Решение по делу № 2-288/2017 ~ М-19/2017 от 09.01.2017

Дело № 2-288/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Черногорск 28.02.2017

Черногорский городской суд Республики Хакасия в составе: председательствующего Лемперт И.Н.,

при секретаре Петрик Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия «Черногорская межрайонная больница № 1», Министерству здравоохранения Республики Хакасия о понуждении произвести необходимые действия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,

у с т а н о в и л :

Истец Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия «Черногорская межрайонная больница № 1», Министерству здравоохранения Республики Хакасия об обязании ответчиков произвести определенные действия по устранения нарушений санитарного законодательства, указывая на то, что по результатам проверок с 2014 по 2016 годы в отношении ответчика ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная больница № 1» было установлено, что медицинским учреждением при оказании медицинских услуг допущены нарушения требований санитарного законодательства, а именно соблюдение годового предела дозы облучения работников от природных источников ионизирующих излучений. После окончании проверок медицинскому учреждению были выданы предписания от 26.09.2014, 14.03.2016, 03.10.2016. Предписания медицинским учреждением не выполнены, за что ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная больница № 1» привлекалась к административной ответственности в 2015 и 2016 годы. Причиной нарушений санитарного законодательства является отсутствие специальных инженерных мероприятий, направленных на устранение поступления из недр радона – 222 в помещение поликлиники, обусловленных отсутствием финансирования указанных мероприятий ответчиком Министерством здравоохранения РХ. С учетом уточнений, просило обязать ответчика ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная больница № 1» с целью обеспечения безопасности здоровья человека при оказании медицинских услуг разработать: санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия направленные на достижение годовой эффективной дозы облучения на рабочих местах поликлиники № 2 от природных источников ионизирующих излучений не более 5 мЗв. в год; проект (план) разработанных профилактических мероприятий должен содержать разделы по организации рабочих мест, коллективным средствам защиты работников (инженерно-технические мероприятия, направленные на снижение ЭРОА радона-222 в воздухе рабочих кабинетов поликлиники, в т.ч. мероприятия по организации приточно-вытяжной системы вентиляции с механическим побуждением), режиму труда в целях предупреждения заболеваний (облучения отдельных органов и тканей тела и возникновения отдаленных негативных последствий - онкологических заболеваний, уродств), связанных с условиями труда, с указанием конкретных сроков исполнения и объемов финансирования до 15.03.2017; проект (план) разработанных профилактических мероприятий представить для согласования в Министерство здравоохранения Республики Хакасии и Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия до 15.03.2017; обеспечить проведение работ, предусмотренных проектом (планом) разработанных мероприятий, в согласованные сроки в полном объеме; обеспечить проведение производственного лабораторного контроля за содержанием радона-222 в воздухе помещений по окончании выполнения разработанных профилактических мероприятий. Обязать Министерство здравоохранения Республики Хакасии: предусмотреть в бюджете на 2018 год финансирование проекта (плана) разработанных профилактических мероприятий поликлиники № 2 ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная больница № 1» в срок до 01.10.2017; завершить финансирование данных мероприятий в полном объеме до 01.12.2018.

Определением Черногорского городского суда РХ от 30.01.2017 по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Правительство РХ.

В судебном заседании представители истца Бондаренко О.Л., Залутский Д.В., Пивоваров А.А., действующие по доверенностям, исковые требования поддержали в полном объеме с учетом уточнений, приведя в обоснование доводы, отраженные в иске. Согласились со сроками выполнения обязательств, предложенных стороной ответчика.

Представитель ответчика ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная больница № 1» по доверенности Сапожников В.Д., представитель ответчика Министерства здравоохранения РХ по доверенности Родзян Г.Г. в судебном заседании согласились с исковыми требованиями, предложив корректировку сроков выполнения обязательств ответчиков, исходя из сроков вступления решения суда в законную силу, вопросов бюджетного регулирования, предложив мероприятия по разработке и согласованию проекта выполнить в срок 20 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу, согласование в бюджете финансирования мероприятий по иску до 25.12.2017.

Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав письменные документы, пришел к следующему.

В соответствии ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ - юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказания услуг.

Согласно положениям ст. 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

В ст. 25 указанного Закона закреплено, сто условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

Эффективная доза облучения природными источниками излучения всех работников, включая персонал, не должна превышать 5 мЗв в год в производственных условиях (любые профессии и производства).

В ст. 15 Федерального закона от 09.01.1996 № 3-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О радиационной безопасности населения» установлено, что облучение населения и работников, обусловленное радоном, продуктами его распада, а также другими долгоживущими природными радионуклидами, в жилых и производственных помещениях не должно превышать установленные нормативы. В целях защиты населения и работников от влияния природных радионуклидов должны осуществляться, в том числе: проектирование и строительство зданий и сооружений с учетом предотвращения поступления радона в воздух этих помещений; эксплуатация зданий и сооружений с учетом уровня содержания радона в них и гамма-излучения природных радионуклидов. При невозможности выполнения нормативов путем снижения уровня содержания радона и гамма-излучения природных радионуклидов в зданиях и сооружениях должен быть изменен характер их использования.

Согласно п. 4.1 СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99.2009), утв. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ № 47 от 07.07.2009, эффективная доза облучения природными источниками излучения всех работников, включая персонал, не должна превышать 5 мЗв в год в производственных условиях (любые профессии и производства).

В п. 5.2.7. СанПиН 2.6.1.2612-10 установлено, что в случае превышения дозы облучения 5 мЗв/год должны приниматься меры по снижению доз облучения работников ниже этого уровня или рассматриваться вопрос о прекращении (приостановке) работ.

Для оценки доз на рабочих местах, на которых продолжительность работы, средняя скорость дыхания или радиоактивное равновесие природных радионуклидов в производственной пыли отличаются от значений, приведенных в пункте 4.2 НРБ-99/2009, устанавливаются расчетные значения радиационных факторов в течение года с учетом конкретных условий работы, соответствующие эффективной дозе 5 мЗв/год (п. 5.2.7. СанПиН 2.6.1.2612-10).

Исходя из положений п. 3.1.2. СанПиН 2.6.1.2800-10 «Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения», утв. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ № 171 от 24.12.2010, в случае превышения дозы облучения 5 мЗв/год должны приниматься меры по снижению доз облучения работников ниже этого уровня или рассматриваться вопрос о прекращении (приостановке) работ.

Из п. 3.1.4. СанПиН 2.6.1.2800-10 следует, что при монофакторном воздействии указанных факторов, продолжительности работы 2000 ч в течение года и средней скорости дыхания работников 1,2 м3/ч годовой эффективной дозе облучения 5 мЗв/год соответствуют следующие значения радиационных факторов.

Для оценки доз облучения природными источниками излучения на рабочих местах, на которых продолжительность работы, средняя скорость дыхания или радиоактивное равновесие природных радионуклидов в производственной пыли отличаются от значений, приведенных в пункте 3.1.4 Правил, устанавливаются расчетные значения радиационных факторов в течение года с учетом конкретных условий работы, соответствующие эффективной дозе 5 мЗв/год (п. 3.1.6 СанПиН 2.6.1.2800-10).

Среднегодовые значения ЭРОА изотопов радона в помещениях эксплуатируемых производственных зданий и сооружений не должны превышать 300 Бк/м3, а мощность эквивалентной дозы гамма-излучения - 0,6 мкЗв/ч. Если среднегодовая ЭРОА изотопов радона в воздухе помещений эксплуатируемых производственных зданий и сооружений (части помещений) превышает значение 300 Бк/м3 и/или мощность эквивалентной дозы гамма-излучения превышает 0,6 мкЗв/ч, то предусматриваются мероприятия по их снижению. При невозможности снизить значения одного или обоих показателей до нормативного уровня рассматривается вопрос о перепрофилировании здания или части его помещений (п. 3.2.3 СанПиН 2.6.1.2800-10).

Согласно п. 1.5. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утв. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ 13.07.2001 № 18, юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: (в ред. изменений и дополнений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.03.2007 № 13) разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

По результатам плановой проверки в 2014 году, внеплановых проверок в марте и октябре 2016 года в отношении ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная городская больница № 1» было установлено, что медицинским учреждением допущены нарушения по обеспечению радиационной безопасности от природного облучения в производственных условиях, а именно, облучение работников поликлиники № 2 по адресу: г. Черногорск, ул. Октябрьская, 2, дозой более 5мЗв радоном-222 в год больше от 1 до 8,5 раз, что подтверждается предписаниями Роспотребнадзора по РХ ***-СЗ от 26.09.2014, ***-СЗ от 14.03.2016, ***-СЗ от 03.10.2016, экспертным заключением от 22.09.2014 (л.д. 24-25).

За неисполнение предписаний ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная больница № 1» привлекалась к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (постановления мировых судьей судебного участка № 3 и № 4 г. Черногорска от 14.10.2014 (л.д. 33), от 18.11.2015 (л.д. 54-56), соответственно).

В ходе судебного заседания стороной ответчика не отрицалось, что установленные истцом нарушения по обеспечению радиационной безопасности от природного облучения в производственных условиях работников поликлиники № 2 не устранены по настоящее время.

Допущенные нарушения санитарных правил влияют на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, работников ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная больница № 1», так как оказание медицинской помощи населению с нарушением санитарных правил может повлечь за собой причинение вреда здоровью населению г. Черногорска, посещаемому поликлинику № 2, а также работникам ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная больница № 1».

В соответствии с Уставом ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная больница № 1» является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, несёт обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная больница № 1» осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Уставом. Предметом деятельности ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная больница № 1» является оказание медицинской помощи населению, медицинская помощь населению должна оказываться в соответствии с требованиями санитарного законодательства.

Самостоятельно ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная больница № 1» не сможет решить вопрос по устранению допущенных нарушений, так как требуются значительные финансовые затраты.

Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к медицинскому учреждению является Министерство здравоохранения РХ, которое формирует для Учреждения бюджет на текущий год. На основании чего устранение нарушений требований санитарного законодательства находится в прямой зависимости от Министерства здравоохранения РХ.

На основании изложенного суд считает, что основания, для удовлетворения заявленных требований, имеются.

Учитывая то, что для обеспечения предусмотренных мероприятий финансирования ответчикам необходимо значительное количество времени, суд считает, что необходимо установить сроки для исполнения решения суда согласно предложенным ответчиками в судебном заседании, которые, по мнению суда, являются разумными.

Таким образом, суд полагает возможным исковые требования удовлетворить, обязав ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная больница № 1»:

с целью обеспечения безопасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, разработать санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия направленные на достижение годовой эффективной дозы облучения на рабочих местах поликлиники № 2 от природных источников ионизирующих излучений не более 5 мЗв. в год.

Проект (план) разработанных профилактических мероприятий должен содержать разделы по организации рабочих мест, коллективным средствам защиты работников (инженерно-технические мероприятия, направленные на снижение ЭРОА радона-222 в воздухе рабочих кабинетов поликлинники, в т.ч. мероприятия по организации приточно-вытяжной системы вентиляции с механическим побуждением), режиму труда в целях предупреждения заболеваний (облучения отдельных органов и тканей тела и возникновения отдаленных негативных последствий - онкологических заболеваний, уродств), связанных с условиями труда, с указанием конкретных сроков исполнения и объемов финансирования. Проект должен быть разработан в течение 20 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу; проект (план) разработанных профилактических мероприятий представить для согласования в Министерство здравоохранения Республики Хакасии и Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия в течение 20 календарных дней после вступления решения суда в законную силу; обеспечить проведение работ, предусмотренных проектом (планом) разработанных мероприятий, в согласованные сроки в полном объеме; обеспечить проведение производственного лабораторного контроля за содержанием радона-222 в воздухе помещений по окончании выполнения разработанных профилактических мероприятий.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Хакасии: предусмотреть в бюджете на 2018 год финансирование проекта (плана) разработанных профилактических мероприятий поликлиники № 2 ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная больница № 1» в срок до 25.12.2017; завершить финансирование данных мероприятий в полном объеме до 01.12.2018.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования удовлетворить.

Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия «Черногорская межрайонная больница № 1», Министерству здравоохранения Республики Хакасия выполнить требования федеральных законов от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст.ст. 11, 24, 25), от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (ст. 15), СанПиН 2.6.1.2612 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности» (п.п.5.2.7, 5.2.8), СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)» (п.4.1), СанПиН 2.6.1.2800-10 «Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения» (п.п. 3.1.2, 3.1.4, 3.1.6, 3.2.3), СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 № 18 (редакция от 27.03.2007), зарегистрировано в Минюсте РФ 30.10.2001 № 3000) п. 1.5., а именно:

Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия «Черногорская межрайонная больница № 1»;

- с целью обеспечения безопасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, разработать санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия направленные на достижение годовой эффективной дозы облучения на рабочих местах поликлиники № 2 от природных источников ионизирующих излучений не более 5 мЗв. в год в срок 20 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу;

- проект (план) разработанных профилактических мероприятий должен содержать разделы по организации рабочих мест, коллективным средствам защиты работников (инженерно-технические мероприятия, направленные на снижение ЭРОА радона-222 в воздухе рабочих кабинетов поликлиники, в т.ч. мероприятия по организации приточно-вытяжной системы вентиляции с механическим побуждением), режиму труда в целях предупреждения заболеваний (облучения отдельных органов и тканей тела и возникновения отдаленных негативных последствий - онкологических заболеваний, уродств), связанных с условиями труда, с указанием конкретных сроков исполнения и объемов финансирования;

- проект (план) разработанных профилактических мероприятий в течение 20 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу представить для согласования в Министерство здравоохранения Республики Хакасии и Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия;

- обеспечить проведение работ, предусмотренных проектом (планом) разработанных мероприятий, в согласованные сроки в полном объеме;

- обеспечить проведение производственного лабораторного контроля за содержанием радона-222 в воздухе помещений по окончании выполнения разработанных профилактических мероприятий.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Хакасии:

- предусмотреть в бюджете на 2018 год финансирование проекта (плана) разработанных профилактических мероприятий поликлиники № 2 ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная больница № 1» в срок до 25.12.2017;

- завершить финансирование данных мероприятий в полном объеме до 01.12.2018.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий И.Н. Лемперт

Мотивированное решение изготовлено 06.03.2017.

2-288/2017 ~ М-19/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РХ (Роспотребнадзор по РХ)
Ответчики
Министерство здравоохранения Республики Хакасия
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения РХ " Черногорская межрайонная больница № 1 "
Другие
Правительство РХ
Суд
Черногорский городской суд Республики Хакасия
Судья
И.Н.Лемперт
Дело на странице суда
chernogorsky--hak.sudrf.ru
09.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2017Передача материалов судье
10.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2017Подготовка дела (собеседование)
30.01.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2017Судебное заседание
16.02.2017Судебное заседание
28.02.2017Судебное заседание
06.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2017Дело оформлено
17.04.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее