Гр.дело №
УИД: №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Избербаш 17 августа 2020 г.
Избербашский городской суд республики Дагестан в составе:
председательствующего-судьи Муртазалиева М.М.
при секретаре судебного заседания Багомедовой А.Б.,
с участием помощника прокурора г.Избербаш Ахадовой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г.Избербаш к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №10 г.Избербаш», Администрации городского округа «Город Избербаш» об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности,
установил:
заместитель прокурора г.Избербаш обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению (далее- МКДОУ) «Детский сад №10 г.Избербаш», третьему лицу- Администрации городского округа «Город Избербаш» (далее- ГО «г.Избербаш») об обязании принять меры по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности в помещениях Детского сада, указывая, что прокуратурой г.Избербаш во исполнение поручения прокуратуры Республики Дагестан с привлечением специалистов Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 11 по г. Избербашу и Каякентскому району Республики Дагестан, проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в МКДОУ «Детский сад № 10 г. Избербаш», в ходе которой были выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
Кроме того, по результатам ранее проведенной ОНД и ПР проверки противопожарного состояния МКДОУ «Детский сад № 10 г. Избербаш» 28.10.2019 и заведующая указанного образовательного учреждения ФИО2 привлечены к административной ответственности в виде штрафа соответственно на 150000 и 10000 рублей по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, т.е. за нарушение требований пожарной безопасности.
Несмотря на принятые меры директором образовательного учреждения МКДОУ «Детский сад № 10 г. Избербаш», по настоящее время нарушения законодательства о пожарной безопасности не устранены.
Неисполнение требований законодательства о пожарной безопасности препятствует своевременному предотвращению воздействия на граждан опасных факторов пожара, их своевременной эвакуации, спасению на случай пожара, что ставит под угрозу жизнь и здоровье лиц, посещающих указанное учреждение.
В связи с изложенным, просит обязать устранить выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности МКДОУ «Детский сад № 10 г. Избербаш» и Администрацию городского округа «город Избербаш».
Помощник прокурора г.Избербаш Ахадова Т.М. в судебном заседании иск поддержала в полном объеме и просила удовлетворить его по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – МКДОУ «Детский сад №10 г.Избербаш» ФИО4 -руководитель, в судебном заседании исковое требование не признала, просила отказать в удовлетворении его, поясняя, что для устранения всех нарушений пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки, необходимы финансовые средства, а их у учреждения нет, на их просьбы предоставить дополнительные средства, учредитель- Управление образованием г.Избербаш отвечает отказом. Из-за отсутствия финансовых средств в дальнейшем также детское дошкольное учреждение не в состоянии устранить нарушения. На данный момент некоторые нарушения устранены, на устранение остальных нарушений, выделены финансовые средства, полагает, что в ближайшее время нарушения будут устранены.
Предъявляя иск, прокурор привлек к участию в деле Администрацию ГО «г.Избербаш» в качестве третьего лица, и в то же время, предъявил требование к ней об устранении нарушений пожарной безопасности. По этой причине и по причине того, что учредителем МКДОУ «Детский сад №10 г.Избербаш», а также собственником имущества, имеющегося в оперативном управлении у Детского сада, является Администрации ГО «г.Избербаш», последняя была привлечена к участию в деле определением суда в качестве ответчика.
Представитель ответчика-Администрации ГО «г.Избербаш» ФИО5, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, в удовлетворении их просил отказать, указывая, что: в полномочия заместителя прокурора не входит право предъявления иска, он подан неуполномоченным лицом; никаких доказательств тому, что Администрация допустила финансовое нарушение в отношении Детского сада №10, прокуратурой не представлены; требования прокурора не вытекают из поручения Прокуратуры РД; фактически проверка прокуратурой не проведена, специалист выделен не был.
Представитель третьго лица- ОНД и ПР №11 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД (по г.Избербаш и Каякентскому району) ФИО6, действующий на основании доверенности, исковое требование поддержал и просил удовлетворить его, указывая, что нарушения имели место быть, они по настоящее время не устранены.
Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.
