Дело № 2(1)-15/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2020 года с.Сакмара
Сакмарский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Долговой И.А., при секретаре Парусимовой Я.Ю.,
с участием представителя истца Миркамилова Руслана Ахмадеевича Лопатиной Натальи Васильевны, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
истца и представителя истца Миркамиловой Эльмиры Ахмадеевны Миркамиловой Миннур Накиповны, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика администрации МО Сакмарский район Оренбургской области-Фирсова С.Ф., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика-администрации МО Татаро-Каргалинский сельский совет <адрес> Терновской Г.М., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном гражданское дело по иску Миркамилова Руслана Ахмадеевича, Миркамиловой Миннур Накиповны к администрации муниципального образования Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес>, администрации муниципального образования <адрес>, Министерству социального развития <адрес>, о признании жилого дома непригодным для проживания и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, объединенному определением Сакмарского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ с гражданском делом исковому заявлению Миркамиловой Эльмиры Ахмадеевны к администрации муниципального образования Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес>, администрации муниципального образования Сакмарский район <адрес>, Министерству социального развития <адрес>, о признании жилого дома непригодным для проживания и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Миркамилов Руслан Ахмадеевич, Миркамилова Миннур Накиповна обратились в суд с иском к администрации МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес>, администрации МО Сакмарский район <адрес>, Министерству социального развития <адрес>, о признании жилого дома непригодным для проживания и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения. В обоснование заявленных требований указано, что истец Миркамилов Руслан Ахмадеевич состоит в сводном районном списке с ДД.ММ.ГГГГ под №, поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма по категории «ветеран боевых действий». Истец Миркамилова Миннур Накиповна состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, с ДД.ММ.ГГГГ под № по категории «семья, имеющая ребенка-инвалида». Согласно акта обследования жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ Миркамилова Руслана Ахмадеевича признали нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В долевой собственности истцов имеется жилой дом общей площадью 24,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, обследован принадлежащий истцам жилой дом. Согласно заключения № от ДД.ММ.ГГГГ комиссия приняла решение о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания.
Согласно ответа Министерства социального развития <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, истцы состоят в сводном районном списке за №№ и №, так как заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ дом истцов признан непригодным для проживания, а по информации администрации МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес> вопрос о постановке семьи на учет по категории «граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания» должен быть рассмотрен жилищной комиссией ДД.ММ.ГГГГ и обеспечение граждан указанной категории жилыми помещениями по договору социального найма, должно осуществляться во внеочередном порядке за счет средств местного бюджета.
Согласно заключения ООО «Инженерно-технический центр «Строительной экспертизы» от ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> в <адрес> в целом находится в аварийном состоянии. Спорный жилой дом ООО «Союз экспертов» в связи с обращением администрации МО Татаро-Каргалинский сельсовет в ДД.ММ.ГГГГ году, признан ограниченно работоспособным, с чем согласиться нельзя, так как эксперты предлагают вложить в ремонт жилого дома, оцененного в 80 000 рублей, 125 000 рублей, после чего в нем можно будет проживать, а фактически жилой дом аварийный и непригоден для проживания.
Решением № заседания комиссии при администрации Татаро-Каргалинского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан ограничено-работоспособным, истцам было рекомендовано обратиться в администрацию МО Сакмарский район о выделении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма по категории «ветеран боевых действий» и «семья, имеющая ребенка-инвалида» в связи с тем, что признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Считают, что в связи с тем, что жилое помещение, где они проживают, признано непригодным для проживания, они имеют право на первоочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма. В настоящее время истцы вынуждены снимать другое жилое помещения для проживания, так как в зимний период проживать в <адрес> в <адрес>, невозможно.
Просят суд признать жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, непригодным для проживания.
Обязать администрацию МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес>, администрацию МО Сакмарский район <адрес>, Министерство социального развития <адрес> предоставить Миркамилову Руслану Ахмадеевичу жилье для проживания по договору социального найма.
Обязать администрацию МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес>, администрацию МО <адрес>, Министерство социального развития <адрес> предоставить Миркамиловой Миннур Накиповне и Миркамиловой Эльмире Ахмадеевне жилье для проживания по договору социального найма.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц по иску привлечены Миркамилова Эльмира Ахмадеевна и Миркамилов Ринат Ахмадеевич.
Миркамилова Э.А. обратилась в суд с иском к администрации МО Татаро-Каргалинский сельсовет Сакмарского района <адрес>, администрации МО Сакмарский район <адрес>, Министерству социального развития <адрес>, о признании жилого дома непригодным для проживания и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения. В обоснование заявленных требований указано, что истец составом семьи в два человека, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, с ДД.ММ.ГГГГ под № по категории «семья, имеющая ребенка-инвалида». Истец является собственником 1/3 доли жилого дома общей площадью 24,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации МО Сакмарский район от ДД.ММ.ГГГГ №-п, обследован принадлежащий истцу жилой дом. Согласно заключения № от ДД.ММ.ГГГГ комиссия приняла решение о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания.
Согласно ответа Министерства социального развития <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, истец состоит в сводном районном списке, так как заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ дом истца признан непригодным для проживания, а по информации администрации МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес> вопрос о постановке семьи на учет по категории «граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания» должен быть рассмотрен жилищной комиссией ДД.ММ.ГГГГ и обеспечение граждан указанной категории жилыми помещениями по договору социального найма, должно осуществляться во внеочередном порядке за счет средств местного бюджета.
Согласно заключения ООО «Инженерно-технический центр «Строительной экспертизы» от ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> в <адрес> в целом находится в аварийном состоянии. Спорный жилой дом ООО «Союз экспертов» в связи с обращением администрации МО Татаро-Каргалинский сельсовет в ДД.ММ.ГГГГ году, признан ограниченно работоспособным, с чем согласиться нельзя, так как эксперты предлагают вложить в ремонт жилого дома, оцененного в 80 000 рублей, 125 000 рублей, после чего в нем можно будет проживать, а фактически жилой дом аварийный и непригоден для проживания.
Решением № заседания комиссии при администрации Татаро-Каргалинского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан ограниченно-работоспособным, истцу было рекомендовано обратиться в администрацию МО Сакмарский район о выделении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма по категории «семья, имеющая ребенка-инвалида» в связи с тем, что признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Считает, что в связи с тем, что жилое помещение, где она проживает, признано непригодным для проживания, она имеет право на первоочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма. В настоящее время истец вынуждена снимать другое жилое помещения для проживания, так как в зимний период проживать в <адрес> в <адрес>, невозможно.
Просит суд признать жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, непригодным для проживания.
Обязать администрацию МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес>, администрацию МО Сакмарский район <адрес>, Министерство социального развития <адрес> предоставить Миркамиловой Эльмире Ахмадеевне жилье для проживания по договору социального найма.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела по искам Миркамилова Р.А., Миркамиловой М.Н. и Миркамиловой Э.А. к администрации МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес>, администрации МО Сакмарский район <адрес>, Министерству социального развития <адрес>, о признании жилого дома непригодным для проживания и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, объединены в одно производство.
ДД.ММ.ГГГГ представили измененные исковые требования, согласно которых Миркамилова Эльмира Ахмадеевна и Миркамилов Руслан Ахмадеевич просят суд обязать администрацию МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес>, администрацию МО <адрес>, Министерство социального развития <адрес> предоставить Миркамиловой Эльмире Ахмадеевне для проживания другое благоустроенное жилье по договору социального найма во внеочередном порядке в связи с тем, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является аварийным, опасным для жизни и здоровья граждан.
Обязать администрацию МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес>, администрацию МО <адрес>, Министерство социального развития <адрес> предоставить Миркамилову Руслану Ахмадеевичу для проживания другое благоустроенное жилье по договору социального найма во внеочередном порядке в связи с тем, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является аварийным, опасным для жизни и здоровья граждан.
В судебном заседании представитель истца Миркамилова Р.А. Лопатина Н.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и истец и представитель истца Миркамиловой Э.А. Миркамилова М.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, уточненные исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в уточненном заявлении основаниям, просили их удовлетворить в полном объеме.
Истцы Миркамилов Руслан Ахмадеевич и Миркамилова Эльвира Ахмадеевна в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес> Терновская Г.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Указала, что оснований не имеется. В собственности данных лиц имеется имущество и они не могут быть признаны малоимущими, с таким заявлением не обращались, по ним решение не принималось. Спорный дом подлежит ремонту и реконструкции согласно проведенной экспертизе.
Представитель администрации МО Сакмарский район Фирсов С.Ф. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Ранее представили отзыв, согласно которому указано, что Миркамилов Руслан Ахмадеевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит в сводном районном списке отдельных категорий граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с ДД.ММ.ГГГГ под № по категории «ветеран боевых действий». Миркамиловой Э.А. 24 июня текущего года исполнилось 18 лет. Поэтому Миркамилова М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратила статус «семья, имеющая ребенка-инвалида» и не может состоять в районном списке по данной категории. Миркамилова Э.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, самостоятельно состоит в сводном районном списке отдельных категорий граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов». Миркамилова М.Н. является ненадлежащим истцом по данному делу.
Решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, и не входит в полномочия судебных органов. Заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, назначенной постановлением администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, принято с превышением полномочий и не может служить основанием для признания спорного жилого дома аварийным. Законодательство РФ не предусматривает предоставление гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений по договору социального найма за счет средств районного бюджета.
Представитель ответчика Министерства социального развития <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее представителем представлены письменные возражения, согласно которых, с заявленными требованиями Министерство социального развития <адрес> не согласно, просили рассмотреть в свое отсутствие.
В своем отзыве указали, что согласно п. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-IV-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории <адрес>, жилых помещений жилищного фонда <адрес>» по договору социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда на территории <адрес> предоставляются гражданам, проживающим в жилых помещениях жилищного фонда <адрес>, которые: признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Жилое помещение, признанное не пригодным для проживания, является собственностью семьи Миркамиловых, соответственно, оснований для предоставления жилого помещения Миркамиловым за счет средств областного бюджета не имеется.
По общим основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации малоимущие граждане могут быть поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом в случае признания жилого помещения таких граждан непригодными для проживания, жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке за счет средств местного бюджета. По устной информации администрации МО Татаро-Каргалинский сельсовет семья Миркамиловых не была поставлена на учет нуждающихся по категории «малоимущие граждане», т.к. с заявлением о признании её малоимущей семья Миркамиловых не обращалась.
Согласно сводному районному списку отдельных категорий граждан, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Миркамилов Р.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении только по категории «ветераны боевых действий» с ДД.ММ.ГГГГ за №, Миркамилова Э.А. составом семьи 2 человека состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях и по категории «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов» от ДД.ММ.ГГГГ за №, на внеочередное предоставление жилого помещения по данным категориям права не имеют.
В рамках действующего законодательства жилые помещения по договорам социального найма предоставляются органами местного самоуправления гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очереди по дате принятия таких граждан на учет.
Вопрос о предоставлении Миркамилову Р.А., Миркамиловой Э.А. жилого помещения по договору социального найма по категории «ветеран боевых действий», «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов» находятся на контроле администрации МО <адрес> и будет решен в порядке очередности за счет средств областного бюджета.
В случае постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях семьи Миркамиловых по категории «малоимущие граждане», проживающие жилых помещениях признанными непригодными для проживания семья Миркамиловых будет иметь право на внеочередное обеспечение жилым помещением за счет средств местного бюджета. Просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Третье лицо Миркамилов Ринат Ахмадеевич в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения истца и представителей истцов, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, заключение эксперта и оценив совокупность представленных доказательств, приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность по созданию условий для реализации этого права.
Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с главой 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Часть 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.(ч.3 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации)
Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, регламентировано ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой же статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.(п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ).
