Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1557/2020 ~ М-775/2020 от 25.02.2020

Гражданское дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июня 2019 года <адрес>

Ногинский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Загузова С.А.,

при секретаре Озерцовой Л.В.,

с участием:

истца - Кузнецовой А.А., представителя ответчика - Бочковой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой А. А. к Министерству социального развития <адрес> в лице О. управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> об установлении факта, имеющего юридическое значение, об обязании выдать удостоверение многодетной семьи и предоставить меры социальной поддержки,

У С Т А Н О В И Л:

Кузнецова А.А. обратилась в суд Министерству социального развития <адрес> в лице О. управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> об установлении факта, имеющего юридическое значение, об обязании выдать удостоверение многодетной семьи и предоставить меры социальной поддержки и просила суд:

-установить факт проживания Кузнецовой А.А. по адресу: <адрес>;

-обязать Министерство социального развития <адрес> в лице О. управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> выдать Кузнецовой А.А. удостоверение многодетной семьи;

-предоставить меры социальной поддержки, предусмотренные <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>».

В обоснование заявленных требований указала, что является многодетной матерью – матерью троих детей: ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в О. управление социальной защиты населения (<адрес>) с заявлением о получении удостоверения многодетной семьи, однако в выдаче указанного удостоверения было отказано в связи с несоответствием документов, необходимых для получения Государственной услуги по форме или содержанию требованиям законодательства РФ, как пояснил руководитель О. управления социальной защиты населения отказ связан с тем, что истец не зарегистрирована по месту жительства в <адрес> и не представила об этом соответствующий документ. Между истцом и ФИО2 зарегистрирован брак ДД.ММ.ГГГГ, являются родителями двоих несовершеннолетних детей: ФИО4 и ФИО. Кроме того, истец является матерью ФИО3, проживающей совместно с истцом и другими членами семьи. При этом, истец и члены семьи на дату обращения с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи и в настоящее время фактически проживают в <адрес> по адресу: <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о регистрации по месту жительства ФИО4 и ФИО, копией паспорта ФИО2, свидетельством о регистрации по месту пребывания Кузнецовой А. А. на срок с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, а также выпиской из домовой книги. ФИО3 зарегистрирована по месту жительства в квартире ее отца, ФИО5, по адресу: <адрес>, однако фактически постоянно проживает совместно с истцом и другими членами семьи. Истец была постоянно зарегистрирована в <адрес>, снялась с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ. В <адрес> истец проживает с ДД.ММ.ГГГГ истец была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> <адрес>, сохранилось свидетельство о регистрации на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в период ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирована по месту пребывания и в настоящее время проживает по адресу <адрес>. Кроме того, истец состоит на учете в О. управлении социальной защиты населения (<адрес>) и является получателем мер социальной поддержки, а именно, пособия по уходу за ребенком до полутора лет.

Истец Кузнецова А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, приведя суду доводы, аналогичные изложенным выше.

Представитель ответчика Министерства социального развития <адрес> в лице О. управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской БочковаН.И. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала в полном объеме. В обоснование своих возражений ссылалась на то, что согласно представленным документам установлено, что у Кузнецовой А. А. отсутствует регистрация по месту жительства. Имеется регистрация по месту пребывания. Сотрудники О. У., в случае наличия оснований отказывают в приеме документов и предоставлении услуги. Отказ оформляется Решением. По обращению от ДД.ММ.ГГГГ принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении услуги по основанию несоответствия документов, необходимых для получения государственной услуги, по форме или содержанию требованиям законодательства (отсутствия у одного или нескольких членов семьи места жительства на территории <адрес>). В представленных документах установлен факт отсутствия регистрации по месту жительства матери и наличие регистрации по месту пребывания. Нормативные правовые акты, регламентирующие выдачу удостоверения многодетной семьи, содержат следующие основания для отказа в приеме документов и в предоставлении услуги:

-отсутствие у семьи статуса многодетной в соответствии с законодательством <адрес>;

-отсутствие у кого-либо из членов многодетной семьи места жительства в <адрес>;

-представление неполного комплекта документов, указанных в настоящем Порядке (п.17 Постановления Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ N 1029/45). Из имеющихся данных, органы социальной защиты, не могут самостоятельно установить место преимущественного проживания семьи в полном составе на территории <адрес> исходя из других доказательств, не исходящих от органа регистрационного учета.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части1 статьи56 ГПКРФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

По смыслу части2 той же статьи обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

Законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №81-ФЗ
«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми (статья2 Федерального закона
от ДД.ММ.ГГГГ №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от ДД.ММ.ГГГГ); далее – Федеральный закон
от ДД.ММ.ГГГГ №81-ФЗ).