Согласно ч. 3 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относятся создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Так, в ходе проведенной проверки в зданиях и помещениях МКДОУ «Детский сад № 2 г. Избербаш» выявлены следующие нарушения требований Федерального закона от 22.07.2008 № 123 - ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», в частности:
распределительные коробки не закрыты специальной крышкой, что является нарушением п/п «а п. 42 Постановления Правительства РФ № 390;
на объекте защиты руководитель организации не обеспечил исправность источников внутреннего противопожарного водопровода, что является нарушением п. 55 Постановления Правительства РФ № 390;
на объекте защиты пожарные шкафы не оборудованы пожарными стволами, что является нарушением п. 57 Постановления Правительства РФ № 390;
на объекте защиты, лица не прошедшие обучение пожарно-техническому минимуму допущены к работе (заведующая и отв. за ПБ), что является нарушением п. 3 Постановления Правительства РФ № 390;
высота эвакуационного выхода из группы № 4 менее 1,9 метров, что является нарушением п.3 ст.4 ФЗ № 123; СП 1.13130.2009 п.4.2.5;
на объекте защиты руководитель организации не обеспечил исправное состояние систем автоматических установок пожарной сигнализации (речевое оповещение), что является нарушением п. 61 Постановления Правительства РФ № 390;
на объекте защиты допущено изменение направления открывания эвакуационной двери в в группе № 7, что является нарушением п/п «ж» п.36 Постановления Правительства РФ № 390;
на объекте защиты в здании класса функциональной пожарной опасности Ф1. (Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2) система пожарной сигнализации не дублирует подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, что является нарушением ч.7 ст.83 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
на объекте защиты допущено использование розеток (рубильников, других электроустановочных изделий) с повреждениями, что является нарушением п/п «б» п. 42 Постановления Правительства РФ № 390;
в рамках реализации мер пожарной безопасности в отношении объекта защиты не представлена декларация пожарной безопасности, что является нарушением ст. 64 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
на объекте защиты руководитель организации не организовал проведение проверки работоспособности систем (средств) противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации) не реже 1 раза в квартал, что является нарушением п.61 Правил противопожарного режима в РФ;
эвакуационные пожарные лестницы не соответствуют (уклон, ширина марша, высота ступенек), что является нарушением СП 1.13130.2009 п. 5.2.4;
на объекте защиты руководитель организации не обеспечил проведение регламентных работ по техническому обслуживанию (планово-предупредительному ремонту) систем автоматических установок пожарной сигнализации (нет договора на обслуживание АПС), что является нарушением п.63 Правил противопожарного режима в РФ;
на объекте защиты допущена эксплуатация двери эвакуационного выхода, не оборудованной запором, позволяющим свободное открытие изнутри без ключа, что является нарушением п. 35 Постановления Правительства РФ № 390;
на объекте защиты учет наличия (периодичности осмотра, сроков перезарядки) огнетушителей (иных первичных средств пожаротушения) не ведется в специальном журнале произвольной формы, что является нарушением п. 478 Постановления Правительства РФ № 390;
на объекте защиты руководитель организации не обеспечил исправное состояние систем автоматических установок пожарной сигнализации, что является нарушением п. 61 Постановления Правительства РФ № 390;
на объекте защиты руководитель организации не организовал проведение проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, в установленные сроки (не реже 1 раза в год), что является нарушением п. 21 Правил противопожарного режима в РФ;
на объекте защиты под лестничными маршами (на лестничных площадках) допущено хранение вещей (мебели, других горючих материалов), что является нарушением п/п «к» п. 23 Постановления Правительства РФ № 390;
на объекте защиты пожарный рукав с пожарным стволом не размещены в навесных (встроенных, приставных) шкафах из негорючих материалов, имеющего элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении, что является нарушением п. 57 Постановления Правительства РФ № 390;
на объекте защиты огнетушители, отправленные на перезарядку, не заменены соответствующим количеством заряженных огнетушителей, что является нарушением п. 471 Постановления Правительства РФ № 390;
Данная проверка проводилась по требованию заместителя прокурора г. Избербаш ФИО7 начальником ОНД и ПР №11 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД ФИО8
О проведенной проверке и выявленных нарушениях подтвердил и представитель третьего лица на стороне истца- ОНД и ПР №11 Муртузалиев М.З.
В материалах дела имеются достаточно доказательств наличия нарушений законодательства противопожарной безопасности, допущенных в МКДОУ «Детский сад №10» г.Избербаш, в частности, Акт проверки от 28.10.2019 г., протокол об административном правонарушении от 28.09.2019 г. в отношении руководителя МКДОУ «Детский сад №10 г.Избербаш» ФИО2 по ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление об административном правонарушении от 06.11.2019 г., согласно которому ФИО2 была привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за выявленные в ходе проверки 28.10.2019 г. нарушения требований пожарной безопасности в МКДОУ «Детский сад №10 г.Избербаш». Также было привлечено к административной ответственности и юрлицо- МКДОУ «Детский сад №10 г.Избербаш» постановлением от 06.11.2019 г.
Какие-либо доказательства тому, что указанные в Акте проверки от 28.10.2019 г. нарушения законодательства о пожарной безопасности ответчиком были устранены на момент предъявления иска и на момент рассмотрения дела, в суд не представлены, напротив, они подтверждены при повторной проверке по поручению заместителя прокурора г.Избербаш, что усматривается из справки начальника ОНД и ПР №11 ФИО8 на имя прокурора г. Избербаш.
Довод представителя Администрации ГО «г.Избербаш» ФИО5 о том, что фактически проверка соблюдения правил пожарной безопасности в МКДОУ «Детский сад №10 г.Избербаш» не проводилась, суд признает необоснованным, так как полноценная проверка проведена в октябре 2019 г., соответствующие нарушения были выявлены. В течение короткого времени проводить повторную проверку по поручению прокуратуры не было, достаточно было выяснить, устранены эти нарушения или нет к январю 2020 г., что и было сделано начальником ОНД и ПР №11 ФИО8
Довод представителя ответчика МКДОУ «Детский сад №10 г.Избербаш» ФИО4 о том, что в настоящее время частично нарушения устранены, а остальные нарушения не могут быть устранены силами учреждения, так как отсутствует финансирование на эти цели, а на их обращение к учредителю- в Администрацию ГО «г.Избербаш» о выделении дополнительных средств, получают ответ об отсутствии средств, суд признает обоснованным.
Как усматривается из Устава МКДОУ «Детский сад №10 г.Избербаш», утвержденного начальником Управления образованием г.Избербаш, учредителем и собственником Учреждения является Администрация городского округа «Город Избербаш» РД (п. 1.5).
Согласно п.6.1 Устава источником формирования имущества Учреждения являются средства бюджета бюджетной системы муниципального образования «Город Избербаш».
Доходы, полученные от приносящей доход деятельности Учреждения, поступают в бюджет муниципального образования «Город Избербаш» (п.6.4 Устава).
Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет собственник имущества (п.6.6 Устава).
Согласно учредительному договору, заключенному между Администрацией ГО «г.Избербаш» и муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад №2», учредитель обязуется принимать на себя расходы по содержанию основных фондов, используемых непосредственно на образовательные цели, на текущий ремонт и капитальный ремонт.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что наряду с МКДОУ «Детский сад №10 г. Избербаш» за соблюдение требований пожарной безопасности, создание безопасных условий пребывания детей и обслуживающего персонала в данном учреждении, должна отвечать и Администрация ГО «г.Избербаш», опровергая доводы представителя ответчика ФИО5
При этом, довод представителя ответчика ФИО4 об отсутствии финансовых средств на устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности, выявленных в ходе прокурорской проверки, не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска прокурора, так как отсутствие финансовых средств не может служить основанием для бездействия в вопросах создания безопасных условий для пребывания детей в детском дошкольном учреждении.
Исходя из этого, иск заместителя прокурора города обязать МКДОУ «Детский сад №10 г.Избербаш» и Администрацию ГО «г.Избербаш» устранить нарушения пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки в МКДОУ «Детский сад №2», подлежит удовлетворению в полном объеме.
Доводы представителя ответчика о том, что заместитель прокурора не уполномочен подавать иски, в связи с чем, исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения, судом оставлены без удовлетворения, так как в понятие «прокурор» входит прокуроры, их заместители и заместитель прокурора (ст. 54 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 06.02.2020) «О прокуратуре Российской Федерации»)..
Доводы представителя ответчика-Администрации ГО «г.Избербаш» о том, что никаких доказательств тому, что Администрация допустила финансовое нарушение в отношении Детского сада №10, прокуратурой не представлены, требования прокурора не вытекают из поручения Прокуратуры РД и т.д., суд находит необоснованными. Кроме того, они не могут повлиять на то обстоятельство, что в ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, о наличии этих нарушений не отрицает и представитель МКДОУ «Детский сад №10», и эти нарушения необходимо устранить в целях создания безопасных условий для детей и обслуживающего их персонала.
Суд считает, что эксплуатация здания дошкольного учреждения, являющегося местом массового пребывания людей, с учетом выявленных нарушений пожарного законодательства, создает прямую угрозу безопасности, жизни и здоровью неопределенного круга лиц - посетителей Детского сада, которыми могут быть не только сотрудники Детского сада, но и дети, их родители. Этот состав может постоянно меняться.
Таким образом, суд считает исковые требования заместителя прокурора г. Избербаш обоснованными, подлежащими удовлетворению. Представителями ответчиков не представлены в суд доказательств тому, что на момент рассмотрения дела нарушения, выявленные при проверке, устранены.
В соответствии с ч.2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Освобождены от уплаты государственной пошлины и органы местного самоуправления, а также казенные учреждения в соответствии с п/п 1 и 1.1 п.1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, оснований для взыскания госпошлины по данному делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Администрацию городского округа «Город Избербаш» Республики Дагестан и муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение (МКДОУ) «Детский сад № 10 г. Избербаш» устранить в срок до 01.10.2020 года, выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, в частности: обеспечить исправность источников внутреннего противопожарного водопровода; обеспечить проведение регламентных работ по техническому обслуживанию (планово-предупредительному ремонту) систем автоматических установок пожарной сигнализации; обеспечить систему пожарной сигнализации дублированием подачи светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта (или) транслирующей этот сигнал организации; организовать проведение проверки работоспособности систем (средств) противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации) не реже 1 раза в квартал; обеспечить объект защиты огнетушителями; проводить периодически проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) не реже одного раза в год.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховном суде РД в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи жалобы в Избербашский городской суд.
Председательствующий-судья Муртазалиев М.М.
Мотивированное решение
составлено 24.08.2020