Дело № 2-5180/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 октября 2017 г. г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Костюченко С.А.,
с участием истца ФИО1,
третьих лиц ФИО6, ФИО7, ФИО9, ФИО8,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения, ссылаясь на то, что он зарегистрирован и постоянно проживает по адресу: <адрес>. Жилое помещение состоит из четырех комнат, общей площадью 82 кв.м.. Совместно с ним в жилом помещении проживают и зарегистрированы ФИО5, ФИО6, ФИО8, ФИО8, ФИО7, ФИО9, ФИО4 несовершеннолетняя). С ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 болен туберкулезом легких, с ДД.ММ.ГГГГ открытая форма и нуждается в изолированном жилье, иного жилья для проживания не имеет. Выделить отдельную жилую комнату исходя из площади квартиры, количества комнат и проживающих в квартире человек ФИО1 не представляется возможным. Открытая форма туберкулеза отнесена к заболеванию, при которых совместно проживание в одной квартире с другими гражданами невозможно. Проживая в одном помещении с иными членами семьи, истец подвергает тем самым их риску заражения опасной инфекцией. Просит суд обязать ответчика предоставить ФИО1 отдельное благоустроенное жилое помещение пригодное для проживания в соответствии с санитарными и техническими нормами действующего законодательства.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердил изложенное в исковом заявлении.
В судебном заседании третьи лица ФИО6, ФИО7, ФИО9, ФИО8 пояснили, что требования истца находят обоснованными.
В судебное заседании сторона ответчика не явилась, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В судебное заседание третьи лица ФИО5, ФИО8 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом путем направления извещений почтовой корреспонденцией и размещения информации на официальном сайте суда.
При таких обстоятельствах, учитывая мнение истца, третьих лиц, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения истца, третьих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне Постановления Правительства РФ, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и не имеющими иного жилого помещения.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в который включены, в частности, активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза.
Согласно ч. 5 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулезом, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов РФ.
В силу положений ст. 1 названного Федерального закона больным туберкулезом является больной активной формой туберкулеза. Активная форма туберкулеза, при которой происходит выделение микобактерий туберкулеза, является заразной формой туберкулеза.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 имеет заболевание «инфилтративный туберкулез левого легкого в фазе распада МБТ (+) ГИЛУ», на основании чего ему присвоена 2 группа инвалидности, что подтверждается представленными в материалы дела справками из лечебных учреждений.
ФИО1 зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>3, совместно с ним зарегистрированы и проживают ФИО9, ФИО4, ФИО8, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлен ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 ст. 52 ЖК РФ определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О жилищных правоотношениях в <адрес>» принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления по месту жительства граждан или специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края или краевым государственным учреждением (краевым государственным унитарным предприятием) на основании заявлений данных граждан с указанием совместно проживающих с ними членов их семей, поданных ими в указанный орган либо через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии, заключенным в установленном Правительством Российской Федерации порядке между органом, осуществляющим учет, и многофункциональным центром. Заявление о принятии на учет подписывается всеми проживающими совместно с ними дееспособными членами семей.
Несмотря на то, что истец страдает заразной формой туберкулеза, включенной в Перечень тяжелых и хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, сведений о том, что ФИО1 обращался с заявлением к органам местного самоуправления о постановке на учет граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилой площади в связи с заболеванием, суду не представлено, данные обстоятельства не оспаривались стороной истца.
Наличие у ФИО1 заболевания, входящего в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, само по себе не является основанием для удовлетворения требований истца, поскольку установленный действующим законодательством Порядок обращения истца по предоставлению жилого помещения истцом не соблюден.
В целях реализации положений ст. 40 (часть 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, ч. 2 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Жилищный кодекс РФ, в котором системно урегулированы вопросы, касающиеся реализации гражданами конституционного права на жилище, закрепляет, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, обеспечивая в пределах своих полномочий условия для осуществления данного права, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, а также в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (п.п. 2, 3 ст. 2).
Закрепляя основные принципы предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, ст. 49 ЖК РФ предусматривает, в частности, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставляются в установленном данным Кодексом порядке жилые помещения муниципального жилищного фонда (ч. 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным данным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (ч. 3); при этом указанным категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч. 4).
Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П, предусмотренное пунктом 5 статьи 14 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» полномочие по внеочередному предоставлению указанным в данном законоположении гражданам отдельных жилых помещений является полномочием органов государственной власти Российской Федерации в качестве расходного обязательства Российской Федерации (пункты 5 и 6 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Этим не исключается, в частности, передача федеральным законом полномочия, предусмотренного пунктом 5 статьи 14 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», органам местного самоуправления с выделением им необходимых для этого материальных и финансовых средств. При этом, данный вывод в системе действующего регулирования не может рассматриваться как позволяющий возлагать на органы местного самоуправления обязанность по осуществлению указанного полномочия за счет собственных средств муниципальных образований.
Данное разъяснение содержится в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О-Р.
На основании изложенного, в связи с тем, что передача федеральным законом полномочия, предусмотренного п. 5 ст. 14 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», органам местного самоуправления с выделением им необходимых для этого материальных и финансовых средств, не осуществлялась, основания для возложения на администрацию <адрес> обязанности по внеочередному предоставлению истцу, как гражданину ФИО1 больному открытой формой туберкулеза, отдельного жилого помещения, отсутствуют.
Учитывая, что ФИО1 в установленном законом порядке малоимущим не признан, на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоит, государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, имеющих заболевания, включенных в перечень не переданы, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> путём подачи апелляционной жалобы.
Срок изготовления решения в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
председательствующий: С.А. Костюченко
Копия верна: председательствующий С.А. Костюченко