Дело № 2-1089/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усть-Вымский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Рыжковой Е.В.
при секретаре Исаковой З.В.,
с участием представителя заявителя – главы сельского поселения «Межег» П.,
представителя заинтересованного лица ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» по доверенности Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми 07 сентября 2016 года дело по заявлению администрации сельского поселения «Межег» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Глава сельского поселения «Межег» П. обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество – разведочно-эксплуатационную скважину <Номер>, расположенную в <Адрес> с координатами ******** северной широты, ******** восточной долготы. В обоснование своих требований указала, что <Дата> управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <Адрес> спорный объект недвижимости был принят на учет под номером <Номер> как бесхозяйный. В течение года с момента постановки на учет как бесхозяйного никто своих прав на данный объект не заявил.
Представитель заявителя – глава СП «Межег» П. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель заинтересованного лица – ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» по доверенности Ю. в судебном заседании доводы и требования заявителя поддержала, пояснив, что фактически скважиной пользуется ОАО «Усть-Вымская тепловая компания», поскольку является ресорсоснабжающей организацией. Какие-либо документы, подтверждающие права ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» на спорную скважину отсутствуют. Признание права муниципальной собственности позволит в дальнейшем оформить договорные отношения между администрацией СП «Межег» и ОАО «Усть-Вымская тепловая компания».
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования администрации СП «Межег» подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 262 Гражданского процессуального кодекса РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их значению невозможно.
Собственником скважин могут быть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое или юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения сооружением.
В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся: организация в границах поселения электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что разведочно-эксплуатационная скважина <Номер>, находящаяся в <Адрес> принята на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества <Дата>.
Основанием принятия указанного объекта на государственный учет как бесхозяйного явилось заявление органа местного самоуправления, на территории которого он находится.
Из ответов администрации МР «Усть-Вымский», Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми, Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений, ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» следует, что сведения о собственнике отсутствуют, скважина как объект недвижимости на учете не состоит.
В силу положений п. 3 ч. 1 ст. 14, п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся: организация в границах поселения электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное, помимо прочего, для водоснабжения населения, водоотведения.
Спорная разведочно-эксплуатационная скважина предназначена для поставки коммунальных услуг водоснабжения бытовым потребителям - жителям <Адрес>.
К основным принципам в сфере охраны окружающей среды отнесено обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека (ст. 3 ФЗ Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Отсутствие собственника скважины нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, препятствует дальнейшему определению ее балансовой принадлежности и надлежащему содержанию.
Поскольку указанная скважина более одного года находится на учете в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <Адрес> как бесхозяйное имущество, отсутствуют сведения о государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости, данных о споре по указанному объекту не имеется, заявление главы администрации сельского поселения «Межег» в части признания права муниципальной собственности на спорную скважины следует удовлетворить.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать право муниципальной собственности сельского поселения «Межег» на бесхозяйное недвижимое имущество – разведочно-эксплуатационную скважину <Номер>, расположенную в <Адрес> <Адрес> с координатами ******** северной широты, ******** восточной долготы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
судья - Е.В.Рыжкова