Сторонами не отрицалось, что истцы не имеют заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно п. 8 и п.1 подпункт «в» ч. 1 ст. 3 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 года № 1347/285-IV-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» по договору социального найма жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются в том числе и гражданам, жилые помещения которых независимо от формы собственности признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ветеранам боевых действий.
Таким образом, ветеранам боевых действий жилые помещения предоставляются в порядке очередности. Доводы представителя истца Миркамилова Р.А.-Лопатиной Н.В. об исключительности сложившейся ситуации суд не может принять во внимание, поскольку данные доводы не согласуются с нормами закона.
Согласно ч.1 статьи 6 вышеуказанного Закона Оренбургской области гражданам, указанным в пунктах 6, 6-1, 8 части 1 статьи 3 настоящего Закона, жилые помещения предоставляются вне очереди.
Гражданам, указанным в пунктах 2, 3 части 1 статьи 3 настоящего Закона, жилые помещения предоставляются в первоочередном порядке.
Согласно ч.3.ст.6 вышеуказанного закона Оренбургской области жилые помещения предоставляются по решению органа местного самоуправления, исходя из количества свободных жилых помещений.
Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным установлены Положением "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 (далее - Положение № 47).
Согласно п. 7 Положения № 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой для этих целях органом местного самоуправления для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении N 47 требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции (пункт 42).
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47). Содержащийся в указанном пункте перечень решений, которые может принять межведомственная комиссия, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Суд отмечает, что первоначально поданное исковое заявление подавалось также истцом Миркамиловой М.Н., при этом она от требований не отказалась, суд рассматривает по всем требованиям, заявленным в исках.
Миркамиловой Э.А. 24 июня текущего года исполнилось 18 лет. Поэтому Миркамилова М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратила статус «семья, имеющая ребенка-инвалида» и не может состоять в районном списке по данной категории. Миркамилова Э.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, самостоятельно состоит в сводном районном списке отдельных категорий граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов».
Судом установлено, что согласно справке администрации МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы Миркамилова Миннур Накиповна, Миркамилов Руслан Ахмадеевич, Миркамилов Ринат Ахмадеевич, Миркамилова Эльмира Ахмадеевна (т. 1 л.д. 12).
Распоряжением администрации МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ, Миркамилова Э.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий согласно решения № заседания жилищной комиссии муниципального образования Татаро-Каргалинский сельский совет (т. 1 л.д. 180).
Решением заседания жилищной комиссии муниципального образования Татаро-Каргалинский сельский совет от ДД.ММ.ГГГГ Миркамилова Э.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.(т.1 л.д.181)
В соответствии с протоколом № заседания жилищной комиссии администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Миркамилова Э.А. включена в сводный список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов» (т. 1 л.д. 166-167).
Согласно сообщения администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Миркамиловой М.Н., семья состоит в сводном районном списке отдельных категорий граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с ДД.ММ.ГГГГ под № по категории «семья, имеющая ребенка-инвалида». Миркамилов Р.А. состоит в Сводном районном списке отдельных категорий граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с ДД.ММ.ГГГГ под № по категории «ветеран боевых действий» (т. 1 л.д. 18).
Согласно справке № № от ДД.ММ.ГГГГ, Миркамилова Э.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом (т. 1 л.д. 19).
Согласно справке № № от ДД.ММ.ГГГГ, Миркамиловой Э.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, бессрочно установлена третья группа инвалидности. по причине инвалидность с детства (т. 1 л.д. 20).
Из свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Миркамилова Миннур Накиповна, Миркамилов Руслан Ахмадеевич каждый являются собственниками 1/3 доли жилого дома общей площадью 24,8 кв.м., жилой 21,4 кв.м. №а по <адрес> в <адрес>, на основании решения мирового судьи судебного участка всего Сакмарского района Оренбургской области Никитиной О.К. от ДД.ММ.ГГГГ, вступившее в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 21, 24).
Из свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Миркамилова Миннур Наиповна, Миркамилов Руслан Ахмадеевич, Миркамилова Эльмира Ахмадеевна, Миркамилов Ринат Ахмадеевич каждый являются собственниками 1/12 доли жилого дома и земельного участка №а по <адрес> в <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданное нотариусом <адрес> ФИО20 ДД.ММ.ГГГГ, реестровый №, после смерти ФИО10 (т. 1 л.д. 22, 25, 27, 29).
Данные сведения также подтверждаются выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой собственниками жилого <адрес> в <адрес>, являются Миркамилова М.Н., Миркамилов Руслан А., Миркамилова Э.А., Миркамилов Ринат А. (т. 1 л.д. 54-56).
Согласно свидетельства о заключении брака II-РА № от ДД.ММ.ГГГГ, Миркамилов Руслан А. и Рахимова В.А. заключили брак, после заключения брака присвоена фамилия Миркамиловы (т. 1 л.д. 127).
Родителями ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО4 А. и ФИО15 В.А. (свидетельство о рождении III-РА № от ДД.ММ.ГГГГ – т. 1 л.д. 128).
Из объяснений представителя Миркамилова Р.А следует, что Миркамилов Р.А. в спорном жилом доме не проживает, проживает в съемном жилье.
Решением № заседания жилищной комиссии муниципального образования Татаро-Каргалинский сельский совет от ДД.ММ.ГГГГ Миркамилов Р.А. признан нуждающемся в улучшении жилищных условий.(т.1 л.д.239)
Распоряжением администрации МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ, Миркамилов Р.А. признан нуждающемся в улучшении жилищных условий согласно решению № заседания жилищной комиссии муниципального образования Татаро-Каргалинский сельский совет (т. 1 л.д. 240).
Протоколом № заседания жилищной комиссии администрации МО Сакмарский район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Миркамилов Р.А. включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «ветеран боевых действий».
В акте обследования жилищных условий гражданина Миркамилова Руслан А., составленного администрацией МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, указано, что Миркамилов Руслан А. нуждается в улучшении жилищных условий (т. 1 л.д. 31).
Согласно акта обследования жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, при инструментальном обследовании межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации МО Сакмарский район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, помещения, расположенного по адресу: <адрес>, выявлено следующее: фундамент – выявлена неравномерная просадка здания, отклонение углов стен здания от вертикали, деформация основных несущих конструкций здания; несущие стены – выявлен заметный перекос и просадки каркасно-засыпных стен, доски стен покороблены (т. 1 л.д. 32-33).
Заключением № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации МО Сакмарский район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания (т. 1 л.д. 34-35).
Суд соглашается с доводами представителя ответчика администрации МО <адрес>, что заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, назначенное постановлением администрации МО Сакмарский район от ДД.ММ.ГГГГ №-п, принято с превышением полномочий и не может служить основанием для признания спорного жилого дома аварийным поскольку данные функции относятся к полномочиям межведомственной комиссии администрации МО Татаро- Каргалинский сельский совет <адрес>.
Согласно заключения ООО «Инженерно-технический центр «Строительной экспертизы» от ДД.ММ.ГГГГ, техническое состояние строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> литер А1 <адрес>, на момент проведения экспертизы не обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта, не отвечает требованиям строительных норм. Здание в целом находится в аварийном состоянии (т. 1 л.д. 64-99).
По смыслу ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности муниципального жилищного фонда, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05 марта 2009 года N 376-О-П, согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Исходя из указанных выше норм права в их взаимосвязи предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, по общему правилу является нахождение того или иного малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Сам по себе факт непригодности жилого помещения для проживания не порождает права на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, истец в органы местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим не обращался и малоимущим в установленном порядке не признан. Указанные доказательства суду не представлены.
Обстоятельства, которые позволяли бы отнести семью истцов к малоимущей допустимыми доказательствами не подтвержден.
При этом суд отмечает, что согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ в собственности Миркамиловой М.Н. имеется жилой дом на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ в РФ, <адрес>, общей площадью ... кв.м. Миркамилова М.Н. имеет в общей долевой собственности 2,7 га в едином землепользовании с кадастровым номером №. Данный факт Миркамиловой М.Н. не отрицался.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ Миркамилова Э.А. кроме доли в спорном жилом доме и земельном участке имеет в общей долевой собственности 2,7 га в едином землепользовании с кадастровым номером №
Согласно выписке из ЕГРН Миркамилов Р.А. кроме доли в спорном жилом доме и земельном участке имеет в общей долевой собственности 2,7 га в едином землепользовании с кадастровым номером №т.1л.д.246-248).
