Дело 2-1235/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 апреля 2016 года <адрес>
Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Клиндухова В.А.,
с участием представителя Исаевой Р.Г. – Кондратьевой О.О.,
заместителя прокурора <адрес> Расулова Д.М.,
представителя ОУПФР по РД в <адрес> – Камилова С.Р.
при ведении протокола судебного заседания Агаевой Г.Ш.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Исаевой Р. Г. о признании Исаева У. А. умершим,
УСТАНОВИЛ:
Исаева Р.Г. обратилась в суд с заявлением о признании Исаева У. А. умершим.
В обоснование доводов заявления указано, что с сентября 2010 года по ДД.ММ.ГГГГ они жили вместе и вели совместное хозяйство. Брачные отношения были удостоверены согласно нормам ислама ДД.ММ.ГГГГ. В результате вооруженного конфликта в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Исаев У.А. был убит. ДД.ММ.ГГГГ у них родилась дочь Исаева М.У. В связи с тем, что ребенок родился после смерти Исаева У.А. сведения об отце в свидетельстве о рождении не указаны. Признание умершим Исаева У.А. ей необходимо для реализации прав несовершеннолетней дочери на получение пенсии по утере кормильца, в связи с чем просит признать Исаева У.А. умершим.
В судебном заседании представитель Исаевой Р.Г. – Кондратьева О.О. доводы заявления поддержала, просила его удовлетворить по основаниям изложенным в нем.
Заместитель прокурора <адрес> Расулов Д.М. и представитель УОПФР по РД в <адрес> Камилов С.Р., каждый в отдельности просили в удовлетворении заявления отказать, указывая на отсутствие объективных оснований для удовлетворения заявления.
Извещенные надлежащим образом Исаева Р.Г. и Гасанов М.М. в зал судебного заседания не явились и о причинах неявки суд не известили, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 ГК РФ гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев.
Из анализа указанной правовой нормы следует, что объявление гражданина умершим при отсутствии сведений в месте его жительства о месте его пребывания в течение пяти лет допускается при наличии ситуации, которая дает основания предполагать его смерть. В случае выявления иных причин отсутствия гражданина в месте его жительства такое заявление по смыслу ст. 45 ГК РФ не может быть удовлетворено.
В соответствии со статьей 277, частью 1 статьи 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Исаев У.А. был убит ДД.ММ.ГГГГ (уголовное дело № возбуждено СУ СК РФ по РД по ст. 317 УПК РФ). Указанные обстоятельства подтверждаются письмом СУ МВД по РД на адвокатский запрос.
О том, что ДД.ММ.ГГГГ Исаев У.М. был ликвидирован в ходе спецоперации, содержится в самом заявлении и представителем заявителя в суде не оспаривалось.
Статьей 64 N 143-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об актах гражданского состояния" основанием для государственной регистрации смерти является: документ о смерти, выданный медицинской организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность; решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившим в законную силу. Частью ч. 1 ст. 65 названного закона, установлено, что государственная регистрация смерти производится органом записи актов гражданского состояния по последнему месту жительства умершего, месту наступления смерти, месту обнаружения тела умершего, месту нахождения организации, выдавшей документ о смерти, месту жительства родителей (одного из родителей), детей, пережившего супруга или по месту нахождения суда, вынесшего решение об установлении факта смерти или объявлении лица умершим.
Вместе с тем, истицей не представлено данных о том, что смерть Исаева У.М. в Книге ЗАГС не зарегистрирована, также отсутствуют данные о том, что заявительница обращалась в медицинскую организацию для получения соответствующего документа о смерти Исаева У.М.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учетом того, что факт смерти Исаева У.М. установлен, а следовательно, у заявительницы имеется возможность получения справки о смерти и получения соответствующего свидетельства о смерти, а также с учетом того, что дата смерти установлена, то в спектре положений ст. 45 ГК РФ, у суда не имеется законных оснований для повторного признания Исаева У.М. умершим, поскольку это повлечет установление двойной даты его смерти.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, 45 ГК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Исаевой Р. Г. о признании Исаева У. А. умершим, отказать
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы через Каспийский городской суд.
Председательствующий: В.А. Клиндухов
Отпечатано в совещательной комнате