Решение по делу № 3а-137/2020 от 20.02.2020

                             УИД № 18OS0000-01-2020-000051-70

Дело № 3а-137/2020

Решение    

Именем Российской Федерации

21 мая 2020 года                          г. Ижевск

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

судьи Машкиной Н. Ф.,

при секретаре судебного заседания Токаревой М. В.,

с участием прокурора Бузанаковой Е. В.,

представителя административного истца Д.К.М., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия один год),

представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики Т.К.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия по ДД.ММ.ГГГГ),

представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики Т.К.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия по ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Г.С.С. об оспаривании в части пунктов нормативного правового акта,

установил:

Г.С.С. обратилась в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим постановление Правительства Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», в части включения пунктов:

<данные изъяты> здание с кадастровым номером <данные изъяты>, назначение: нежилое, площадь 224,2 кв. м., расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>;

<данные изъяты> здание с кадастровым номером <данные изъяты>, назначение: нежилое, площадь 537,6 кв. м., расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>;

<данные изъяты> здание с кадастровым номером <данные изъяты>, назначение: нежилое, площадь 511,6 кв. м., расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что объект недвижимости – нежилое здание, наименование – торговый павильон с кадастровым номером <данные изъяты>, находится в собственности Ч.И.Ю., Г.С.С. Объект недвижимости – нежилое здание, наименование – торговый павильон с кадастровым номером <данные изъяты>, находится в собственности Ч.И.Ю., Г.С.С., К.А.В. Объект недвижимости – нежилое здание, наименование – торговый павильон с мансардным этажом с кадастровым номером <данные изъяты>, находится в собственности Ч.И.Ю., Г.С.С. Объекты недвижимости расположены ан земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> с видом разрешенного использования «Зона многофункциональной производственной, коммунальной и общественно-деловой застройки (отдельно стоящие объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания без ограничения площади), что предусматривает размещение торговых, а также производственных и складских объектов. При этом вид использования однозначно не свидетельствует о размещении на земельном участке офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и не является основанием для вывода о фактическом использовании такого объекта недвижимости. В соответствии с технической документацией на все помещения нежилых зданий имеют назначение «складские». Фактическое использование зданий является производственно-складским. Считает, что постановление в оспариваемой части противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает ее права как налогоплательщика.

В судебном заседании представитель административного истца Д.К.М. заявленные требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель административных ответчиков Т.К.Ю. по существу заявленных требований возражала. Пояснила, что критерием включения спорных объектов недвижимости в Перечень явилось то обстоятельство, что здания расположены на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Полагает, что Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики является ненадлежащим административным ответчиком по делу.

В судебное заседание административный истец Г.С.С., заинтересованные лица Ч.И.Ю., К.А.В. не явились, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении, о времени и месте судебного заседания. В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил дело рассмотреть по существу в их отсутствие, признав явку не обязательной.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

12 ноября 2019 года Правительством Удмуртской Республики принято постановление № 522 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее по тексту – Постановление № 522), текст которого 12 ноября 2019 года опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru.

Пунктом 1 указанного постановления утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее по тексту – Перечень на 2020 год).

В пункт <данные изъяты> Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.

В пункт <данные изъяты> Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.

В пункт <данные изъяты> Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.

В настоящее время Постановление № 522 действует в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 28 декабря 2019 года № 616, от 27 апреля 2020 года № 149, с изменениями, внесенными решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 17 декабря 2019 года № 3а-380/2019, которыми в Перечень на 2020 год внесены изменения, не касающиеся оспариваемого административным истцом пункта <данные изъяты>.

Проверяя порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд нарушений не установил.

В соответствии со статьей 1 Закона Удмуртской Республики от 18 ноября 2014 года № 63-РЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Удмуртской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» на территории Удмуртии с 1 января 2015 года применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно статье 1 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года № 84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики», Правительство Удмуртской Республики осуществляет исполнительную власть Удмуртской Республики и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики. Правительство Удмуртской Республики является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Удмуртской Республике.

Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Удмуртской Республики (статья 13).

Суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Удмуртской Республики, с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу.

На момент рассмотрения настоящего административного дела, оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу, является действующим, административное исковое заявление подано в суд в период действия нормативного правового акта.

Как следует из материалов административного дела Г.С.С. является собственником объектов недвижимости:

? доли объекта недвижимости - нежилого здания, наименование – торговый павильон, площадью 224,2 кв. м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> (л. д. 12);

1/3 доли объекта недвижимости - нежилого здания, наименование – торговый павильон, площадью 537, 6 кв. м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> (л. д. 11);

? доли объекта недвижимости - нежилого здания, наименование – торговый павильон, площадью 511, 6 кв. м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> (л.д.10).

Указанный объекты включены в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год.

Следовательно, Г.С.С. с учетом положений статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц и субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

При таких обстоятельствах Г.С.С., полагающая, что пункты <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> Перечня на 2020 год не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушают её права и законные интересы, на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.

Проверяя существо оспариваемого административным истцом положения нормативного правового акта и, исходя из положений части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об его соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Объектами обложения налогом на имущество физических лиц являются, в том числе здания, строения, сооружения и помещения, расположенные в пределах муниципального образования (подпункт 6 пункта 1 статьи 401 НК РФ).

Согласно пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 во взаимосвязи с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Административно-деловым центром в силу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из положений пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 5 названной статьи в ее целях фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что здание признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно обладает признаками административно-делового или торгового центра или фактически используется и предназначенным для данных целей, либо расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

В ходе рассмотрения дела установлено, что фактическое обследование путем посещения и осмотра спорных объектов недвижимости в соответствии с требованиями Положения о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года № 270 на момент включения его в Перечень на 2020 год Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики не проводилось.

Из договора аренды от 01 июня 2001 года № 1972 следует, что земельный участок с кадастровым номером 18:26:040591:11 предоставлен для эксплуатации и обслуживания административного здания и склада (л. д. 13-25).

Соглашением от 12 января 2010 года № 1972 в договор аренды № 1972 от 01 июня 2001 года внесены изменения в пункт 1.5 договора, согласно которым земельный участок предоставляется для: зоны многофункциональной производственной и общественно-деловой застройки (отдельно стоящие объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания без ограничения площади) (л. д. 29-32).

В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером отнесен к категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: зоны многофункциональной производственной и общественно-деловой застройки (отдельно стоящие объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания без ограничения площади), кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости: , , , (л. д. 106-108).

Установленное свидетельствует о том, что земельный участок с кадастровым номером отнесен в соответствии с пунктом 13 статьи 5 Правил землепользования и застройки города Ижевска, утвержденных решением Городской Думы города Ижевска от 27 ноября 2007 года № 344 «Об утверждении правил землепользования и застройки города Ижевска» к территориальной зоне ПД1 «Зона многофункциональной производственной и общественно-деловой застройки», допускающей в качестве основных видов разрешенного использования в соответствии с частью 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, таблицей 1 «Основные (Р) и условно разрешенные (У) виды использования земельных участков и объектов капитального строительства» Приложения № 3 к Правилам землепользования и застройки города Ижевска, размещение объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания.

При таких обстоятельствах объекты недвижимости с кадастровыми номерами , не противоречат условиям отнесения их к объектам, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ , федеральный законодатель в рамках предоставленной ему дискреции в налоговой сфере в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установив необходимые критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость, в качестве основного определил вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен соответствующий объект недвижимости. Данное регулирование является нормативной основой как для исполнения субъектами Российской Федерации полномочия по формированию указанного перечня объектов недвижимого имущества, так и для надлежащего исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога.

С учетом того, что одним из критерием включения спорных объектов недвижимости в Перечень 2020 года является их расположение на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, принимая во внимание то, что земельный участок с кадастровым номером соответствовал этому критерию на момент принятия нормативного правового акта в оспариваемой части, суд приходит к выводу, что нежилые здания с кадастровыми номерами , , , правомерно включены в Перечень на 2020 год как вид недвижимого имущества, указанный в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доводы представителя административного истца о том, что вид фактического использования земельного участка, на котором расположено здание, не является достаточным основанием для включения в оспариваемый Перечень на 2020 год, согласно технической документации спорные объекты недвижимости не предусматривает размещение объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, имеют складское назначение, являются несостоятельными, основаны на неправильном толковании закона, поскольку для признания законным включение объекта недвижимости в Перечень достаточно установить его соответствие одному из условий, указанных в пунктах 3 – 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с изложенным и установленным оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется

Исходя из положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на Правительство Удмуртской Республики обязанности опубликовать сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Принимая во внимание то, что предметом спора является оспаривание нормативного правового акта в части, изданного Правительством Удмуртской Республики в пределах предоставленной ему компетенции, Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики является ненадлежащим ответчиком по делу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Г.С.С. к Правительству Удмуртской Республики, Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики об оспаривании Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики 12 ноября 2019 года № 522 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» в части пунктов <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> отказать.

Обязать Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию – Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы.

Мотивированное решение составлено 04 июня 2020 года.

Судья                                     Н. Ф. Машкина

Копия верна: судья                            Н. Ф. Машкина

3а-137/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура УР
Гонохина Светлана Сергеевна
Ответчики
Правительство УР
Министерство имущественных отношений УР
Другие
Красноперов Алексей Владимирович
Данилов Кирилл Михайлович
Чазова Ирина Юрьевна
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Машкина Наталья Федоровна
Дело на странице суда
vs.udm.sudrf.ru
20.02.2020Регистрация административного искового заявления
20.02.2020Передача материалов судье
20.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
20.04.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
19.05.2020Судебное заседание
21.05.2020Судебное заседание
04.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2020Дело оформлено
21.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее