Дело № 2-8148\2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 сентября 2017 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе
Председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,
при секретаре Борисове О.В.,
с участием представителя истца Ковалевой М.В., представителя ответчика Кизикиной О.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловой Т. Н. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении в стаж периоды работы, понуждении назначить пенсию,
установил:
Козлова Т.Н. обратилась в суд с настоящим иском, в обоснование указав, что Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области об отказе в установлении (выплате) пенсии № 76395/17 от 28 марта 2017 года в специальной стаж для назначении пенсии не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 19 января 2000 года по 12 февраля 2000 года, с 1 июня 2004 года по 30 июня 2004 года, с 19 мая 2008 года по 19 июня 2008 года, период работы в должности медсестра-анестезист в отделении анестезиологии и реанимации Кардиохирургического центра Амурской государственной медицинской академии с 10 января 1996 года по 15 июня 1999 года. Считает данное решение незаконным, поскольку с 1990 года по 1996 год работала в Клинике проблемной лаборатории вспомогательного кровообращения медицинского института в должности медсестра-анестезист в отделении анестезиологии и реанимации. Данный период трудовой деятельности был засчитан ответчиком в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год 6 месяцев за 1 год работы. В 1996 году Клиника проблемной лаборатории вспомогательного кровообращения медицинского института была переименована в Кардиохирургический центр Амурской государственной медицинской академии. Несмотря на изменения наименования, данное лечебное учреждение продолжало выполнять деятельность по охране здоровья населения, место работы и должность не менялись, работа в должности медсестра-анестезист была также связана с медицинской деятельностью, характер и условия работы в связи с переименованием учреждения и изменением его организационно-правовой формы не изменились, поэтому период работы в должности медсестра-анестезист в отделении анестезиологии и реанимации Кардиохирургического центра Амурской государственной медицинской академии с 10 января 1996 года по 15 июня 1999 года подлежит зачету в специальный стаж как 1 год и 6 месяцев за 1 год работы. Факты прохождения курсов повышения квалификации подтверждаются копией Свидетельства о повышении квалификации № 314 за период с 19 января 2000 года по 12 февраля 2000 года, копией Свидетельства о повышении квалификации № 5845 за период с 1 июня 2004 года по 30 июня 2004 года, копией Свидетельства о повышении квалификации № 11286 за период с 19 мая 2008 года по 19 июня 2008 года. Согласно Приказам о направлении на курсы повышения квалификации за соответствующие периоды: 2000, 2004, 2008 годы, расчетным листкам по выплате заработной платы за 2004 и 2008 годы, среднемесячная заработная плата сохранялась на время прохождения курсов повышения квалификации, также происходили удержания из заработной платы в Пенсионный фонд.
Уточнив требования, просит суд признать незаконным Решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области об отказе в установлении (выплате) пенсии № 76395/17 от 28 марта 2017 года в части не включения спорных периодов работы в подсчет пенсии, возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж для назначении пенсии периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 19 января 2000 года по 12 февраля 2000 года, с 1 июня 2004 года по 30 июня 2004 года, с 19 мая 2008 года по 19 июня 2008 года в календарном исчислении, период работы в должности медсестра-анестезист в отделении анестезиологии и реанимации Кардиохирургического центра Амурской государственной медицинской академии с 10 января 1996 года по 15 июня 1999 года в исчислении один год работы как один год и шесть месяцев, возложить на ответчика обязанность назначить трудовую пенсию с 21 февраля 2017 года, взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме 5000 рублей, по оформлению нотариальной доверенности в сумме 1200 рублей.
В судебном заседании представитель истца настаивала на удовлетворении заявленных требований, привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика с иском не согласилась, пояснила суду, что специальный стаж истца на день подачи заявления о назначении пенсии составляет 24 года 08 месяцев 15 дней. Период работы с 10 января 1996 года по 15 июня 1999 года в должности медсестры-анестезиста в отделении анестезиологии и реанимации в специальный стаж для назначения пенсии, поскольку наименование учреждения не предусмотрено номенклатурой учреждений № 395 от 3 ноября 1999 года, применяемой к Постановлению № 464, списком № 781 от 29 октября 2002 года. Периоды курсов не включены в подсчет специального стажа в соответствии с п. 5 Правил от 11 июля 2001 года № 516 и разъяснением Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года № 5. Что касается взыскания представительских расходов, то бюджет фонда утверждается ежегодно, и расходы на оплату представительских расходов не предусмотрены.
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, обеспечила явку своего представителя. В силу ст. 167 ГПК РФ суд определил: рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав явившихся участников процесса, изучив доводы иска, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, 21 февраля 2017 года Козлова Т.Н. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением об отказе в установлении (выплате) пенсии № 76395/17 от 28 марта 2017 года Козловой Т.Н. не были включены в подсчет специального стажа периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 19 января 2000 года по 12 февраля 2000 года, с 1 июня 2004 года по 30 июня 2004 года, с 19 мая 2008 года по 19 июня 2008 года, период работы в должности медсестра-анестезист в отделении анестезиологии и реанимации Кардиохирургического центра Амурской государственной медицинской академии с 10 января 1996 года по 15 июня 1999 года.
Также из решения следует, что специальный стаж истца на момент подачи заявления составляет 24 года 8 месяцев 15 дней.
Рассматривая заявленные истцом требования, суд учитывает, что важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Положения статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Рассматривая требования истца о незаконности не включения в специальный стаж периода работы в должности медсестра-анестезист в отделении анестезиологии и реанимации Кардиохирургического центра Амурской государственной медицинской академии, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до вступления в силу новых правовых актов могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.
Подпунктом «н» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
В соответствии с указанным Списком, в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, включалась работа врачей и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности (пункт 1).
В соответствии с абз. 2 п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет: врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому» персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, - один год работы в этих должностях и подразделениях считать «один год и шесть месяцев».
В соответствии с Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» должность «медицинская сестра-анестезист» отнесена среднему медицинскому персоналу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Список), а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Правила).
Пунктом 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Как следует из трудовой книжки ***, Козлова Т.Н. 13 августа 1990 года была принята на должность медсестры-анастезиста в отделение анастезиологии и реанимации в Клинику проблемной лаборатории вспомогательного кровообращения медицинского института. 10 января 1996 года Клиника проблемной лаборатории вспомогательного кровообращения медицинского института реорганизована в Кардиохирургический центр Амурской государственной медицинской академии. 15 июня 1999 года истец уволена по собственному желанию.
На основании совместного решения Минздравмедпрома России и Российской академии медицинских наук (приказ от 10 января 1996 года № 5) Клиника проблемной лаборатории «Вспомогательного кровообращения» реорганизована в Кардиохирургический центр Амурской государственной медицинской академии.
В соответствии с Уставом и Положением Кардиохирургического центра Амурской государственной медицинской академии, целью создания учреждения является оказание специализированной квалифицированной кардиохирургической и кардиологической помощи населению.
Согласно Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздравсоцразвития от 07 октября 2005 года № 627, лечебно-профилактические учреждения (больницы, родильные дома и другие учреждения здравоохранения), входящие в состав высших медицинских образовательных учреждений и являющиеся их структурными подразделениями, называются клиниками. В Единой номенклатуре учреждений здравоохранения кардиохирургические центры не значатся.
В судебном заседании со стороны истца была допрошена в качестве свидетеля Свидетель1, которая суду показала, что она устроилась на работу в Клинику проблемной лаборатории вспомогательного кровообращения медицинского института на должность медсестры-анестезиста в 1993 году, истец уже работала в должности медсестры-анестезиста в отделении анестезиологии и реанимации, в 1996 году клиника проблемной лаборатории реорганизована в Кардиохирургический центр АГМА. В период переименования в Кардиохирургический центр должностные обязанности не менялись, рабочее место также не изменилось, менялись только вывески. Она и истец принимали участие в операциях, дежурили.
Показания свидетеля Свидетель1, предупрежденной об уголовной ответственности, принимаются судом в качестве допустимых доказательств по делу, оснований сомневаться в их достоверности у суда не имеется, кроме того они согласуются с другими доказательствами по делу.
Судом установлено, что Амурская государственная медицинская академия является высшим медицинским образовательным учреждением. В структуру Амурской государственной медицинской академии входила Клиника проблемной лаборатории «Вспомогательного кровообращения», реорганизованная 10 января 1996 года в Кардиологический центр Амурской государственной медицинской академии. Из представленных доказательств следует, что реорганизация клиники не изменила назначение учреждения, его структуру и условия труда персонала.
Согласно п. 6 Правил, работа в клинике высших медицинских образовательных учреждений в должностях, предусмотренных Списком, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
По лицевым счетам 1996-1999 годов начисление заработной платы истцу производилось ежемесячно.
С учетом приведенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что период работы в должности медсестра-анестезист в отделении анестезиологии и реанимации Кардиохирургического центра Амурской государственной медицинской академии с 10 января 1996 года по 15 июня 1999 года необоснованно не был включен ответчиком в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и подлежит включению в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии. При этом истец работала на условиях полного рабочего дня в должности медсестры-анастезиста в отделении анестезиологии и реанимации, и такое название структурного подразделения лечебного учреждения – отделение анестезиологии и реанимации включено в Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Рассматривая требования истца о незаконности не включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Согласно ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из приведенного правового регулирования, в случае предоставления работнику учебного отпуска с сохранением среднего заработка в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, периоды таких отпусков также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Период нахождения на курсах повышения квалификации является необходимым элементом осуществления профессиональной деятельности, указанные периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Факт прохождения истцом курсов повышения квалификации в спорные периоды подтверждается материалами дела: Приказом от 19 января 2000 года № 8 «О направлении на курсы усовершенствования», Приказом от 31 мая 2004 года № 56-к «Об усовершенствовании», Приказом от 12 мая 2008 года № 76-к «Об усовершенствовании». Кроме того, истцом в материалы дела представлены копии Свидетельства о повышении квалификации № 314 за период с 19 января 2000 года по 12 февраля 2000 года, Свидетельства о повышении квалификации № 5845 за период с 1 июня 2004 года по 30 июня 2004 года, Свидетельства о повышении квалификации № 11286 за период с 19 мая 2008 года по 19 июня 2008 года. Также представлены доказательства начисления заработной платы за указанные периоды.
В связи с изложенным суд полагает, что периоды, когда истец проходила курсы повышения квалификации, подлежат включению в специальный стаж работы по специальности при досрочном назначении истцу пенсии по старости и неправомерно не включен ответчиком в указанный стаж.
На основании изложенного, суд считает, что Решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области об отказе в установлении (выплате) пенсии № 76395/17 от 28 марта 2017 года в части не включения спорных периодов работы в подсчет пенсии, является необоснованным и незаконным, и на ответчика следует возложить обязанность включить указанные периоды работы истца и периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации в специальный стаж для назначения пенсии. Требования в данной части подлежат удовлетворению.
Также подлежит удовлетворению и требование о понуждении ответчика назначить Козловой Т.Н. пенсию с 21 февраля 2017 года, то есть со дня обращения, поскольку по состоянию на 21 февраля 2017 года стаж составил 30 лет 2 месяца 16 дней с учетом включения в подсчет специального стажа спорных периодов.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно представленным суду договору на оказание юридических услуг от 1 августа 2017 года, истцом понесены судебные расходы за представительские услуги по данному делу в размере 5000 рублей, что также подтверждается распиской от 1 августа 2017 года.
В соответствии с положениями ст. 100 ГПК РФ, учитывая фактический объем проделанной представителем истца работы, фактические обстоятельства гражданского дела, а также исходя из принципов разумности и справедливости, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в размере 1000 рублей. В остальной части требований о взыскании представительских расходов истцу следует отказать.
Из дела видно, что истцом также понесены расходы по оформлению доверенности представителю в размере 1200 рублей, которые необходимо взыскать с ответчика в пользу истца.
Материалами дела подтверждается, что при подаче настоящего иска Козловой Т.Н. понесены расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей, которые в силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст.ст.194, 199 ГПК РФ, суд,
решил:
Признать незаконным Решение об отказе в установлении (выплате) пенсии № 76395\17 от 28 марта 2017 года Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области в части не включения в специальный стаж для назначения пенсии Козловой Т. Н. периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 19 января 2000 года по 12 февраля 2000 года, с 1 июня 2004 года по 30 июня 2004 года, с 19 мая 2008 года по 19 июня 2008 года, периода работы в должности медсестра-анестезист в отделении анестезиологии и реанимации Кардиохирургического центра Амурской государственной медицинской академии с 10 января 1996 года по 15 июня 1999 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) включить в специальный стаж для назначении пенсии Козловой Т. Н. периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 19 января 2000 года по 12 февраля 2000 года, с 1 июня 2004 года по 30 июня 2004 года, с 19 мая 2008 года по 19 июня 2008 года в календарном исчислении, период работы в должности медсестра-анестезист в отделении анестезиологии и реанимации Кардиохирургического центра Амурской государственной медицинской академии с 10 января 1996 года по 15 июня 1999 года в исчислении один год работы как один год и шесть месяцев, назначить пенсию с 21 февраля 2017 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) в пользу Козловой Т. Н. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, по оформлению нотариальной доверенности в сумме 1200 рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме 1000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда, начиная с 21 сентября 2017 года.
Судья Н.Н. Матюханова