Таким образом, неспособность истцов, являющихся собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания, приобрести жилое помещение на свои средства не подтверждена.
Суд также учитывает, что обязанность предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникает у органа местного самоуправления при наличии сведений о том, что принадлежащее собственнику жилое помещение, признанное непригодным для проживания, не подлежит ремонту или реконструкции.
В обоснование заявленных требований Миркамиловы представили заключение ООО «Инженерно-технический центр «Строительной экспертизы» от ДД.ММ.ГГГГ, в котором содержатся выводы о том, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, в целом находится в аварийном состоянии.
Однако указанное заключение не может быть принято во внимание, у суда отсутствуют основания для признания заключения достоверным и достаточным доказательством, поскольку категоричного вывода о том, что жилое помещение, в котором проживают истцы семьей, не подлежит ремонту или реконструкции, экспертное исследование не содержит.
При этом, в соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ гола по ходатайству истца и представителя истца Миркамиловой Э.А. Миркамиловой М.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и представителя истца Миркамилова Р.А. Лопатиной Н.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, по делу была назначена строительно-техническая экспертиза в отношении спорного жилого дома с целью установления состояния жилого дома. Проведение экспертизы было поручено эксперту ООО «Оренбургская судебно-стоимостная экспертиза» ФИО22
Согласно заключения эксперта ООО «Оренбургская судебно-стоимостная экспертиза» ФИО22 №-С от ДД.ММ.ГГГГ, общее техническое состояние конструкций жилого дома (исходя из состояния наружных несущих стен) оценивается как аварийное.
По результатам проведенного обследования сделан вывод о том, что ухудшение технического состояния наружных стен может быть обусловлено их обшивкой асбоцементными листами, которые препятствовали обеспечению вентиляции конструкций. В ходе натурного обследования иных нарушений строительных норм и правил при проведении обследования не выявлено. Конструктивное решение жилого дома по состоянию на дату обследования обеспечивает пожарную безопасность. Объемно-планировочное решение жилого дома обеспечивает в случае пожара возможность эвакуации людей независимо от их возраста и физического состояния наружу на прилегающую к зданию территорию. Нарушений норм и правил, влекущих угрозу жизни и здоровью, не выявлено. Нарушений СанПиН 2.1.2.2645-10 в ходе обследования не выявлено.
Расчетная величина физического износа составляет 45%, свидетельствует о неудовлетворительном состоянии жилого дома, эксплуатация конструктивных элементов возможна лишь при условии значительного капитального ремонта. При этом состояние отдельных конструктивных элементов (в части наружных стен) оценивается как аварийное.
В целях определения возможности эксплуатации и пригодности для проживания экспертом произведена оценка на соответствие жилого дома требованиям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (с изменениями на 24.04.2020 гола).
По результатам проведенного исследования выявлены повреждения наружной стены жилого дома в виде повреждения досок обшивки с поражением гнилью, высыпание утеплителя из стен (вследствие чего не обеспечиваются требования по теплопередаче), повреждение штукатурного слоя, следы промерзания конструкций. Состояние наружной стены жилого дома со стороны соседнего домовладения оценивается как аварийное.
В связи с этим сделан вывод о том, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не пригоден для проживания с учетом фактического технического состояния, создает угрозу здоровью и жизни граждан. Требуется проведение работ по восстановлению, усилению конструкций.
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, подлежит ремонту. Целесообразность проводить ремонт или реконструкцию указанного жилого дома имеется.
По результатам проведенного исследования по второму вопросу сделан вывод о том, что состояние наружных стен жилого дома со стороны заднего и бокового (со стороны соседнего домовладения) фасадов оценивается как аварийное, обусловлено эксплуатационными дефектами и требует проведения капитального ремонта. При этом иные конструкции жилого дома не имеют признаков снижения несущей способности до опасных пределов. Таким образом, с учетом состояния наружной стены жилого дома со стороны соседнего домовладения общее техническое состояние жилого дома оценивается как аварийное. При этом имеется экономическая целесообразность проведения работ по восстановлению и усилению конструкций.
Заключение экспертизы соответствует всем, требованиям, предъявляемым к проведению экспертиз, оформлению экспертных заключений. Выводы эксперта изложены последовательно, полно, содержат ответы на поставленные судом вопросы. Вывод эксперта сделан однозначный. Сомнений в правильности или обоснованности данного заключения у суда не имеется, противоречия отсутствуют. Эксперт ФИО22 является действительным членом некоммерческого партнерства «Палата судебных экспертиз», предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Заключение эксперта суд считает допустимым доказательством по делу, поскольку оно сделано при непосредственном осмотре земельных участков, содержат исследовательскую часть, выводы и ответы на поставленные вопросы; выводы эксперта последовательны, непротиворечивы, основаны на профессиональных знаниях и стаже работы эксперта; эксперт об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения предупрежден.
Вместе с тем, в силу приведенных выше норм материального права решение вопроса о признания жилых помещений непригодными для проживания отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
Иной способ установления непригодности жилого помещения для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма по п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации действующее правовое регулирование не предусматривает.
Как следует из материалов дела, в установленном законом порядке решение о признании принадлежащего истцу жилого помещения непригодным для проживания и неподлежащим ремонту или реконструкции не принималось.
В заключении от ДД.ММ.ГГГГ выводов о признании принадлежащего истцу жилого помещения не подлежащим ремонту или реконструкции не содержится. Данное заключение истцом не оспорено. С соответствующим заявлением для решения вопроса о признании жилого помещения неподлежащим ремонту или реконструкции в межведомственную комиссию администрации МО Татаро-Каргалинский сельский совет <адрес> Миркамиловы не обращались.
Учитывая вышеизложенное, в данном случае предусмотренных законом оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцам жилого помещения вне очереди в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не имеется.
Кроме того, по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения, в установленном порядке признанного непригодным для проживания и не подлежит ремонту или реконструкции (аварийным и подлежащим сносу), обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу положений ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.
Таким образом, жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте "и" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Из материалов дела следует, что жилое помещение, принадлежащее Миркамиловым на праве собственности, признано непригодным для проживания, однако решения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд органом местного самоуправления не принималось и соглашения о предоставлении истцам другого жилого помещения между сторонами не заключалось.
Руководствуясь вышеизложенным, в удовлетворении исковых требований истцов к ответчикам надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Миркамилова Руслана Ахмадеевича, Миркамиловой Миннур Накиповны к администрации муниципального образования Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес>, администрации муниципального образования <адрес>, Министерству социального развития <адрес>,
о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания,
обязании администрации МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес>, администрации МО Сакмарский район <адрес>, Министерства социального развития <адрес> предоставить Миркамилову Руслану Ахмадеевичу для проживания другое благоустроенное жилье по договору социального найма во внеочередном порядке в связи с тем, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является аварийным, опасным для жизни и здоровья граждан,
и обязании администрации МО Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес>, администрации МО <адрес>, Министерство социального развития <адрес> предоставить Миркамиловой Миннур Накиповне и Миркамиловой Эльмире Ахмадеевне жилье для проживания по договору социального найма, отказать.
В удовлетворении исковых требований Миркамиловой Эльмиры Ахмадеевны к администрации муниципального образования Татаро-Каргалинский сельсовет <адрес>, администрации муниципального образования <адрес>, Министерству социального развития <адрес>, о признании жилого дома расположенного по адресу: <адрес> непригодным для проживания и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения Миркамиловой Эльмире Ахмадеевне для проживания другое благоустроенное жилье по договору социального найма во внеочередном порядке в связи с тем, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является аварийным, опасным для жизни и здоровья граждан– отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сакмарский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья И.А. Долгова
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
....