РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
18 апреля 2019 года город Воронеж
Воронежский гарнизонный военный суд в составе
председательствующего Воронцова Д.Д.,
при секретаре Тютюнцевой М.В.,с участием представителя административного истца по доверенности Кумпанич Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело № 2а-79/2019 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации <данные изъяты> Балакина ФИО12 об оспаривании решения заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания в форме жилищной субсидии,
У С Т А Н О В И Л:
Балакин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что ему в период прохождения военной службы в 1997 году на состав семьи 3 человека (он, супруга и сын) была предоставлена служебная квартира, общей площадью 58,4 кв.м., жилой площадью 30 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. В 2002 году брак был расторгнут, и этом же году он снялся с регистрационного учета по указанному адресу, а супруга и сын остались там проживать. 3 февраля 2009 года вышеуказанная квартира была передана на баланс из ФГУ «Выборгская КЭЧ района Ленинградского военного округа» администрации МО «Глебычевское сельское поселение» Выборского района Ленинградской области. 12 июля 2012 года бывшей супругой Балакина - Балакиной ФИО13 был заключен договор социального найма квартиры, расположенной по адресу: <адрес> которую затем 15 октября 2013 года она продала. 10 января 2008 года Балакин был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания жилищной комиссией Воронежского высшего военного авиационного училища, составом семьи 1 человек. Решением заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № он снят с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания в форме жилищной субсидии, поскольку ранее был обеспечен жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации, которое не сдал в установленном порядке.
Полагая свои права нарушенными, Балакин просил суд:
- признать действия заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации А.В. Иванова, выраженные в принятии решения № о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях - незаконными;
- признать незаконным и отменить решение № заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации А.В. Иванова;
- обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации восстановить его в качестве нуждающегося в жилых помещениях для постоянного проживания в форме предоставления жилищной субсидии с даты признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании представитель административного истца Балакина по доверенности Кумпанич Н.И., настаивая на удовлетворении требований административного истца Балакина по доводам, указанным им в административном иске, пояснил, что отношения со своей бывшей супругой и сыном Балакин не поддерживает, повлиять на свою бывшую супругу, чтобы она с сыном выехали из занимаемого, полученного ранее на состав семьи 3 человека служебного помещения, он не мог, так как с 1999 года Балакин проходит военную службу на территории города Воронежа, в 2002 году брак расторгнут и в этом же году он снялся с регистрационного учета по адресу: <адрес>, а с 2005 по 2010 годы Балакин обращался в ФГУ «Выборгская КЭЧ района Ленинградского военного округа» и военную прокуратуру Выборгского гарнизона для принятия мер по выселению бывших членов семьи, но никаких мер для освобождения ранее выданной служебной квартиры бывшей женой и сыном административного истца предпринято не было.
Представитель административных ответчиков - начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Бородин, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, в направленных в суд письменных возражениях просил рассмотреть административное дело без его участия, требования иска не признал по основаниям, приведенным в решении заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации №.
Представитель начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу» по доверенности Копылов, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, в направленном в суд письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Выслушав представителя административного истца по доверенности Кумпанич Н.И. и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как видно из копии послужного списка Балакина, он заключил первый контракт о прохождении военной службы 1 августа 1986 года и начал её проходить в должности курсанта Воронежского высшего военного авиационного инженерного училища, а первое офицерское звание ему присвоено в июне 1991 года.
В соответствии с выпиской из приказа начальника Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации № Балакин досрочно уволен в запас по состоянию здоровья (пп. «б» п. 3 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») с правом ношения формы и знаков различия, его выслуга лет в календарном исчислении составляет более 20 лет, и нуждающимся в обеспечении жилым помещением по нормам жилищного законодательства от Министерства обороны Российской Федерации он не признан.
Согласно выписке из приказа начальника Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации № Балакин исключен из списков личного состава академии с 11 марта 2019 года.
В соответствии с копией решения заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № Балакин, с 10 января 2008 года признанный нуждающимся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания жилищной комиссией Воронежского высшего военного авиационного училища, составом семьи 1 человек, снят с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания в форме жилищной субсидии, поскольку ранее был обеспечен жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации, а именно: служебной квартирой, общей площадью 58,4 кв.м, жилой площадью 30кв.м., расположенной по адресу: <адрес> которое не сдал в установленном порядке.
Как следует из ордера ФГУ «Выборгская КЭЧ района Ленинградского военного округа» №, Балакину на состав семьи 3 человека (он, жена Балакина Н.Э. и сын Балакин А.В.) выделено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 58,4 кв.м., а жилой - 30 кв.м.
