Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Североуральск 23 ноября 2017 года
Североуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судья Аксёнова А.С.,
при секретаре судебного заседания Кулагиной Н.П.,
с участием истца Кузьмина С.В.,
представителя государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Североуральск Свердловской области Богатыревой О.Г.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Кузьмина С. В. к государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Североуральск Свердловской области о включении в льготный стаж периода работы, обязании назначить досрочную страховую пенсию,
У С Т А Н О В И Л:
требования истца мотивированы тем, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с тем, что периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03 месяца 17 дней) учеником подземного горнорабочего очистного забоя и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 месяцев 15 дней) учеником подземного люкового не включены в стаж необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии.
Считает, что эти периоды должны быть учтены в льготный трудовой стаж, пропорционально отработанному времени, как 1 полный год за 9 месяцев.
Ссылаясь на нормы Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 (далее по тексту – Правила № 516), просит включить спорные периоды в стаж на соответствующих видах работ (по неведущим профессиям по списку №1) и обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию на основании п. 11 ч. 1 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня обращения.
В судебном заседании Кузьмин С.В. иск поддержал.
Представитель ответчика по доверенности Богатырева О.Г. в судебном заседании иск не признала и пояснила, что период работы учеником не включен в стаж на соответствующих видах работ, поскольку «ученик» не поименован среди ведущих профессий в п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Спорные периоды не могут быть включены в специальный стаж по неведущим профессиям, т.к. профессии «ученик подземного горнорабочего очистного забоя» и «ученик подземного люкового» не поименованы в Списке работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 года № 481 (далее – Список № 481).
Просила в иске отказать.
Аналогичные доводы изложены в письменных возражениях на иск.
Заслушав пояснения сторон, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации).
Право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах, гарантируется гражданину Конституцией Российской Федерации.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий – горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Как следует из решения пенсионного органа, 29.09.2017 года истец обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии на основании п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Пенсионным органом произведен подсчет продолжительности специального стажа истца, который составил 24 лет 07 месяцев 24 дня из требуемых 25-ти. Ввиду недостаточности стажа в назначении досрочной пенсии Кузьмину С.В. было отказано. Спорные периоды не зачтены по основаниям, озвученным представителем ответчика в судебном заседании.
Суд признает отказ пенсионного органа незаконным по следующим основаниям.
Как следует из уточняющей справки от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной АО «Севуралбокситруда», Кузьмин С.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал учеником подземного горнорабочего очистного забоя, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учеником подземного люкового.
До 01.01.2015 года трудовые пенсии устанавливались и выплачивались в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 7 данного Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 27 указанного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста (60 лет), установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий – горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
С 01.01.2015 года пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 30 данного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. Право на назначение указанного вида пенсии определяется с учетом Списка работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 года № 481 (далее – Список № 481).
В соответствии с п. 15 Правил № 516, при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке:
каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин – за 1 год и 3 месяца;
каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком № 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 – за 9 месяцев.
В уточняющей справке указано, что Кузьмин С.В. в спорные периоды работал постоянно, в течение полного рабочего дня, в режиме полной рабочей недели, в качестве ученика подземного горнорабочего очистного забоя и ученика подземного люкового.
В Списке № 481 перечислены наименования конкретных профессий, учеников среди них нет. Поэтому работа в качестве ученика на подземных работах, дает право на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 1, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 (шифр 1010100а). Следовательно, спорный период работы истца в качестве ученика подземного горнорабочего очистного забоя подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ как по не ведущей профессии.
Список № 481 применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года № 665 «О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», принятое в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В силу требований п.п. «е» п. 1 данного Постановления, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяется список работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 года № 481 «Об утверждении списка работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет».
Абзацем вторым п.п. «а» п. 1 данного Постановления также предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
Исходя из этого, спорный период работы истца в качестве ученика подземного люкового также подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ как по не ведущей профессии.
Всего не зачтено 09 месяцев 02 дня. 09 месяцев 02 дня * 0,75 (9 месяцев = три четверти года) = 06 месяцев 24 дня.
Поскольку спорные периоды работы включены в стаж на соответствующих видах работ как по не ведущей профессии, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии, к зачтенной ответчиком продолжительности работы следует прибавить 06 месяцев 24 дня. Соответственно, на день обращения Кузьмин С.В. имел 25-летний стаж работы, необходимый для назначения ему досрочной пенсии на основании п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поэтому его иск подлежит удовлетворению.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 11 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2013 ░░░░ № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░ 1 ░░░ ░░░░░░ ░░ 9 ░░░░░░░, ░░ ░░░░ 06 (░░░░░) ░░░░░░░ ░ 24 (░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 11 ░. 1 ░░. 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2013 ░░░░ № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.