Президент Российской Федерации Указом от ДД.ММ.ГГГГ
«О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) в целях проведения целенаправленной и адресной политики
по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен постановил органам исполнительной власти областей определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона (подпункт«а» пункта1).

Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в <адрес>, регулирует <адрес>
от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>», принятый постановлением <адрес> думы от ДД.ММ.ГГГГ
-П на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов <адрес> (далее – <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ).

В соответствии с абзацем вторым статьи<адрес>
от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ меры социальной поддержки семьи и детей – меры, предоставляемые органами государственной власти <адрес> с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей.

Согласно абзацу пятому той же статьи многодетная семья – лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18лет,
а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23лет.

В силу части4 статьи<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные данным Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается <адрес>, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи на территории <адрес> (далее – Порядок), который устанавливает правила и условия выдачи удостоверения многодетной семьи (далее – удостоверение).

Как предусмотрено Порядком (пункт2), удостоверение выдается лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) (далее – ребенок, дети)
в возрасте до 18лет, а также достигших совершеннолетия одного или нескольких детей, при условии, что совершеннолетние дети обучаются
в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения (далее – образовательная организация) и не достигли 23лет (далее – Заявитель).

Удостоверение выдается, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в <адрес> (пункт3 Порядка).

По правилам пункта6 Порядка для получения удостоверения заявитель предоставляет в Подразделение или в МФЦ по месту жительства заявление о выдаче удостоверения с приложением указанных в данном пункте документов.

В частности предусмотрено предоставление документов, подтверждающих место жительства Заявителя, супруга (супруги) Заявителя (в случае зарегистрированного брака), детей, достигших 14-летнего возраста,
в <адрес>, в случае, если эти сведения не содержатся в документах, удостоверяющих личность; свидетельство о регистрации по месту жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, или иной документ, подтверждающий место жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, в <адрес> (выписка из домовой книги, копия финансово-лицевого счета нанимателя жилого помещения, единый жилищный документ).

Положения о предоставлении документов, подтверждающих место жительства заявителя и детей в <адрес>, корреспондирует к статье<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ,
в силу которой действие данного Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в <адрес>, что, в свою очередь, обусловлено финансированием мер социальной поддержки семей и детей в <адрес>, установленных тем же Законом, за счет средств бюджета <адрес> (статья<адрес>
от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ).

Понятие места жительства гражданина дано в статье20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГКРФ), согласно которой местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт1); местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов (пункт2).

Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон Российской Федерации
от ДД.ММ.ГГГГ ) в статье2 (абзац восьмой) конкретизирует, что место жительства – жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

При этом Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (статья3) закрепляет регистрационный учет граждан Российской Федерации
по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации – в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Вместе с тем, регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Как следует из содержания пункта6 Порядка, предоставление документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства, – не требуется,
необходимо предоставление документа, подтверждающего место жительства многодетной семьи, с которым законодательство связывает возникновение и осуществление прав многодетной семьи на получение социальной поддержки за счет средств бюджета <адрес>.

В пункте17 Порядка установлено, что удостоверение не выдается в случае, в том числе:

-отсутствие у семьи статуса многодетной в соответствии с законодательством <адрес>;

-отсутствие у кого-либо из членов многодетной семьи места жительства в <адрес>;

-представление неполного комплекта документов, указанных в настоящем Порядке.

Судом установлено, что истец Кузнецова А.А. является матерью троих детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения <данные изъяты> ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения <данные изъяты> ФИО ДД.ММ.ГГГГ года рождения <данные изъяты>

Совместно с истцом Кузнецовой А.А. по адресу: <адрес> зарегистрированы: ФИО6, ФИО2 (супруг истца), ФИО7, ФИО4 (сын истца), ФИО (дочь истца), ФИО8

ФИО2 является супругом Кузнецовой А.А. <данные изъяты> зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> <данные изъяты>

Дочь Кузнецовой А.А. от первого брака – ФИО3 зарегистрирована по месту жительства отца по адресу: <адрес>

Истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась через портал Государственных услуг Российской Федерации (www.gosuslugi.ru) за получением услуги «Выдача удостоверения многодетной семьи»

Решением Министерства социального развития <адрес>
в лице О. управления социальной защиты населения (<адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в предоставлении государственной услуги – Удостоверение многодетной семьи <данные изъяты>

Как следует из данного решения, причиной отказа в предоставлении услуг является несоответствие документов, необходимых для получения государственной услуги, по форме или содержанию требованиям законодательства РФ.

Суд считает необходимым отметить, что на портале Государственных услуг Российской Федерации размещен перечень документов, обязательных для представления при обращении за государственной услугой «Выдача удостоверения многодетной семьи», который включает в себя документ, удостоверяющий личность супруга (супруги) заявителя; документы, подтверждающие регистрацию членов многодетной семьи по месту жительства в <адрес>. Также на портале «Госуслуг» указаны основания для отказа в приеме документов и в предоставлении услуги.

Как пояснил в ходе судебного разбирательства истец, её супруг и трое несовершеннолетних детей, их семья фактически проживает на территории <адрес> в <адрес> по указанному адресу.

Регистрация ФИО3 по адресу: <адрес> – носит формальный характер.

В ходе судебного разбирательства истец пояснила, что фактически ФИО3 проживает с ней по адресу: <адрес>.

Также, согласно представленным в материалы дела документам, с ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что Кузнецова А.А. зарегистрирована и проживает на территории <адрес> совместно с супругом и тремя детьми, в том числе с несовершеннолетней ФИО3 также фактически проживает по тому же адресу – совместно с матерью.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии у семьи истца права на получение мер социальной поддержки как многодетной семьи на территории <адрес>.

Учитывая регистрацию по адресу: <адрес>, суд полагает, что в удовлетворении требований об установлении факта проживания по вышеуказанному адресу следует отказать.

Соответственно, будучи многодетной матерью и проживая на территории <адрес>, – Кузнецова А.А. имеет право на получение мер социальной поддержки в силу положений <адрес>
от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ.

Доказательств обратного, ответчиком – в нарушение положений статьи56 ГПКРФ – суду не представлено.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют об обоснованности требований истца об обязании ответчика оформить и выдать ей удостоверение многодетной семьи.

Таким образом, с учетом изложенных выше законоположений, исследовав все представленные в материалы дела доказательства, как в отдельности так и в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в полном объеме.

Руководствуясь статьями194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кузнецовой А. А. к Министерству социального развития <адрес> в лице О. управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> об установлении факта, имеющего юридическое значение, об обязании выдать удостоверение многодетной семьи и предоставить меры социальной поддержки, удовлетворить частично.

Обязать Министерство социального развития <адрес> в лице О. управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> выдать Кузнецовой А. А. удостоверение многодетной семьи.

В удовлетворении исковых требований Кузнецовой А. А. к Министерству социального развития <адрес> в лице О. управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> в большем объеме, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через Ногинский городской суд.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья

2-1557/2020 ~ М-775/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кузнецова Анна Арамовна
Ответчики
Окружное управление социальной защиты населения
Суд
Ногинский городской суд Московской области
Судья
Загузов Станислав Александрович
Дело на сайте суда
noginsk--mo.sudrf.ru
25.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.02.2020Передача материалов судье
28.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.03.2020Предварительное судебное заседание
24.04.2020Предварительное судебное заседание
19.05.2020Предварительное судебное заседание
19.06.2020Судебное заседание
29.06.2020Судебное заседание
06.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.12.2020Дело оформлено
07.06.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее