л. администрация МО Южно – Одоевское Одоевского района Тульской области привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ.
В постановлении указано, что в период с 2016 года по 22.06.2017 г. администрация МО Южно – Одоевское Одоевского района на земельных участках: расположенном примерно 900 м восточнее н.<адрес> в границах кадастрового квартала № на площади 5377 кв.м; с кадастровым номером № категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, примерно 700 м южнее н.<адрес> на площади 19158 кв.м, не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду и предотвращению процессов, в результате которых происходит деградация земель, а именно: на земельных участках размещены свалки отходов производства и потребления. Своим деянием администрация МО Южно – Одоевское Одоевского района нарушила ст.ст. 12, 13, 42 ЗК РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ; 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ, ст. 12, 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ, «Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», утв. Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 №525/67 и Постановлением Правительства РФ от 23.02.1994 3140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», ответственность за нарушение которых предусмотрена ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела надзорным органом установлено, что Управлением в период с 22.06.2017 г. по 11.07.2017 г. в отношении АМО Одоевский район проводилась плановая выездная проверка по соблюдению требований земельного законодательства РФ.
В рамках проведения плановой выездной проверки в отношении администрации МО Одоевский района на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 24.05.2017 г. №№ 22.06.2017 г. осмотрены земельные участки категории земель сельскохозяйственного назначения в границах муниципального образования Одоевский район с применением технических средств: навигатора и фотоаппарата.
В ходе осмотра установлено, что на земельном участке, расположенном примерно 900 м восточнее н.<адрес>, в границах кадастрового квартала № на территории сельского поселения Южно – Одоевское Одоевского района на площади 5377 кв.м размещена несанкционированная свалка отходов производства и потребления. Высота навалов мусора достигает 1-1, 5 м. Трафареты и ограждения, запрещающие размещение свалки, отсутствуют. Земельный участок не отмежеван, на кадастровый учет не поставлен.
В центральной части земельного участка с кадастровым номером № категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, примерно 700 м южнее н.<адрес> на площади 19158 кв.м размещена свалка отходов и потребления. Трафареты и ограждения, запрещающие размещение свалки, отсутствуют.
Правоустанавливающих документов, разрешающих отвод частей земельных участков под размещение свалок отходов потребления в рамках проверки, а также в ходе подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении, не представлено.
Событие административного правонарушения и наличие вины подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 13.07.2017 г. №№ и актом проверки от 11.07.2017 г. №№
В силу ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется умыслом или неосторожностью.
Согласно ст. 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель является предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В силу п.п. 1, 3 п. 1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям).
На основании ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ
В соответствии с п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии с ч.7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24.06.1998 года, запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В силу ст. 13 указанного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела об административном правонарушении и показаниями представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москва, Московской и Тульской областям, что в ходе плановой проверки 22.06.2017 г. сотрудниками Россельхознадзора при выезде обнаружены земельные участки, на которых размещены несанкционированные свалки.
11.07.2017 г. составлен акт проверки с участием главы администрации МО Одоевский район с применением фотосъемки.
Проведение проверок по таким фактам составляет 20 дней. В ходе проверки выяснены координаты участков и установлен их собственник.
12.07.2017 г. в адрес собственника администрации МО Южно – Одоевское Одоевского района Тульской области направлено уведомление об обеспечении явки главы МО для присутствия при составлении протокола об административном правонарушении, которое направлено посредством факсимильном связи.
13.07.2017 г. составлен протокол об административном правонарушении с участием главы МО Думчева И.А., который указал, что протоколом не согласен.
27.07.2017 г. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, с участием главы администрации МО Южно-Одоевское Одоевского района Тульской области Думчева И.А.
При изложенных обстоятельствах должностное лицо обоснованно пришло к выводу о том, что администрация МО Южно -Одоевское Одоевского района Тульской области, являясь собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения, не провела обязательные мероприятия по защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду и предотвращению процессов, ухудшающих качественное состояние земель, в результате которых происходит деградация земель, в связи с чем, обоснованно привлечена к административной ответственности, и ее действиям дана верная юридическая оценка по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Все выводы основаны на собранной по делу совокупности доказательств, которые добыты с соблюдением норм действующего законодательства.
Таким образом, доводы жалобы о том, что должностным лицом не представлены доказательства в подтверждение вины администрации в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, являются несостоятельными.
Довод жалобы о том, что надзорным органом не представлено доказательств того, что образование свалок носило длящийся характер, а именно, с 2016 года по день проверки, является необоснованным, поскольку характерной особенностью длящихся правонарушений является то, что противоправное деяние продолжается в момент его выявления, то есть днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Таким образом согласно ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за длящееся правонарушение, совершенное в форме бездействия, исчисляется с момента выявления правонарушения, и исходя из даты выявления рассматриваемого правонарушения, срок привлечения к административной ответственности не нарушен.
Доводы жалобы о нарушении должностным лицом ч.ч. 5, 6, 12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 №294-ФЗ не нашли своего подтверждения.
Довод жалобы о том, что администрацией МО Южно – Одоевское Одоевского района утверждены Правила и нормы по благоустройству на территории МО Южно – Одоевское Одоевского района, определен порядок уборки территории и проводится плановая работа по уборке несанкционированных свалок, в том числе в период проведения проверки, не может свидетельствовать об отсутствии вины привлекаемого лица.
Указанное обстоятельство в силу п.2 ч.1 ст. 4.2 КоАП РФ является смягчающим административную ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, частями 1 и 3 ст.28.6 указанного Кодекса.
Постановлением должностного лица наказание назначено с учетом смягчающего обстоятельства, с применением ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
При установленных обстоятельствах, гарантии прав администрации МО Южно – <адрес>, привлекаемой к административной ответственности, признаются соблюденными, что свидетельствует об отсутствии нарушения порядка привлечения ее к административной ответственности, вследствие чего оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника отдела земельного надзора по Тульской области Управления Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской области от 27.07.2017 г. о привлечении администрации муниципального образования Южно – Одоевское Одоевского района Тульской области к административной ответственности по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу главы администрации Думчева И.А. - без удовлетворения.
Решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи жалобы в Одоевский районный суд Тульской области в течение 10 суток со дня получения (вручения) его копии.
Судья