Дело № 3а-28/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 22 июля 2020 года
Тюменский областной суд в составе:
председательствующего судьи Подкорытовой М.В.
при секретаре Крашевской Н.А.,
с участием прокурора ФИО9,
административного истца ФИО2, представителей административных истцов ФИО12, административного ответчика Тюменской городской думы ФИО6, заинтересованного лица Администрации города Тюмени ФИО7, ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО1 о признании не действующим в части статей 13-10 фрагмента карты градостроительного зонирования города Тюмени, 10-го планировочного района «Правил землепользования и застройки города Тюмени», утвержденных решением Тюменской городской думы от 13.10.2008 г. № 154 в редакции от 26.06.2020г.,
установил:
ФИО2, ФИО1 обратились в Тюменский областной суд с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением о признании недействующей ст. 13-10 фрагмента карты градостроительного зонирования города Тюмени, «Правил землепользования и застройки города Тюмени», утвержденных решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 г. № 154 в редакции изменений от 26.06.2020 г. № 248 в части установления для земельного участка с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>, территориальной зоны ИТ-3 (зона улично-дорожной сети).
В обоснование заявленных требований административные истцы указывают, что им на праве общей долевой собственности по ? принадлежит земельный участок с кадастровым номером <.......>, расположенный по адресу: <.......>, с видом разрешенного использования: под строительство жилого комплекса, для объектов жилой застройки, площадью 882+/-10 кв.м.
Решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 года № 154 (в редакции от 26.06.2020 г.) утверждены «Правила землепользования и застройки города Тюмени», которыми спорный земельный участок отнесен к территориальной зоне ИТ-3 (зона улично-дорожной сети).
В настоящее время земельный участок располагается в двух функциональных зонах (улично-дорожной сети и многоэтажной жилой застройки).
Указывают, что внесенные изменения в «Правила землепользования и застройки г. Тюмени» в части градостроительного зонирования г. Тюмени нарушают их права на принадлежащий им земельный участок и ограничивают в его использовании, в связи с чем возможность по возведению на земельном участке объекта капитального строительства утрачена.
Для защиты своих прав административные истцы обратились в суд с настоящим административным иском (т. 1 л.д.3-6).
В судебное заседание административный истец ФИО1, представители административных истцов ФИО4, ФИО5, не явились, месте и времени слушания уведомлены, дело рассмотрено в их отсутствие.
В судебном заседании административный истец ФИО2, представитель административных истцов ФИО12 на удовлетворении заявленных требований настаивали по изложенным в административном исковом заявлении основаниям с учетом уточнений. Суду пояснили, что земельный участок на основании договора-купли продажи был приобретен в собственность по ? доли на каждого в 2019 году для возведения на нем нежилого помещения и реализации коммерческих целей. На данный момент на земельном участке отсутствуют объекты капитального строительства. Нахождение его в территориальной зоне ИТ-3 препятствует пользованию земельным участком.
Указывают, что при покупке земельного участка исходили из представленных прежним правообладателем правоустанавливающих документов с намерением в последующем обратиться в суд для изменения правового статуса земельного участка, полагая, что если права первоначального собственника были нарушены, то они как собственники на текущий момент могут отстоять свои права в судебных инстанциях.
Также считают, что Администрация г. Тюмени, исходя из положений ст. 279 Гражданского кодекса РФ, должна была обратиться к собственникам земельного участка для его выкупа для общественных нужд, а не накладывать на него обременения.
Сам порядок, процедуру принятия, опубликования нормативного правового акта не оспаривают, но полагают, что при внесении изменений собственник земельного участка должен был быть уведомлен письменно. Считают, что нахождение земельного участка в двух функциональных зонах противоречит градостроительному законодательству.
В судебном заседании представитель Думы городского округа города Тюмени (далее по тексту- Тюменская городская Дума) ФИО6 возражала против удовлетворения административного иска. В возражениях на административное исковое заявление просила отказать административным истцам в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Ранее по существу перечисленных в административном исковом заявлении доводов недействительности принятого решения Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 г. № 154 «О Правилах землепользования и застройки города Тюмени» пояснила, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, административные истцы собственниками спорного земельного участка не являлись, в связи с чем нормативный акт не мог нарушать их права и законные интересы. В соответствии с картой градостроительного зонирования спорный земельный участок расположен в одной территориальной зоне ИТ-3. После приобретения земельного участка истцами в собственность в «Правила землепользования и застройки г. Тюмени», утвержденные решением Тюменской городской Думой от 30.10.2008 г. № 154, были внесены последние изменения решением Тюменской городской Думой № 248 от 26.06.2020 г., однако изменений по спорному земельному участку не содержалось, следовательно, права истцов не нарушены. Оспариваемый нормативный правовой акт соответствует «Генеральному плану городского округа города Тюмени» и принят в соответствии с установленным законодательством процедурами.
Представитель Администрации г.Тюмени ФИО7 в судебном заседании поддержала письменные возражения по иску. Суду пояснила, что оспариваемый акт с внесенными изменениями был принят с соблюдением установленного порядка, в пределах полномочий административного ответчика. Просит в удовлетворении иска отказать. Указывает, что спорный земельный участок с кадастровым номером <.......> поставлен на государственный кадастровый учет <.......> Начиная с <.......> «Правилами землепользования и застройки г. Тюмени», утвержденными решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 г. № 154, была установлена зона, предназначенная для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур ИТ-1, а с 12.09.2013 г. – зона улично-дорожной сети ИТ-3, тогда как право собственности на земельный участок у административных истцов возникло с 25.04.2019 г., что говорит о том, что спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет в уже существующих границах функциональных и территориальных зон, и со стороны административных истцов, при покупке земельного участка, не было проявлено должной заботливости и осмотрительности, не была запрошена информация о них путем направления соответствующего запроса в орган местного самоуправления. Удовлетворение требований административных истцов не приведет к реализации их интересов по осуществлению коммерческого строительства на земельном участке, поскольку отмена установленной «Правилами землепользования и застройки г. Тюмени» зоны ИТ-3 приведет к восстановлению прежней зоны ИТ-1, который также не соответствует виду разрешенного использования участка. Кроме того, спорный земельный участок остается в границах красных линий территории общего пользования, а также в границах полосы отвода автомобильной дороги, установленных проектом планировки территории планировочного района № 10, утвержденного постановлением Администрации г. Тюмени от 13.01.2014 г. № 17 с размещением объекта местного значения автомобильного транспорта. Границы зоны улично-дорожной сети ИТ-3 установлены с учетом требований подпункта 2 пункта 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ об учете функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных «Генеральным планом городского округа город Тюмень». Зонирование территории является частью процесса развития территории, а правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы правообладателей земельных участков, но и защищаемые законом права и интересы иных лиц, а также публичные интересы, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Расположение земельного участка в двух функциональных зонах, одна из которых определяет территорию общего пользования, не является нарушением Градостроительного кодекса РФ.
Представитель Администрации г. Тюмени ФИО8 также считает требования административных истцов не подлежащими удовлетворению, ссылается на отсутствие нарушения или ограничения прав и законных интересов административных истцов оспариваемыми изменениями, которые соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует форме и процедуре принятия уполномоченным органом. Правила землепользования и застройки г. Тюмени были утверждены решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 г. № 154, вопрос внесения изменений в «Правила землепользования и застройки г. Тюмени» был рассмотрен на публичных слушаниях 30.08.2008 г., информация о проведении публичных слушаний опубликована в печатном издании «Тюменский курьер» и размещена на официальном сайте Администрации г. Тюмени 03.07.2008 г., заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в печатном издании «Тюменский курьер» 06.09.2008 г. Принятие «Правил землепользования и застройки г. Тюмени» осуществлялось в соответствии с установленной законодательством процедурой, а решения приняты уполномоченными органами.
Также пояснила, что приведение земельного участка к зоне улично-дорожной сети ИТ-3 связано с тем, что согласно карты функционального зонирования Генерального плана г. Тюмени значительная часть земельного участка (89,1%) расположена в функциональной зоне транспортной инфраструктуры, при этом на участке установлена охранная зона, размещена теплосеть, проходят красные линии.
Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тюменской области в судебное заседание не явились, учитывая надлежащее извещение, дело рассмотрено в их отсутствие.
Прокурор ФИО9 в судебном заседании при даче заключения по делу указала, что оспариваемый нормативный акт принят Тюменской городской Думой в пределах полномочий, с соблюдением порядка и процедуры принятия.
Правилами землепользования и застройки г. Тюмени, утвержденными решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 г. № 154, начиная с 10.04.2009 г. установлена зона, предназначенная для размещения объектов инженерной и транспортной сети ИТ-1, а с 12.09.2013 г. – зона улично-дорожной сети ИТ-3.
Установление зон ИТ-1 и в последующем ИТ-3 соответствует «Генеральному плану городского округа города Тюмени» и Градостроительному кодексу РФ исходя из представленных доказательств и пояснений данных в судебном заседании специалистом. Спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет в существующих границах уже после установления территориальных зон, таким образом, границы зоны ИТ-3 установлены с учетом требований пп.2 п.1 ст.34 Градостроительного кодекса РФ. Кроме того, принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану в силу требований ст. 9, 31, ст.34 Градостроительного кодекса РФ был соблюден.
Полагает, что градостроительное зонирование на спорной территории направлено на соблюдение функционального зонирования, установленного генеральным планом, более того, оно не изменяет правовой режим спорной территории, не создает неопределенность такого режима, а соответственно, не нарушает права и законные интересы административных истцов.
Считает, что оспариваемый нормативный правовой акт в части на момент его утверждения не нарушал и не мог нарушать права и законные интересы административных истцов. Приобретая земельный участок, административные истцы объективно могли проявить должную заботливость и осмотрительность, ознакомиться с правовым режимом приобретаемой недвижимости путем направления соответствующего запроса в орган местного самоуправления либо самостоятельного изучения документов градостроительного зонирования. Полагает, что отсутствуют основания для признания оспариваемого нормативного правового акта в части недействующим.
Суд, выслушав участвующих лиц, объяснения специалиста, заключение прокурора, исследовав материалы дела, считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу частей 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Город Тюмень является муниципальным образованием, наделенным статусом городского округа (ч.1 ст. 1 Устава муниципального образования городской округ города Тюмени (Устав города Тюмени в ред. решения Тюменской городской Думы от 21.12.2017 г. № 669).
Из взаимосвязанных положений пункта 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ следует, что утверждение Генерального плана городского округа, Правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты. При этом, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 названного федерального закона).
В соответствии с Уставом города Тюмени (статья 27), принятого Решением Тюменской городской Думы № 162 от 16 марта 2005 г. (в редакции решения Тюменской городской Думы от 28.03.2019 г. № 92), утверждение Генерального плана городского округа города Тюмени, Правил землепользования и застройки города Тюмени отнесено к компетенции Тюменской городской Думы.
«Правила землепользования и застройки города Тюмени» утверждены решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 г. № 154. Решение Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 г. № 154 «О Правилах землепользования и застройки города Тюмени» было опубликовано в спецвыпуске газеты «Тюменский курьер» № 5 от 13 ноября 2008 г.
Изменения, внесенные решением Тюменской городской Думы от 26 июня 2020 года № 248, приняты для приведения Правил в соответствие с «Генеральным планом городского округа город Тюмень», утвержденным решением Тюменской городской Думы от 27 марта 2008 г. № 9 (с изменениями, внесенными решением Тюменской городской Думы от 26 марта 2009 г. № 257).
Согласно части 1 статьи 61 Устава муниципального образования городского округа города Тюмени (в редакции решения Тюменской городской Думы от 20.06.2018 г. № 739) муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию.
Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки и их утверждения предусмотрен статьями 31, 32, 33 ГрК РФ.
Главой города Тюмени создана комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Тюмени и утверждено Положение о порядке деятельности данной комиссии (распоряжение Главы города Тюмени от 26 июля 2006 г. № 155-рг «О подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Тюмени»).
Главой города Тюмени было вынесено распоряжение № 155-рг от 26.07.2006 г. «О подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Тюмени» (т. 3 л.д. 91-92), данное распоряжение опубликовано в печатном издании «Тюменский курьер» 12.08.2006 г. (т.3 л.д. 93).
Информация о проведении публичных слушаний была утверждена решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008 г. № 88 «О проведении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки города Тюмени» (т. 3 л.д. 94), которое было опубликовано в печатном издании «Тюменский курьер» от 03.07.2008 г. Публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки г. Тюмени состоялись 30.08.2008 г. (т.3 л.д. 96-102). Заключение о результатах публичных слушаний от 03.09.2008 г. опубликовано в печатном издании «Тюменский курьер» от 06.09.2008 г. № 161. Решением Тюменской городской от Думы 30.10.2008 г. № 154 опубликовано в печатном издании «Тюменский курьер» 13.11.2008 г. и на сайте Администрации г. Тюмени (т.3 л.д. 59-107). На момент рассмотрения дела «Правила землепользования и застройки города Тюмени», действуют в редакции от 26.06.2020 года.
Таким образом, «Правила землепользования и застройки города Тюмени», утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008г. № 154, приняты уполномоченным органом местного самоуправления в установленной форме с соблюдением порядка, включая проведение публичных слушаний, подготовку заключения по результатам публичных слушаний, официально опубликованы для всеобщего сведения. Сведения и доказательства в подтверждение указанного в материалы дела представлены. Сторонами административного дела данное обстоятельство не оспаривалось.
Довод административных истцов о том, что о принятии таких решений должен уведомляться каждый владелец земельного участка непосредственно, не основан на законе. Как было отмечено выше, обеспечение информированности о принятии нормативных правовых актов производится путем размещения публикаций в СМИ.
Одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.
Градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статья1 ГрК РФ).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ), правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ)
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту функциональных зон городского округа и утверждается на срок не менее чем 20 лет (часть 11 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
Территориальное планирование направлено на определение в документах назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Положения генерального плана городского округа направлены не только на отражение существующей территории городского округа, но и на планируемое развитие этой территории.
В силу статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ), градостроительные регламенты. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Согласно пункту 8 статьи 1, пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, устанавливающим в том числе территориальные зоны, границы которых определяются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
В силу статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон Российской Федерации, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 ГрК РФ).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 названного кодекса.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (статья 37 ГрК РФ).
В силу статьи 8 ГрК РФ и статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Согласно части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
Исходя из положений части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
При этом, согласно части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам, но при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (статьи 260, 263 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аналогично эти положения закреплены в подпункте 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что ФИО1, ФИО2 являются собственниками по ? доли земельного участка с кадастровым номером <.......> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство жилого комплекса, для объектов жилой застройки, площадь <.......> кв.м., адрес (местоположение) объекта: <.......>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от <.......>. (т.1 л.д. 7-9). Право собственности у истцов возникло на основании договора купли-продажи от <.......> (т.3 л.д. 203-204). Земельный участок в существующих границах поставлен на кадастровый <.......> (выписка из ЕРГН от <.......> т.2 л.д.7-8).
Уведомлением от 25.09.2018г. Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области было отказано в заявлении об установлении (изменении) вида разрешенного использования спорного земельного участка в ЕГРН сведений, поскольку согласно сведениям ЕГРН земельный участок расположен в территориальной зоне ИТ-3, для которой не предусмотрены основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков (т. 3 л.д.186)
Согласно частей 8-10 статьи 34 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что, если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ населенных пунктов, границ территориальных зон, в том числе при изменении сведений о местоположении таких границ, органом регистрации прав выявлено пересечение таких границ с границами земельных участков, сведения о местоположении границ которых содержатся в ЕГРН (исключая земельные участки, пересечение границ которых с границами территориальных зон допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации), орган регистрации вносит в реестр границ описание местоположения границ населенного пункта, территориальных зон, в том числе изменения в сведения об их местоположении в целях приведения этих сведений в соответствие с описанием местоположения границ земельного участка, сведения о местоположении границ которого содержатся в ЕГРН.
Приведенное выше положение применяется при условии, что семьдесят пять и более процентов площади указанного земельного участка находятся соответственно в границах определенного населенного пункта, определенной территориальной зоны.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность вносить изменения в сведения о границе территориальной зоны и определяет размер допустимых отклонений.
Из анализа положений ГрК РФ в совокупности с указанными выше нормативными актами следует, что законодатель допускает возможность несовпадения границ территориальных и функциональных зон, в том числе применительно к конкретному земельному участку, как это имеет место в рассматриваемом деле.
Из пояснений специалиста ФИО10 и представленного суду «Генерального плана городского округа город Тюмень» - карты функциональных зон городского округа города Тюмени, в том числе обозреваемого фрагмента на электронном носителе, с отражением информации в бумажном варианте (скриншоте), фрагмента карты функциональных зон городского округа города Тюмени следует, что земельный участок с кадастровым номером <.......> расположен в большем объеме в функциональной зоне транспортной инфраструктуры, но небольшая часть участка (96 кв.м.) расположена в функциональной зоне застройки многоэтажными жилимыми домами, при этом весь участок располагается в одной территориальной зоне – улично-дорожной сети ИТ -3. (т. 3 л.д. 167, т.4 л.д. 12-14). Площади нахождения земельного участка в разных функциональных зонах административными истцами не оспариваются.
Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования « Правил землепользования и застой города Тюмени» земельный участок отнесен к одной территориальной зоне (т.2, л.д. 4), градостроительный регламент которой не противоречит функциональной зоне, в которой находится большая часть этого участка (89%), что свидетельствует об учете органом местного самоуправления требований пункта 2 части 1 статьи 34ГрК РФ.
Поскольку в отношении участка установлен единый градостроительный регламент, он находится в одной территориальной зоне и неопределенность правового режима в отношении этого земельного участка отсутствует, его расположение в двух функциональных зонах само по себе требованиям градостроительного законодательства не противоречит.
Как следует из объяснений представителей административного ответчика, Администрации г.Тюмени, и не оспаривается административными истцами, на земельном участке с кадастровым номером <.......> начиная с 10.04.2009 г. была установлена территориальная зона для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур (ИТ-1), начиная с 12.09.2013 г. территориальная зона улично-дорожной сети (ИТ-3).
Исходя из договора купли-продажи, земельный участок был приобретен административными истцами 12.04.2019 г. (т.3 л.д. 203-204), в связи с этим можно сделать вывод, что на момент приобретения земельного участка он уже находился в территориальной зоне улично-дорожной сети ИТ-3.
Градостроительный план земельного участка от 13.06.2019 года сведений о размещении в двух территориальных зонах не содержит (т.1. л.д. 81-89). На земельном участке имеется охранная зона, тепловая сеть, установлены красные линии.
Кроме того, согласно карте градостроительного зонирования земельный участок сформирован в зоне улично-дорожной сети в границах красных линий территории общего пользования, а также в границах полосы отвода автомобильной дороги, установленных проектом планировки территории планировочного района № 10 – Тюменский (транссибирская магистраль – граница населенного пункта) с размещением объекта местного значения автомобильных дорог (т.2 л.д.5, 6).
Понятие улично-дорожной сети дано в пункте 3.37 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1034/пр (документ включен в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"), как системы объектов капитального строительства, включающей улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
Как указано в пункте 12 статьи 1 ГрК РФ, территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Пунктом 11 статьи 1ГрК РФ красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод об отнесении улично-дорожной сети городского округа к объектам местного значения (территории общего пользования, обозначенной красными линиями).
Таким образом, размещение объекта транспортной инфраструктуры относится к дискреции органов местного самоуправления городского округа, а установление в генеральном плане функциональной зоны в целях отображения объектов местного значения - улично-дорожной сети, в том числе планируемой, отображение ее границ на картах генерального плана соответствуют положениям статей 9 и 23 ГрК РФ.
При этом, согласно пункту 2 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Градостроительный регламент территориальной зоны объектов автомобильного транспорта (ИТ) предусматривает нахождение в этой зоне территорий общего пользования (код 12.0). Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540, код 12.0 включает вид разрешенного использования, в том числе размещение объектов улично-дорожной сети: автомобильных дорог в границах населенных пунктов.
Таким образом, нахождение земельного участка согласно генеральному плану муниципального образования одновременно в двух функциональных зонах, если одна из данных зон фактически определяет границы территории общего пользования (улично-дорожной сети), не влечет возникновения неопределенности правового режима земельного участка, поскольку позволяет установить в отношении земельного участка одну территориальную зону и отобразить в ней территорию общего пользования, на которую действие градостроительного регламента установленной территориальной зоны распространяться не будет.
Такое градостроительное зонирование также не противоречит положениям части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34ГрК РФ относительно соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Принимая во внимание, что для функциональной зоны транспортной инфраструктуры допускается установление территориальной зоны улично- дорожной сети ИТ-3, из представленных суду документов градостроительного планирования прослеживается в перспективе размещение в данной планировочном районе автомобильных дорог, кроме того на спорном земельной участке расположена тепловая сеть, установлены охранная зона и красные линии оснований полагать неправомерным отнесение территориальной зоны для спорного земельного участка к улично- дорожной сети ИТ-3 не имеется.
В целом установление баланса между частными и публичными правами и интересами достигается, в том числе, путем установления порядка изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд с выплатой компенсации в связи с лишением права собственника принадлежащего ему имущества в порядке Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Гражданского Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении требований полностью или частично, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части.
Поскольку судом не установлено, что «Правила землепользования и застройки города Тюмени», утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 г. № 154 в редакции от 26.06.2020 г., в оспариваемой части не соответствуют законодательству, иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Тюменский курьер», обязанность по опубликованию сообщения суд возлагает на Думу городского округа города Тюмени.
Руководствуясь статьями 208-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО2, ФИО1 о признании недействующими статей 13-10 фрагмента карты градостроительного зонирования города Тюмени, 10-го планировочного района «Правил землепользования и застройки города Тюмени» утвержденного решением Тюменской городской думы от 13.10.2008г. № 154 в редакции от 26.06.2020г. в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <.......>, общей площадью <.......> кв.м, расположенного по адресу : <.......> к территориальной зоне улично-дорожной сети ИТ-3, отказать.
Возложить на Тюменскую городскую думу обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии решения суда в официальном печатном издании – газете «Тюменский курьер».
На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Тюменский областной суд.
Решение в окончательной форме принято 31 июля 2020 года.
Судья Тюменского областного суда М.В.Подкорытова
Копия верна
Судья Тюменского областного суда М.В.Подкорытова