Решение по делу № 3а-39/2019 от 30.07.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 02 августа 2019 г. по делу № 3а-39/2019

Севастопольский городской суд в составе:

председательствующего судьи      -    Дудкиной Т.Н.

при секретаре                                      -     Дубровой А.В.

при участии:

административного истца                          -    Яковлевой Е.В.,

представителя административного истца -    ФИО1,

представителя административного ответчика - ФИО2,

прокурора                                - ФИО3

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Яковлевой Е. В. к Территориальной избирательной комиссии Гагаринского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 4), заинтересованное лицо - Севастопольская городская избирательная комиссия о защите избирательных прав, -

установил:

Яковлева Е. В. обратилась в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии Гагаринского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 4), заинтересованное лицо - Севастопольская городская избирательная комиссия о защите избирательных прав. Просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в нарушении срока составления итогового протокола проверки подписных листов, и нарушении срока вручения ей этого протокола. Признать незаконным итоговый протокол проверки подписных листов. Признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Гагаринского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 4) от 22 июля 2019 года «Об отказе Яковлевой Е. В. в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу №4, выдвинутого в порядке самовыдвижения». Обязать территориальную избирательную комиссию Гагаринского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 4) зарегистрировать Яковлеву Е. В. в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу №4.

Исковые требования мотивированы тем, что административный ответчик бездействовала, так как итоговый протокол проверки подписных листов и вручение ей его копии осуществлены ответчиком позже двух суток до заседания комиссии, на котором должен рассматривается вопрос о регистрации ее как кандидата, что в свою очередь, влечет его незаконность.

Считает, что признание недостоверными (недействительными) 150 подписей в подписных листах по причине отсутствия сведений о дате рождения лица, осуществляющего сбор подписей, необоснованно, так как заверение подписных листов подписью лица, осуществляющего сбор подписей является вторичным, а основополагающим является непосредственно волеизъявление избирателя в поддержку конкретного кандидата, о чем он указывает в подписном листе, в котором данных лица, осуществляющего сбор подписей, в подписном листе просто не может быть.

Полагает, что при наличии нотариально удостоверенного списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, у рабочей группы избирательной комиссии имелись нотариально заверенные сведения об этих лицах, что исключало какие-либо препятствия в их идентификации путем сравнения многих иных строго индивидуальных элементов персональных данных сборщиков подписей, содержащихся в подписных листах.

В судебном заседании административный истец, ее представитель настаивали на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика, просил в иске отказать, указывая на правомерность оспариваемого постановления. Представил письменные возражения, обосновывающие правовую позицию не признания исковых требований.

Прокурор, давая заключение по делу, полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению по причине их необоснованности.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о месте и времени судебное заседания заинтересованное лицо уведомлено надлежащим образом, а потому, в силу положений части 3 статьи 243 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав административного истца, представителей сторон, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований исходя из следующего.

Постановлением Законодательного Собрания города Севастополя от 04.06.2019 №1500 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва на 08 сентября 2019 года.

Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от 06 июня 2019 г. № 4/32-2 «О количестве подписей избирателей для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу, городского списка кандидатов на выборах депутатов Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва» установлено количество подписей избирателей для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва согласно приложению № 1 к настоящему постановлению.

          Количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу №4 составляет 1061 подпись, максимальное количество 1167 подписей.

17 июня 2019 года административный истец административному ответчику представила документы необходимые для самовыдвижения в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу №4.

13 июля 2019 года административным истцом представлены документы для ее регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу №4.

Решением территориальной избирательной комиссию Гагаринского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 4) Яковлевой Е. В. в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу №4, выдвинутого в порядке самовыдвижения, отказано.

Основанием для отказа послужило недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

С таким решением не согласилась административный истец, что и послужило поводом для обращения в суд.

Проверяя обоснованность оспариваемых бездействия, решения суд указывает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В силу части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение.

           В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Таким образом, заявленные административным истцом требования о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидатом, применительно к содержанию спорных правоотношений, отсылают к проверке обстоятельств, указанных в подпункте «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ - недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

           Как следует из содержания исковых требований, административный истец оспаривает необоснованность признания административным ответчиком недостоверность (недействительность) 150 подписей по причине отсутствия в подписных листах сведений о дате рождения лица, осуществляющего сбор подписей.

             Недостоверность (недействительность) иных 58 подписей административным истцом не оспаривается, о чем она заявила в судебном заседании.

             Согласно пункту 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются, помимо прочих, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (п/п «д»).

Аналогичные основания для отказа в регистрации списка кандидатов предусмотрены пунктом 8 части 4 статьи 41 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 4-ЗС "О выборах депутатов Законодательного Собрания города Севастополя" (далее Закон города Севастополя №4-ЗС).

              Положениями пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.

Аналогичные положения содержатся в пункте 8 части 14 статьи 40 Закона города Севастополя № 4-ЗС.

     Согласно положениям пунктов 1, 2 статьи 32 Федерального закона № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения.

Необходимым условием регистрации кандидата на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, является поддержка выдвижения кандидата избирателями, наличие которой подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (пункт 1 статьи 35.1 Федерального закона №67-ФЗ).

            Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов предусмотрен положениями статьи 37 Федерального закона №67-ФЗ.

          Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по формам согласно приложению 5 к Федеральному закону №67-Ф (п.8).

Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения (пункт 12 статьи 37 Федерального закона №67-ФЗ).

Как следует из приложения 5 к Федеральному закону № 67-ФЗ, подписной лист удостоверяется лицом, осуществлявшим сбор                                      подписей, с указанием помимо прочего, даты его рождения.

Таким образом, исходя из системного толкования указанных выше норм Федерального закона № 67-ФЗ, следует, что требование об указании даты рождения лица, осуществлявшего сбор подписей и заверившего подписной лист, является безусловным требованием, поскольку данное сведение необходимо для того, чтобы избирательная комиссия имела возможность идентифицировать лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей.

Судом исследовались подписные листы в поддержку выдвижения кандидатом административного истца представленные административным ответчиком на обозрение, итоговый протокол проверки подписных листов и было установлено, что 76 подписных листов, содержащих подписи 150 избирателей, заверены подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, без указания даты рождения этого лица.

          Данное обстоятельство в судебном заседании не опровергнуто, подтверждено непосредственно административным истцом и ее представителем.

          Таким образом, поскольку количество достоверных подписей (956), при необходимых 1061, является недостаточным для регистрации административного истца кандидатом в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя по одномандатному избирательному округу №4, административный ответчик принял законное и обоснованное решение об отказе Яковлевой Е. В. в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва по одномандатному избирательному округу №4, выдвинутого в порядке самовыдвижения.

Доводы административного истца о том, что у избирательной комиссии (рабочей группы) имелись иные источники для идентификации лица, осуществляющего сбор подписи, не указавшего дату своего рождения, суд отклоняет, поскольку указание даты рождения этого лица является императивным предписанием Федерального закона № 67-ЗС, то есть безусловным, подлежащим указанию в обязательном порядке собственноручно лицом, осуществлявшим сбор подписей. Принятие избирательной комиссией иных источников о сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей (как то - нотариально заверенный список лиц, осуществлявшего сбор подписей) нарушит основополагающий принцип равенства права граждан избирать и быть избранными.

              Требования административного истца о признании незаконным бездействия административного ответчика являются безосновательными, поскольку на момент обращения административного истца в суд и данным административным исковым заявлением – 30.07.2019, итоговый протокол был составлен, его копия вручена административному истцу, следовательно, нарушение прав отсутствует.

В судебном заседании установлено, что итоговый протокол проверки подписных листов был составлен 20 июля 2019 года в 11 часов 02 минуты. В 14 час.17 мин. итоговый протокол поступил на электронную почту административного истца, а в 14 час.21 мин. вручен непосредственно Яковлевой Е.В. заседание избирательной комиссии по рассмотрению вопроса о регистрации Яковлевой Е.В. в качестве кандидата в депутаты было назначено на 22 июля 2019 г. на 16 час.00 минут. Следовательно, итоговый протокол административный истец получила не позже чем за двое суток до заседания комиссии, которые истекали 22.07.2019 в 16 час.00 мин.

             Более того, суд считает необходимым обратить внимание, что несвоевременное составление итогового протокола проверки подписных листов и вручение административному истцу его копии, не является безусловным основанием для признания оспариваемого решения незаконным.

Таким образом, исходя из установленных обстоятельств, требований Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 4-ЗС "О выборах депутатов Законодательного Собрания города Севастополя" административному истцу в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 177-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Отказать Яковлевой Е. В. в удовлетворении административного иска к Территориальной избирательной комиссии Гагаринского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 4), заинтересованное лицо - Севастопольская городская избирательная комиссия о защите избирательных прав.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 02 августа 2019 года.

Судья Севастопольского

городского суда                                                            Дудкина Т.Н.

3а-39/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Яковлева Елена Валериевна
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия Гагаринского района г. Севастополя
Другие
Ковтун Виталий Григорьевич
Севастопольская городская избирательная комиссия
Прокуратура города Севастополя
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Дудкина Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
23.03.2020Регистрация административного искового заявления
23.03.2020Передача материалов судье
23.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.03.2020Судебное заседание
23.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2020Дело оформлено
23.08.2020Регистрация административного искового заявления
23.08.2020Передача материалов судье
23.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2020Судебное заседание
23.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2020Дело оформлено
02.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее