Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-445/2021 (2-4518/2020;) ~ М-4388/2020 от 07.12.2020

63RS0039-01-2020-005538-83

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11 февраля 2021 года г.Самара

Ленинский районный суд г. Самара в составе:

председательствующего судьи Ивановой А.И.,

при секретаре Ахметовой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-445/2021 (2-4518/2020) по исковому заявлению Егоровой Александры Александровны к Департаменту управления имуществом г.о. Самара об установлении границ земельного участка, заключении договора купли-продажи земельного участка,

установил:

Егорова А.А. обратилась в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара об установлении границ земельного участка, признании права собственности на земельный участок.

В обоснование заявления указано, что истец является собственником жилого дома площадью 87,2 кв.м по адресу: <адрес>, 1917 года постройки, на основании договора купли-продажи от 27.03.2020г. 29.04.2020 истец обратилась в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 526 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов. Земельный участок необходим для использования жилого дома в соответствии со сложившимся порядком землепользования и для индивидуального жилищного строительства в будущем. Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от 08.06.2020 №276 в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано в связи с тем, что земельный участок расположен в общественно-деловой зоне районного значения (Ц-3) по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается. Земельный участок был застроен в 1917 году, зонирование территории было произведено значительно позже застройки. Испрашиваемый земельный участок принадлежал предыдущим собственникам на праве бессрочного пользования. К истцу перешло право на земельный участок на тех же условиях и в том же объёме, что и у прежнего собственника, то есть право на получение земельного участка без проведения торгов. Земельный участок свободен от прав третьих лиц, границы согласованы с соседними землепользователями.

Ссылаясь на изложенное, просила установить границы земельного участка площадью 526 кв.м по адресу: <адрес>, согласно каталогу координат, содержащемуся в схеме расположения жилого дома на земельном участке, признать за ней право собственности на этот земельный участок, обязать Управление Росреестра по Самарской области осуществить государственную регистрацию ее права собственности на земельный участок.

В ходе судебного разбирательства истец требования уточнила, просила утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории согласно содержащимся в ней координатам; обязать Управление Росреестра по Самарской области установить местоположение границ земельного участка, осуществить постанову земельного участка на государственный кадастровый учет; обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка.

В судебном заседании истец и ее представитель по доверенности Козлова И.А. уточненные требования поддержали, просили удовлетворить.

Представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара – Ткаченко И.В. возражала против иска по основаниям, изложенным в распоряжении об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Третьи лица Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.

Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области представило отзыв, согласно которому разрешение требований оставило на усмотрение суда, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.

Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от 27.03.2020 истцу принадлежит на праве собственности жилой дом площадью 87,2 кв.м, 1917 года постройки, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер (л.д. 10-14).

29.04.2020 истец обратилась в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность за выкуп без проведения торгов земельного участка площадью 526 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, занимаемого данным жилым домом, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 15).

Распоряжением от 08.06.2020 №276 Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка на основании подп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, указав, что испрашиваемый земельный участок расположен в общественно-деловой зоне районного значения (Ц-3) по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре (л.д.16).

В соответствии с подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, испрашиваемый земельный участок расположен в общественно-деловой зоне районного значения (Ц-3) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61 (л.д. 61-63).

В силу ст. 13 Правил землепользования и застройки городского округа Самара использование земельных участков для индивидуального жилищного строительства в указанной зоне не соответствует ее градостроительному регламенту.

Вместе с тем, действующие градостроительные регламенты в г.Самаре установлены Правилами землепользования и застройки городского округа от 26.04.2001, тогда как жилой дом (литеры АА1А2аа1), расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>, возведен в 1917 году, что подтверждается выпиской из ЕГРН и сведениями, предоставленными ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (л.д.18-19).

Частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Аналогичные положения предусмотрены пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ. Таким образом, земельное, и градостроительное законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории (статья 30 ГрК РФ), и существующее фактическое использование объектов не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Поскольку использование земельного участка под жилым домом началось заведомо до введения в действие градостроительных регламентов, несоответствие фактического использования таким регламентам не является препятствием для дальнейшего использования земельного участка и объекта капитального строительства на нем и реализации исключительного права на приобретение прав на земельный участок.

Несмотря на изложенное, требования истца о понуждении ответчика к продаже ей земельного участка не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено, что испрашиваемый земельный участок площадью 526 кв.м с расположенным на нем жилым домом с кадастровым номером по адресу: <адрес> находится в границах территории выявленного объекта археологического наследия «Культурные отложения исторического центра г.Самары второй половины XIX-XX вв.» (109 квартал), расположенного в границах улиц Вилоновская, Самарская, Ульяновская, Садовая Ленинского района г.Самары, зарегистрированного в Перечне выявленных объектов культурного наследия Самарской области на основании Приказа Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области от 18.02.2016 №17.

Согласно подп. 4 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ земли, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками, ограничены в обороте.

В силу п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Федеральный закон, разрешающий приватизацию земельных участков, занятых объектами археологического наследия, отсутствует.

Следовательно, передача испрашиваемого земельного участка в собственность не допускается на основании п. 2, пп. 4 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации.

Изложенная в ответе на запрос истца позиция Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области о том, что нахождение на земельном участке объекта культурного наследия не является препятствием для предоставления земельного участка в собственность, является мнением отдельного лица и не имеет для суда обязательного значения.

В силу п. 2, 3 ст. 49, п. 1 ст. 50 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно, а сам объект археологического наследия находится в государственной собственности, из которой не подлежит отчуждению.

Ни истец, ни уполномоченный орган в области государственной охраны объектов культурного наследия не ссылаются на осуществление мероприятий, обеспечивающих раздельный оборот испрашиваемого земельного участка и выявленного объекта археологического наследия. Следовательно, условия для предоставления земельного участка в собственность отсутствуют.

Требование об установлении местоположения границ испрашиваемого земельного участка является производным от основного требования о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка и потому удовлетворению не подлежит, равно как требования об утверждения схемы расположения земельного участка и об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности истца на спорный земельный участок.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Егоровой Александры Александровны к Департаменту управления имуществом г.о. Самара об установлении границ земельного участка, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья (подпись) А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 18.02.2021.

2-445/2021 (2-4518/2020;) ~ М-4388/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Егорова А.А.
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Другие
Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области
пред. истца Козлова Ирина Анатольевна
Управление Росреестра по Самарской области
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
07.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.12.2020Передача материалов судье
14.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.12.2020Предварительное судебное заседание
28.01.2021Судебное заседание
11.02.2021Судебное заседание
18.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее