Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № ******
в производстве Октябрьского районного суда <адрес>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Бабкиной Н.А., с участием представителя истца ФИО3, ответчика ФИО1, при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента государственного жилищного и строительного надзора <адрес> к ФИО1 о возложении обязанности предоставления доступа в жилое помещение,
УСТАНОВИЛ :
Департамент государственного жилищного и строительного надзора <адрес> обратился в суд с иском к ФИО1 о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение № ****** по <адрес> в <адрес>, для проведения контрольно-надзорных мероприятий.
В обоснование иска указано, что Департамент государственного жилищного и строительного надзора <адрес> осуществляет контрольно-надзорные функции. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Департамента поступило обращение от собственника жилого помещения № ****** по <адрес> № ****** в <адрес> по факту проведения собственником <адрес> в <адрес> самовольной перепланировки жилого помещения. На основании указанного обращения приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № ****** инициирована внеплановая выездная проверка доводов, указанных в обращении. В соответствии с выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого помещения № ****** в многоквартирном <адрес> в <адрес> является ФИО1 Департаментом ДД.ММ.ГГГГ за исх. № ****** в адрес собственника жилого помещения № ****** по <адрес> ФИО1 направлено уведомление о проведении проверки и необходимости предоставления доступа в жилое помещение ДД.ММ.ГГГГ 15 часов 00 минут и ДД.ММ.ГГГГ 15 часов 00 минут. В указанные даты собственник помещения № ****** по <адрес> ФИО1 на проверку не явилась, доступ в жилое помещение для проведения обследования не представила. По результатам проведенных проверок составлен акт.
В судебном заседании представитель истца ФИО3 на иске настаивала.
Ответчик ФИО1 пояснила, что перепланировка в квартире не производилась, она приобрела квартиру в 2017 году в таком состоянии, которое имеет место по настоящее время. В марте 2017 года произошла авария, прорвало трубу, она оплачивала работы по устранению аварии. Поскольку приведенные в обращении доводы необоснованные, то отсутствуют и основания для проведения проверки.
Заслушав представителя истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Аналогичные нормы закона содержатся в статье 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Из положений статей 25 и 26 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
В силу ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Согласно ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора), в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено право должностных лиц государственного жилищного контроля посещать с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что спорное жилое помещение – <адрес> многоквартирном жилом <адрес> по <адрес> в <адрес> принадлежит на праве единоличной собственности ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ собственник квартиры по адресу: <адрес> <адрес> ФИО5 обратилась в Департамент государственного жилищного и строительного надзора <адрес> с заявлением о проведении проверки на предмет законности произведенной ответчиком перепланировки и перустройства, указав, что в июле 2017 г. после очередного затопления, собственник ФИО1 <адрес> стала осуществлять ремонтные работы сантехнического оборудования в своей квартире. В связи с этим, ФИО5 (собственник <адрес>) передала ключи от <адрес> собственнику ФИО1 для доступа к стояку отопления в её квартире. ФИО1 с помощью слесаря, которого она пригласила для ремонтных работ, нарушила систему отопления дома в пределах её <адрес> при её отсутствии в квартире и без её разрешения.
Уведомление о проведении проверки, в том числе о необходимости предоставления доступа и предоставления документов, подтверждающих законность произведенной перепланировки и переустройства, получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается ее подписью на уведомлении.
Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ № ****** следует, что ответчик не обеспечил доступ в спорное жилое помещение.
В п. 2 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена необходимость получения согласия собственника в случае обследования жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности.
В то же время ограничения данного конституционного права также определены законом, имеющим высшую юридическую силу, в частности, неприкосновенность жилища, в том числе отсутствие согласия собственника на обследование жилого помещения могут быть преодолены судебным решением.
Из разъяснений, изложенных в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации», следует, что поскольку никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения, вышеназванные суды должны рассматривать материалы, подтверждающие необходимость проникновения в жилище, если таковые представляются в суд.
В рамках настоящего дела в суд с требованиями о предоставлении доступа в жилое помещение в целях проведения контрольно-надзорных мероприятий обратился Департамент государственного жилищного и строительного надзора <адрес>, который в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ******-ПП является исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным, в том числе, на осуществление на территории <адрес> контроля выполнением гражданами, установленных в соответствии с жилищным законодательством обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда, и наделен полномочиями принимать меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, в том числе составляет протоколы об административных правонарушениях, рассматривает дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и принимает меры по предотвращению таких нарушений (подпункты 1, 14 пункта 10 Постановления).
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора устанавливает Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******, согласно которому в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (пункт 10).
Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к: жилым помещениям, их использованию и содержанию; порядку переустройства и перепланировки жилых помещений (пункт 11).
В силу пункта 28 Положения о порядке организации и проведения регионального государственного жилищного надзора на территории <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ****** основаниями для проведения внеплановой проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления и гражданами обязательных требований являются, в том числе поступление, в частности посредством государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в Департамент обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения органами государственной власти, органами местного самоуправления и гражданами обязательных требований.
Основаниями для принятия решения о проведении проверки являются поступление в Департамент обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт Приказа Департамента ГЖиСН СО от ДД.ММ.ГГГГ № ******-А «Об утверждении Административного регламента Департамента государственного жилищного и строительного надзора <адрес> по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора».
В судебном заседании ответчик ФИО1 наличие длящихся отношений по вопросу устранения недостатков инженерных коммуникаций подтвердила, приведенные возражения относительно отсутствия с её стороны действий по осуществлению перепланировки не имеют правого значения для разрешения настоящего спора, поскольку не решается вопрос, связанный с выполнением перепланировки жилого помещения, а лишь ставится вопрос об обеспечении доступа в жилое помещение по требованию государственного органа.
Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела по существу нашло свое подтверждение наличие оснований для проведения проверки - обращение собственника <адрес> по адресу: <адрес> ФИО5 в орган, уполномоченный на проведение выездных проверок соблюдения гражданами порядка переустройства и перепланировки жилых помещений, с правом проведения обследования таких жилых помещений, соблюдение порядка уведомления собственника об обеспечении доступа и предоставлении документов, подтверждающих законность произведенной перепланировки, непредставление ответчиком таких документов и доступа, суд приходит к выводу о возложении обязанности на ответчика предоставить доступ в жилое помещение.
С ответчика в доход местного бюджета на основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. 00 коп.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ :
░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ № ****** ░░ <░░░░░> <░░░░░> ░ <░░░░░> ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░