Из свидетельства о расторжении брака №, что брак между Балакиным ФИО14 и Балакиной ФИО15, расторгнут с 4 мая 2001 года на основании решения мирового судьи Советского судебного участка № 17 города Липецка ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с копией паспорта Балакина, он с 24 мая 2002 года зарегистрирован по адресу: <адрес>
Согласно заявлениям Балакина начальнику ФГУ «Выборгская КЭЧ района Ленинградского военного округа» ДД.ММ.ГГГГ и соответствующих ответов на них ДД.ММ.ГГГГ, он просил выдать справку о сдаче служебного жилого помещения, расположенное по адресу: <адрес>. В ответах Балакину указано, что ФГУ «Выборгская КЭЧ района Ленинградского военного округа» не может выдать справку о сдаче жилого помещения, в связи с регистрацией и проживанием в указанной квартире Балакиной Н.Э. и Балакина А.В., вселенных в жилое помещение в качестве членов семьи военнослужащего.
Из заявления Балакина военному прокурору Выборгского гарнизона ДД.ММ.ГГГГ, и соответствующего ответа на него ДД.ММ.ГГГГ Балакину разъяснено, что ему не может быть выдана справку о сдаче жилого помещения, в связи с регистрацией и проживанием в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, его бывшей супруги и сына - Балакиной Н.Э. и Балакина А.В., вселенных в жилое помещение в качестве членов семьи военнослужащего, и ему было предложено в добровольном, либо судебном порядке добиться фактического освобождения и снятия с регистрационного учета всех лиц, проживающих данной квартире.
Решением начальника 3 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № Балакину отказано в предоставление жилых помещений по договору социального найма, в связи с не предоставлением справки о сдаче жилого помещения.
Как следует из копии уведомления начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации №, Балакин был проинформирован о необходимости при реализации права на жилищное обеспечение предоставления справки о сдаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно сведениям о наличии жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащим на праве собственности военнослужащему или членам его семьи, а также наличии жилых помещений специализированного жилого фонда, занимаемых военнослужащим или членами его семьи (в том числе бывшими) от 9 июля 2018 года, за <данные изъяты> Балакиным числится служебная квартира, расположенная по адресу: <адрес>
Из решения начальника 2 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № следует, что административный истец Балакин снят с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания в форме жилищной субсидии, поскольку во время прохождения военной службы ему от Министерства обороны РФ на состав семьи 3 человека по ордеру № было предоставлено жилое помещение - квартира, общей площадью 58,4 кв.м., жилой площадью 30 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, которое он не сдал в установленном порядке. По этому основанию Балакин утратил право на повторное обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны РФ.
В соответствии с абз. 4, 5 и 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей; военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Однако, в силу ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», предоставляя определенным этой нормой категориям военнослужащих гарантии обеспечения жилыми помещениями для постоянного проживания, названный Закон возлагает на военнослужащего обязанность сдать ранее предоставленное за счет государства жилое помещение. В случае невозможности сдачи такого жилого помещения, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с абз. 2 п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Согласно п.п. 17 и 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению N 10 к настоящей Инструкции; с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 настоящей Инструкции, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения, о чем уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим мотивированный отказ.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Балакин в период прохождения им военной службы по контракту, в 1997 году, от Министерства обороны РФ на состав семьи 3 человека (он, жена и сын) был обеспечен жилым помещением - квартирой, общей площадью 58,4 кв.м., жилой площадью 30 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, которое он не сдал в установленном порядке.
Анализируя вышеизложенные доказательства, суд приходит к выводу, что в результате действий и (или) бездействия Балакина указанная служебная квартира выбыла из собственности государства и уполномоченный орган Министерства обороны РФ утратил право оперативного управления (хозяйственного ведения) этим жилым помещением, в связи с чем, он не может представить документы об освобождении ранее предоставленной ему военным ведомством квартиры.
Приведенные доказательства и правовые нормы позволяют сделать вывод о том, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от государства по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения в порядке, определенном статьей 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», даже по истечению срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ, а поэтому на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма он состоять не может.
По этим же основаниям суд находит несостоятельными ссылки представителя административного истца на бездействие должностных лиц в нарушение п. 9 жилищного договора - непринятие мер к расторжению договора и выселению бывших членов семьи административного истца законодательством Российской Федерации отнесены к обязанности военнослужащего, в установленном порядке сдать полученное от государства жилое помещение.
Вместе с тем, последующее обеспечение Балакина жильем возможно на общих основаниях, то есть по решению органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, а не федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заместитель начальника Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации своим решением № о снятии Балакина с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания в форме жилищной субсидии, охраняемые Законом права последнего не нарушил, в связи с чем, в удовлетворении требований административного истца надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Балакина ФИО16 об оспаривании решения заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания в форме жилищной субсидии, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Воронежский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
18 апреля 2019 года город Воронеж
Воронежский гарнизонный военный суд в составе
председательствующего Воронцова Д.Д.,
при секретаре Тютюнцевой М.В.,с участием представителя административного истца по доверенности Кумпанич Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело № 2а-79/2019 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации <данные изъяты> Балакина ФИО12 об оспаривании решения заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания в форме жилищной субсидии,
У С Т А Н О В И Л:
Балакин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что ему в период прохождения военной службы в 1997 году на состав семьи 3 человека (он, супруга и сын) была предоставлена служебная квартира, общей площадью 58,4 кв.м., жилой площадью 30 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. В 2002 году брак был расторгнут, и этом же году он снялся с регистрационного учета по указанному адресу, а супруга и сын остались там проживать. 3 февраля 2009 года вышеуказанная квартира была передана на баланс из ФГУ «Выборгская КЭЧ района Ленинградского военного округа» администрации МО «Глебычевское сельское поселение» Выборского района Ленинградской области. 12 июля 2012 года бывшей супругой Балакина - Балакиной ФИО13 был заключен договор социального найма квартиры, расположенной по адресу: <адрес> которую затем 15 октября 2013 года она продала. 10 января 2008 года Балакин был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания жилищной комиссией Воронежского высшего военного авиационного училища, составом семьи 1 человек. Решением заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № он снят с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания в форме жилищной субсидии, поскольку ранее был обеспечен жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации, которое не сдал в установленном порядке.
Полагая свои права нарушенными, Балакин просил суд:
- признать действия заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации А.В. Иванова, выраженные в принятии решения № о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях - незаконными;
- признать незаконным и отменить решение № заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации А.В. Иванова;
- обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации восстановить его в качестве нуждающегося в жилых помещениях для постоянного проживания в форме предоставления жилищной субсидии с даты признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании представитель административного истца Балакина по доверенности Кумпанич Н.И., настаивая на удовлетворении требований административного истца Балакина по доводам, указанным им в административном иске, пояснил, что отношения со своей бывшей супругой и сыном Балакин не поддерживает, повлиять на свою бывшую супругу, чтобы она с сыном выехали из занимаемого, полученного ранее на состав семьи 3 человека служебного помещения, он не мог, так как с 1999 года Балакин проходит военную службу на территории города Воронежа, в 2002 году брак расторгнут и в этом же году он снялся с регистрационного учета по адресу: <адрес>, а с 2005 по 2010 годы Балакин обращался в ФГУ «Выборгская КЭЧ района Ленинградского военного округа» и военную прокуратуру Выборгского гарнизона для принятия мер по выселению бывших членов семьи, но никаких мер для освобождения ранее выданной служебной квартиры бывшей женой и сыном административного истца предпринято не было.
Представитель административных ответчиков - начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Бородин, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, в направленных в суд письменных возражениях просил рассмотреть административное дело без его участия, требования иска не признал по основаниям, приведенным в решении заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации №.
Представитель начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу» по доверенности Копылов, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, в направленном в суд письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Выслушав представителя административного истца по доверенности Кумпанич Н.И. и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как видно из копии послужного списка Балакина, он заключил первый контракт о прохождении военной службы 1 августа 1986 года и начал её проходить в должности курсанта Воронежского высшего военного авиационного инженерного училища, а первое офицерское звание ему присвоено в июне 1991 года.
В соответствии с выпиской из приказа начальника Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации № Балакин досрочно уволен в запас по состоянию здоровья (пп. «б» п. 3 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») с правом ношения формы и знаков различия, его выслуга лет в календарном исчислении составляет более 20 лет, и нуждающимся в обеспечении жилым помещением по нормам жилищного законодательства от Министерства обороны Российской Федерации он не признан.
Согласно выписке из приказа начальника Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации № Балакин исключен из списков личного состава академии с 11 марта 2019 года.
В соответствии с копией решения заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № Балакин, с 10 января 2008 года признанный нуждающимся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания жилищной комиссией Воронежского высшего военного авиационного училища, составом семьи 1 человек, снят с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания в форме жилищной субсидии, поскольку ранее был обеспечен жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации, а именно: служебной квартирой, общей площадью 58,4 кв.м, жилой площадью 30кв.м., расположенной по адресу: <адрес> которое не сдал в установленном порядке.
Как следует из ордера ФГУ «Выборгская КЭЧ района Ленинградского военного округа» №, Балакину на состав семьи 3 человека (он, жена Балакина Н.Э. и сын Балакин А.В.) выделено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 58,4 кв.м., а жилой - 30 кв.м.
Из свидетельства о расторжении брака №, что брак между Балакиным ФИО14 и Балакиной ФИО15, расторгнут с 4 мая 2001 года на основании решения мирового судьи Советского судебного участка № 17 города Липецка ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с копией паспорта Балакина, он с 24 мая 2002 года зарегистрирован по адресу: <адрес>
Согласно заявлениям Балакина начальнику ФГУ «Выборгская КЭЧ района Ленинградского военного округа» ДД.ММ.ГГГГ и соответствующих ответов на них ДД.ММ.ГГГГ, он просил выдать справку о сдаче служебного жилого помещения, расположенное по адресу: <адрес>. В ответах Балакину указано, что ФГУ «Выборгская КЭЧ района Ленинградского военного округа» не может выдать справку о сдаче жилого помещения, в связи с регистрацией и проживанием в указанной квартире Балакиной Н.Э. и Балакина А.В., вселенных в жилое помещение в качестве членов семьи военнослужащего.
Из заявления Балакина военному прокурору Выборгского гарнизона ДД.ММ.ГГГГ, и соответствующего ответа на него ДД.ММ.ГГГГ Балакину разъяснено, что ему не может быть выдана справку о сдаче жилого помещения, в связи с регистрацией и проживанием в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, его бывшей супруги и сына - Балакиной Н.Э. и Балакина А.В., вселенных в жилое помещение в качестве членов семьи военнослужащего, и ему было предложено в добровольном, либо судебном порядке добиться фактического освобождения и снятия с регистрационного учета всех лиц, проживающих данной квартире.
Решением начальника 3 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № Балакину отказано в предоставление жилых помещений по договору социального найма, в связи с не предоставлением справки о сдаче жилого помещения.
Как следует из копии уведомления начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации №, Балакин был проинформирован о необходимости при реализации права на жилищное обеспечение предоставления справки о сдаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно сведениям о наличии жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащим на праве собственности военнослужащему или членам его семьи, а также наличии жилых помещений специализированного жилого фонда, занимаемых военнослужащим или членами его семьи (в том числе бывшими) от 9 июля 2018 года, за <данные изъяты> Балакиным числится служебная квартира, расположенная по адресу: <адрес>
Из решения начальника 2 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № следует, что административный истец Балакин снят с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания в форме жилищной субсидии, поскольку во время прохождения военной службы ему от Министерства обороны РФ на состав семьи 3 человека по ордеру № было предоставлено жилое помещение - квартира, общей площадью 58,4 кв.м., жилой площадью 30 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, которое он не сдал в установленном порядке. По этому основанию Балакин утратил право на повторное обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны РФ.
В соответствии с абз. 4, 5 и 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей; военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Однако, в силу ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», предоставляя определенным этой нормой категориям военнослужащих гарантии обеспечения жилыми помещениями для постоянного проживания, названный Закон возлагает на военнослужащего обязанность сдать ранее предоставленное за счет государства жилое помещение. В случае невозможности сдачи такого жилого помещения, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с абз. 2 п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Согласно п.п. 17 и 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению N 10 к настоящей Инструкции; с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 настоящей Инструкции, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения, о чем уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим мотивированный отказ.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Балакин в период прохождения им военной службы по контракту, в 1997 году, от Министерства обороны РФ на состав семьи 3 человека (он, жена и сын) был обеспечен жилым помещением - квартирой, общей площадью 58,4 кв.м., жилой площадью 30 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, которое он не сдал в установленном порядке.
Анализируя вышеизложенные доказательства, суд приходит к выводу, что в результате действий и (или) бездействия Балакина указанная служебная квартира выбыла из собственности государства и уполномоченный орган Министерства обороны РФ утратил право оперативного управления (хозяйственного ведения) этим жилым помещением, в связи с чем, он не может представить документы об освобождении ранее предоставленной ему военным ведомством квартиры.
Приведенные доказательства и правовые нормы позволяют сделать вывод о том, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от государства по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения в порядке, определенном статьей 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», даже по истечению срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ, а поэтому на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма он состоять не может.
По этим же основаниям суд находит несостоятельными ссылки представителя административного истца на бездействие должностных лиц в нарушение п. 9 жилищного договора - непринятие мер к расторжению договора и выселению бывших членов семьи административного истца законодательством Российской Федерации отнесены к обязанности военнослужащего, в установленном порядке сдать полученное от государства жилое помещение.
Вместе с тем, последующее обеспечение Балакина жильем возможно на общих основаниях, то есть по решению органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, а не федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заместитель начальника Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации своим решением № о снятии Балакина с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания в форме жилищной субсидии, охраняемые Законом права последнего не нарушил, в связи с чем, в удовлетворении требований административного истца надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Балакина ФИО16 об оспаривании решения заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания в форме жилищной субсидии, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Воронежский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.