Судья Лушникова Н.В. Дело № 2-5/2020
№ 33-1053/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи – председательствующего Богдановой О.Н.,
судей Безносовой Е.И., Душечкиной Н.С.,
при секретаре Губиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 2 июня 2020 года гражданское дело по исковому заявлению Петрова В.П. к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Щучанский» о признании расчета выслуги лет незаконным, включении периода прохождения службы в льготный стаж, взыскании денежных средств
по апелляционной жалобе Петрова В.П. на решение Щучанского районного суда Курганской области от 18 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Курганского областного суда Богдановой О.Н., пояснения представителя ответчика межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Щучанский» Евстигнеевой И.А., представителя третьего лица федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области» Федоровой А.В., судебная коллегия
установила:
Петров В.П. обратился в суд с иском к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Щучанский» (далее - МО МВД России «Щучанский») о признании права на доплату в связи с особыми условиями труда.
В обоснование искового заявления с учетом его неоднократного изменения, указывал, что c 19 мая 2009 года до 28 декабря 2018 года проходил службу в должности участкового уполномоченного полиции ОУУП и ПНД МО МВД РФ «Щучанский». В период его работы участкового уполномоченного с 19 мая 2009 года по 15 сентября 2015 года он выполнял служебные обязанности, непосредственно связанные с опасностью инфицирования микробактериями туберкулеза, ВИЧ, гепатитом, поскольку их исполнение происходило в непосредственном контакте с больными туберкулезом, находящимися в ГКУ «Песчанская областная туберкулезная больница», когда ему приходилось производить осмотр трупов (умерших от заболевания), пресекать административные правонарушения, преступления на территории указанной больницы. С учетом изложенного считал, что подвергал свою жизнь и здоровье постоянному риску, при этом каких-либо доплат за вредные условия труда не получал. Неоднократно обращался к руководству МО МВД России «Щучанский» с заявлением о предоставлении ему льгот установленных законодательством, однако ему было отказано. Считал, что по вине работодателя были нарушены его права, вытекающие из трудовых отношений, на получение льгот и доплат в связи с вредными условиями труда.
Просил суд признать расчет выслуги лет для назначения ему пенсии, произведенный МО МВД России «Щучанский» незаконным; возложить обязанность на ответчика засчитать в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет) в льготном исчислении из расчета 1 месяц за 1,5 месяца период его работы с 19 мая 2009 года по 15 сентября 2015 года; взыскать с ответчика недополученную компенсацию за неиспользованное право на положенные льготы и доплаты в связи с вредными условиями труда за период прохождения службы в размере 649 475 руб.
В судебном заседании истец Петров В.П. на измененных исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика МО МВД России «Щучанский» Евстигнеева И.А. против удовлетворения исковых требований возражала.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области, государственного казенного учреждения «Курганский областной противотуберкулезный диспансер», федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области» извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, а также представитель третьего лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Шумихинском районе Курганской области (межрайонное) извещен надлежащим образом, о причинах не явки не суд не уведомил.
Решением Щучанского районного суда Курганской области от 18 февраля 2020 года постановлено:
«в удовлетворении исковых требований Петрова В.П. к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Щучанский» о признании расчета выслуги лет незаконным, включении периода прохождения службы в льготный стаж, взыскании денежных средств отказать.».
В апелляционной жалобе Петров В.П. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что судом первой инстанции при вынесении решения не было учтено то, что в его должностной инструкции закреплена обязанность по идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить о себе. Перечисленные в п. 4.2 Должностного регламента служебные обязанности осуществлялись на территории противотуберкулезной больницы, что, по его мнению, свидетельствует о выполнении им функций опасных для его жизни и здоровья. Обращает внимание, что судом первой инстанции не были приняты во внимание обстоятельства выполнения им служебных обязанностей с зараженными больными, подтвержденные свидетельскими показаниями, не отрицавшиеся работодателем. Судом также не учтено, что работодателем не проводилась специальная оценка его рабочего места. При неоднократном обращении к работодателю за получением указанных льгот ему было отказано.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель МО МВД России «Щучанский» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Петрова В.П. – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика МО МВД России «Щучанский» Евстигнеева И.А. поддержала доводы, изложенные в возражениях на жалобу.
Представитель третьего лица федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области» Федорова А.В. просила решение суда оставить без изменения, жалобу истца – без удовлетворения.
Иные лица, участвовавшие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежаще, представитель третьего лица Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области просил рассмотреть дело в его отсутствие, другие участники процесса о причинах неявки суд не уведомили. На основании ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возражения, судебная коллегия оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта не усматривает.
Из материалов дела следует, что Петров В.П. в период с 10 января 1992 года по 31 мая 1999 года и с 11 июня 2004 года по 28 декабря 2018 года проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях.
Согласно данным представленной в материалы дела справки о прохождении службы в органах внутренних дел майора полиции в отставке Петрова В.П. (без даты и номера) последний с 19 мая 2009 года по 10 июня 2011 года проходил службу в должности участкового уполномоченного милиции ОВД по Щучанскому району Курганской области, 10 июня 2011 года зачислен в распоряжение Управления МВД России по Курганской области, с 1 августа 2011 года по 15 сентября 2015 года в должности участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних МО МВД России «Щучанский», с 15 сентября 2015 года в должности старшего участкового уполномоченного полиции и по делам несовершеннолетних МО МВД России «Щучанский», с 20 мая 2016 года в должности участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних МО МВД России «Щучанский», 28 декабря 2018 года уволен из органов внутренних дел Российской Федерации по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
С 29 декабря 2018 года Петров В.П. является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
Согласно представленному в материалы дела расчету выслуги лет от 22 января 2020 года выслуга лет Петрова В.П. на дату его увольнения 28 декабря 2018 года составила в календарном исчислении – 26 лет 6 месяцев 2 дня, льготная - 2 месяца 28 дней; всего: 25 лет 9 месяцев.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в ОВД, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342), Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Закон о полиции), другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342, в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в ч. 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
Аналогичные положения содержатся в ч. 2 ст. 34 Закона о полиции, предусматривающей распространение действия трудового законодательства Российской Федерации на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и данным федеральным законом.
Условия обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел закреплены в ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ). В соответствии с ч. 1 указанной нормы денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей. Согласно ч. 3 этой же статьи денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Перечень дополнительных выплат, устанавливаемых сотрудникам, определен ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ.
Вместе с тем в силу ч. 17 ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации помимо дополнительных выплат и надбавок, предусмотренных настоящим Федеральным законом, сотрудникам могут устанавливаться другие дополнительные выплаты и надбавки. Указанные дополнительные выплаты и надбавки устанавливаются дифференцированно в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых сотрудниками задач.
Таким образом, специальное законодательство, регламентирующее вопросы оплаты труда сотрудников органов внутренних дел, предусматривает возможность установления доплат нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», медицинские, ветеринарные и иные работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи, а также работники организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающие больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размеры повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи медицинским работникам федеральных бюджетных учреждений, медицинским работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и приравненная к ней служба, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение Федерального закона от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2001 года № 892 «О реализации Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» приказами Минздрава РФ № 225, Министра обороны РФ № 194, МВД РФ № 363, Минюста РФ № 126, Минобразования РФ № 2330, Минсельхоза РФ № 777, ФПС РФ № 292 от 30 мая 2003 года утвержден Перечень должностей медицинских, ветеринарных и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, а также работников организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающих больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда, согласованный с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
Пунктом 4.2. Перечня должностей медицинских и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза в учреждениях системы МВД России, поименованы сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану, содержание и конвоирование больных туберкулезом; наименование учреждений (структурных подразделений) - изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых; подразделения охраны и конвоирования; медицинский вытрезвитель при горрайоргане внутренних дел; приемник-распределитель для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество; специальный приемник для содержания лиц, арестованных в административном порядке; центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел - имеющие в своем составе специальные помещения (камеры, изоляторы, палаты) для больных туберкулезом.
В силу примечаний к этому разделу дополнительную оплату труда личному составу по п.п. 4.2, 4.3, 4.4 настоящего раздела необходимо определять ежемесячно приказом руководителя (начальника, командира) учреждения (подразделения) за фактическое время (дни, смены) работы сотрудника (работника, военнослужащего, лица из числа гражданского персонала) в условиях контактирования с больными туберкулезом при исполнении служебных обязанностей по согласованию с вышестоящим медицинским учреждением (подразделением) и центром Госсанэпиднадзора.
В соответствии с п.п. 1, 3 примечания к Перечню дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней и 30-часовая рабочая неделя предоставляются сотрудникам и работникам, предусмотренным настоящим Перечнем, и дополнительная оплата труда устанавливается работникам, предусмотренным настоящим Перечнем, учреждений (организаций) и структурных подразделений, осуществляющих оказание противотуберкулезной помощи больным туберкулезом, в размере не менее чем 25 процентов должностного оклада (месячной тарифной ставки) в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».
Таким образом, право сотрудников органа внутренних дел, указанных в Перечне, на дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенную продолжительность рабочего времени и дополнительную оплату труда, возникает при условии их непосредственного участия в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микробактериями туберкулеза в учреждениях системы МВД России и при наличии в составе учреждения (структурного подразделения) специальных помещений (камер, изоляторов, палат) для больных туберкулезом.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет регламентируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее – Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1).
Согласно ч. 2 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел Российской Федерации, в льготном исчислении.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
В силу абз. 45 подп. «г» п. 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации постановлением от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей» (далее - Постановление от 22 сентября 1993 года № 941) в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца: в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а с 1 января 2001 года по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Приказом МВД России от 20 декабря 2016 года № 868 утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.
Оценив предоставленные по делу доказательства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, а также регулирующими вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания произведенного расчета выслуги лет незаконным, включении периода прохождения службы с 19 мая 2009 года по 15 сентября 2015 года в льготном исчислении и взыскания недополученных денежных средств, связанных с неиспользованным правом на получение доплат, исходя из того, что замещаемые Петровым В.П. в указанный период должности ни Перечнем должностей медицинских, ветеринарных и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, а также работников организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающих больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда, утвержденным приказами Минздрава РФ № 225, Министра обороны РФ № 194, МВД РФ № 363, Минюста РФ № 126, Минобразования РФ № 2330, Минсельхоза РФ № 777, ФПС РФ № 292 от 30 мая 2003 года, ни Перечнем должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденным приказом МВД России от 20 декабря 2016 года № 868, не предусмотрены. Кроме того, аттестация рабочего места по условиям труда (специальная оценка условий труда) в период его службы не проводилась и в настоящее время такая возможность утрачена. При этом судом установлено, что рабочее место истца на территории ГКУ «Песчанская областная туберкулезная больница» (с 22 августа 2011 года ГКУ «Песчанский областной туберкулезный дом сестринского ухода») не находилось, непосредственную охрану больных туберкулезом истец не осуществлял, противотуберкулезную помощь в спорный период не оказывал.
Судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в пределах доводов жалобы Петрова В.П. (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) полагает возможным согласиться с такими выводами суда первой инстанции, находит их соответствующими обстоятельствам дела, подтвержденными исследованными в судебном заседании доказательствами, основанными на верном применении норм материального права.
Доводы Петрова В.П., приведенные им в апелляционной жалобе, повторяют правовую позицию истца, изложенную им в суде первой инстанции, эти доводы были подробно проанализированы при разрешении настоящего спора судом и им дана надлежащая правовая оценка, оснований сомневаться в правильности которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы доказательств непосредственного участия в оказании противотуберкулезной помощи в рамках осуществления служебных обязанностей, предусмотренных должностным регламентом истца на территории административного участка, включающего ГКУ «Песчанская областная туберкулезная больница», в материалы дела не представлено. Исполнение Петровым В.П. служебных обязанностей по идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить о себе, идентификации неопознанных трупов, розыску лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, лиц, пропавших без вести, является одним из направлений деятельности участкового при несении службы, входящим в перечень задач по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на закрепленном за ним административном участке. Показания допрошенных в судебном заседании свидетелей доказательствами непосредственного участия в оказании противотуберкулезной помощи являться не могут исходя из положений ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В целом доводы апелляционной жалобы Петрова В.П. сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы районного суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Щучанского районного суда Курганской области от 18 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Петрова В.П. – без удовлетворения.
Судья-председательствующий Богданова О.Н.
Судьи: Безносова Е.И.
Душечкина Н.С.