Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4472/2016 ~ М-4357/2016 от 24.08.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

     22 ноября 2016 года     г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Грищенко Э.Н.,

при секретаре Булаткиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клюкиной Т. Н., Клюкиной Е. В. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара, Администрации г.о.Самара, Главе г.о.Самара об обязании предоставить жилое помещение и заключить договор социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о.Самара об обязании предоставить жилое помещение и заключить договор социального найма, с учетом уточнений указав, что Клюкина Т.Н. является собственником 1/4 части жилого дома (жилого помещения площадью 22,6 кв.м), расположенного по адресу: <адрес>. Она проживает и состоит на регистрационном учете по месту жительства, с ней проживает дочь Клюкина Е.В. На основании решения исполкома <адрес> Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Клюкина Т.Н. с составом семьи 2 человека состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на ДД.ММ.ГГГГ год номер в списке . Распоряжением Первого заместителя главы г.о.Самары от ДД.ММ.ГГГГ р, принадлежащая истице часть жилого дома по <адрес>, площадью 22,6 кв.м, признана непригодной для проживания. Распоряжением Первого заместителя главы г.о.Самары от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Поскольку истцы приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также их единственное жилое помещение признано в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, считают, что у органов местного самоуправления в силу п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить им жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке. Однако с момента возникновения такой обязанности и до настоящего времени ответчики не предприняли действий, направленных на исполнение указанной обязанности. Истцам не было предложено жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма. Ссылаясь на указанные обстоятельства и положения ст.ст.50, 57 ЖК РФ, истцы просили суд обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара, Администрацию г.о.Самара, Главу г.о.Самара предоставить им на состав семьи из двух человек в границах <адрес> во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в виде квартиры общей площадью не менее 14 кв.м на человека, в том числе жилой площадью не менее занимаемой (22,6 кв.м), заключить договор социального найма с Клюкиной Т.Н. и Клюкиной Е.В. как с сонанимателями.

Истцы в судебном заседании заявленные требования поддержали по изложенным в иске основаниям.

Ответчики в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежаще, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

Третьи лица в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, причины неявки не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили.

На основании положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей стороны ответчика и третьих лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Клюкина Т.Н является собственником части жилого дома, общей площадью 22,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно справке с места жительства, Клюкина Т.Н. и Клюкина Е.В. зарегистрированы в указанном жилом помещении.

Распоряжением Первого заместителя главы г.о.Самары от ДД.ММ.ГГГГ -р, принадлежащая истице часть жилого дома по <адрес>, площадью 22,6 кв.м, признана непригодной для проживания граждан. Собственнику жилого помещения до ДД.ММ.ГГГГ принять решение о дальнейшем использовании жилого помещения.

Распоряжением Первого заместителя главы г.о.Самары от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

    Обязанности по отселению граждан, занимающих жилые помещения на праве собственности, на орган местного самоуправления указанным распоряжением не возложены.

На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного федерального закона и получения финансовой поддержки на ее реализацию за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (п.11 ч. 1 ст. 14, ст. 16 Федерального закона N 185-ФЗ).

Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст. 86-89 ЖК РФ.

В силу ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86-88 названного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на таком учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Из Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (п. 37 абз. 4) следует, что судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома следует отличать от предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

На основании решения исполкома <адрес> Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Клюкина Т.Н. с составом семьи 2 человека состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на ДД.ММ.ГГГГ год номер в списке .

Согласно свидетельства о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ Клюкиной Т.Н принадлежит часть жилого дома, общей площадью 22,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно частями 1 и 8 статья 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа либо по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Как следует из раздела II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 29 апреля 2014 года, результат разрешения указанной категории споров зависит от того, включен ли многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Если дом не включен в такую программу, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.

Пленум Верховного Суда РФ в пп. «и» п. 20 Постановления от 2 июля 2009 года N14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что суд не вправе обязать обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Таким образом, из содержания указанных норм в их системной взаимосвязи и разъяснений Верховного Суда РФ следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть изъято путем выкупа либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Поскольку органом местного самоуправления решение об изъятии жилого помещения истца не принималось и соглашения между сторонами о предоставлении другого жилого помещения не заключалось, суд не вправе обязывать ответчиков предоставить истцу жилое помещение.

Переселение собственников жилых помещений органами местного самоуправления возможно в соответствии со ст.ст. 567-568 ГК РФ по договору мены, в случае включения дома в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

    В соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в региональные адресные программы включаются дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу (реконструкции) до ДД.ММ.ГГГГ.

    Таким образом, поскольку дом, в котором расположено принадлежащее Клюкиной Т.Н. жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу после ДД.ММ.ГГГГ, включить его в действующие адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в настоящее время не представляется возможным.

Материалами дела установлено, что жилой дом, в котором проживают истцы, не включен в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

Согласно Концепции жилищной политики <адрес> до 2020 года, утверждённой постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , переселение граждан из жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу после ДД.ММ.ГГГГ, планируется осуществлять после ДД.ММ.ГГГГ за счёт средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

    Установлено, что в настоящее время Министерство строительства <адрес> разрабатывает проект новой областной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес>, признанного таковым после ДД.ММ.ГГГГ.

    Таким образом, после принятия программы будут определены сроки переселения граждан и сноса жилого дома по указанному адресу за счёт бюджетных средств.

    При наличии указанных обстоятельств, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцами требования не основаны на законе, в связи с чем не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Клюкиной Т. Н., Клюкиной Е. В. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара, Администрации г.о.Самара, Главе г.о.Самара об обязании предоставить жилое помещение и заключить договор социального найма – оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25.11.2016 года.

Судья                    (подпись)        Э.Н.Грищенко

Копия верна:

Судья

Секретарь

2-4472/2016 ~ М-4357/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Клюкина Т.Н.
Клюкина Е.В.
Ответчики
Администрация г.о.Самара
Департамент управления имуществом г.о.Самара
Глава г.о.Самара
Другие
Министерство управления финансов Самарской области
Министерство строительства Самарской области
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Грищенко Э. Н.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
24.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.08.2016Передача материалов судье
25.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2016Подготовка дела (собеседование)
14.09.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.10.2016Судебное заседание
28.10.2016Судебное заседание
31.10.2016Судебное заседание
22.11.2016Судебное заседание
25.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее