«07» мая 2019 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Кудашкиной О.В.,
при секретаре Смирновой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьева Дмитрия Валентиновича к Гордеевой Александре Никандровне о признании утратившим право пользования жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с исковым заявлением к ответчику о признании утратившей право пользования жилым помещением - квартирой, расположенной по адресу: г. Санкт-Петербург, <адрес>
В обоснование исковых требований истец указал, что на основании договора купли-продажи квартиры от 05.12.2018 г. является собственником двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. Санкт-Петербург, <адрес>.
В указанном жилом помещении зарегистрирована Гордеева А.Н., <дата> г. рождения, которая, в настоящее время из квартиры выехала и уже длительное время не проживает.
Истец просит признать Гордееву А.Н. утратившей право пользования жилым помещением, общей площадью 49,70 кв. м., по адресу: г. Санкт-Петербург, <адрес>
Представитель истца Савельев А.А., действующий на основании доверенности 78 АБ 4916765 от 04.09.2018 г. сроком на один год (л.д. 8), в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Ответчик Гордеева А.Н., в судебное заседание не явилась, о месте и времени проведения судебного заседания извещена надлежащим образом по известным местам местожительства (л.д.39-40), корреспонденция возвращена с отметкой «истек срок хранения», об уважительных причинах неявки в суд не сообщила.
Как указано в абзаце 2 пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной им в пунктах 67 - 68 Постановления Пленума от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Если в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения было им воспринято, и сделка повлекла соответствующие последствия (например, договор считается расторгнутым вследствие одностороннего отказа от его исполнения).
Статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Следовательно, отказываясь от получения поступающей в его адрес корреспонденции, ответчик несет самостоятельно все неблагоприятные последствия, связанные с этим, поскольку доказательств того, что имелись какие-либо объективные причины для этого, им не представлено.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание разъяснения п. 63, 67 и 68 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в связи с допущенным ответчиком ненадлежащим использованием процессуальных прав, что недопустимо в силу норм ч.1 ст.35 ГПК РФ, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, изучив копии документов в отношении объекта недвижимости, находящегося по адресу: г. Санкт-Петербург, <адрес>, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, спорным жилым помещением является квартира, расположенная по адресу: г. Санкт-Петербург, <адрес>, двухкомнатная квартира, согласно договору купли-продажи б/н от 05.12.2018 г. приобретена истцом в частную собственность, о чем в ЕГРН от 14.12.2018 г. сделана соответствующая запись о регистрации №78-8461-А-03-2167 (л.д. 30-31л.д. 4-6).
Согласно справке ф.9 по адресу г. Санкт-Петербург, <адрес>, зарегистрирована Гордеева А.Н. (жена бывшего нанимателя) с 1986 г. постоянно (л.д.7).
Как установлено судом, Гордеева А.Н. является собственником 6363/18668 долей в квартире, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 33).
В соответствии со статьей 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Положение о том, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, другими федеральными законами, содержится также в статье 3 (часть 4) Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.1 и 2 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу п.п.1, 2, 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (часть 1).
Согласно п.2 ст.292 ГК РФ переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
Из объяснений представителя истца следует, что ответчик членом семьи собственника не является, расходы по содержанию квартиры не несет, плату за жилое помещение и коммунальные услуги не вносит, место нахождение ответчика не известно.
Согласно ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Регистрация по месту жительства является административным актом и сама по себе не влечет для ответчика возникновения или прекращения каких-либо прав и свобод. Вместе с тем наличие регистрации ответчика по спорному адресу обременяет права истца по распоряжению принадлежащим ему имуществом и влечет дополнительные расходы по содержанию квартиры.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Соловьева Дмитрия Валентиновича удовлетворить.
Признать Гордееву Александру Никандровну, <дата> г. рождения, утратившей право пользования жилым помещением по адресу: г. Санкт-Петербург, <адрес>, со снятием с регистрационного учета.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца после изготовления решения в окончательной форме через районный суд Санкт-Петербурга.
Судья