Дело №2-1871/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вологда 11 апреля 2018 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.В.,
при секретаре Ермолиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Семичевой Т. Е. к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «РЭС-2» о защите прав потребителей,
установил:
Семичевой Т.Е. принадлежит на праве собственности квартира, расположенная по адресу: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права № от 21.01.2014).
Управление многоквартирным домом по указанному адресу осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «РЭС-2».
Семичева Т.Е. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «РЭС-2» о защите прав потребителей.
В обоснование указала, что плата за содержание жилья исчисляется с применением тарифа, не утвержденного собственниками. Управляющая компания в 2013 – 2015 годах выполняла обязательства по содержанию дома не надлежащим образом, не составляется и смета эксплуатационных расходов не представляется на утверждение собственников жилых помещений. Расходование денежных средств, собранных жителями дома, осуществляется без учета фактической общей площади МКД, возможность контроля за деятельностью управляющей компании отсутствует. Ежегодные отчеты управляющей компании за 2013 -2015 годы, составлены без ссылки на утвержденные общим собранием сметы. Содержание отчетов фактической деятельности не соответствует, кроме того показатели расходования денежных средств дублируют друг друга, создаются искусственно для отражения расходов по навязанным потребителям услугам. Собственники МКД не имеют информации о сохранности денежных средств собранных УК на капитальный ремонт в период 2013 – 2014 годов.
Просила суд возложить на общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «РЭС-2» обязанность произвести перерасчет платы за коммунальные и жилищные услуги, а также раскрыть информацию об остатках денежных средств, собранных у собственников и оставшихся после перерасчета.
В последующем Семичева Т.Е. исковые требования уточнила, просила возложить на общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «РЭС-2» обязанность произвести перерасчет платы за коммунальные и жилищные услуги на сумму неосновательного обогащения в размере 38 288 руб. 63 коп., а также раскрыть информацию об остатках денежных средств, собранных у собственников и оставшихся после перерасчета.
В судебном заседании истец Семичева Т.Е. исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Суду пояснила, что взяла все сведения из квитанции: по воде указано количество кубов, по отоплению - делали расчет по нормативу. В актах, выданных тепловыми сетями, указаны выплаченные суммы. Она рассчитала разницу: разделила сумму на площадь дома и умножила на площадь квартиры.
Представитель истца Семичевой Т.Е. по устному ходатайству Семичев Л.Б. исковые требования поддержал. Суду пояснил, что сумма переплата по квартире истца составляет в среднем 6 000 руб. в год. Представленные управляющей компанией отчеты не могут отождествляться со сметой расходов, которую должны утверждать собственники, имеющие право определить первоочередные мероприятия по текущему ремонту и иным действиям по эксплуатации дома. Отчеты, представленные по расходованию денежных средств, собственниками не утверждены, действительному расходованию денежных средств не соответствуют.
Представитель истца Семичевой Т.Е. по устному ходатайству Морозов Р.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить. Суду пояснил, что сведения о расходовании средств должна представляться управляющей компанией постатейно по каждому дому. В данном случае при расчетах платежей управляющей компанией неверно указана площадь дома. Информация должна быть представлена в форме отчета. Текущий ремонт производится по решению собрания, для этого управляющая компания по результатам обследований должна определить перечень работ которые требуется осуществить в текущем периоде для нормальной эксплуатации МКД. В то время как за оспариваемый период таких решений не принималось. Проведение так называемых аварийных работ позволяет управляющей компании потратить деньги на свое усмотрение. Деньги на текущий ремонт потрачены незаконно. Собственники утверждают, что работ названных в отчетах за период с 2013 по 2015 годы не проводилось.
Представитель ответчика общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «РЭС-2» по доверенности Фоменко Т.В. просила в удовлетворении исковых требований отказать. Суду пояснила, что тариф рассчитывается исходя из площади жилого помещения, принадлежащего собственнику. Ходатайство о предоставлении информации по общей площади необоснованно. Эта цифра не применяется при расчете. Отчеты размещаются на официальном сайте компании и информационных сайтах. Все статьи расходов разные, друг друга не дублируют. По оплате: на сегодняшний день есть касса, истец может обратиться в офис управляющей компании и внести деньги за содержание имущества. За тепло, воду, электроэнергию можно оплатить только через банк. Протоколом общего собрания собственников жилых помещений тариф на содержание установлен в размере 14,87 руб., размер платы за содержание определяется исходя из этого тарифа путем умножения на площадь квартиры. В банке открыт специальный счет для формирования фонда капитального ремонта <адрес>. Кроме этого дома этими средствами не может пользоваться никто другой. Эта информация отражается в квитанциях.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно положению пункта 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Как следует из материалов дела, управление многоквартирным <адрес> осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «РЭС-2».
Семичевой Т.Е. принадлежит на праве собственности <адрес> по указанному адресу.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
По правилам статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом «и» пункта 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов (пункты 37, 38, 67).
Как установлено частью 1 и 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу пункта 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В соответствии с материалами дела решением общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> от 16.04.2013 тариф на содержание жилья установлен в сумме 14 руб. 87 коп., на капитальный ремонт в сумме 3 руб. 15 коп.
Вступившим в законную силу решением Вологодского городского суда от 26.01.2017 Семичевой Т.Е. отказано в удовлетворении требований о признании недействительным решения общедомового собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, оформленного протоколом от 16.04.2013.
Часть 2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.
Таким образом, размер платы Семичевой Т.Е. за содержание и текущий ремонт общего имущества составит: 14 руб. 87 коп. (тариф)*60,5 кв.м. (общая площадь помещения) = 899 руб. 64 коп. ежемесячно; размер платы за капитальный ремонт: 3 руб. 15 коп. (тариф)*60,5 кв.м. (общая площадь помещения) = 190 руб. 58 коп. ежемесячно.
Согласно представленным суду счет-извещениям на <адрес> расчет платы за оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества, а также капитальный ремонт осуществлен обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «РЭС-2» верно.
Взносы на капитальный ремонт многоквартирного <адрес> поступают от плательщиков на специальный банковский счет №, открытом в филиале открытого акционерного общества «Сбербанк России».
В соответствии с частью 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и(или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации, оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.
Согласно части 1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в силу пункта 4.1 статьи части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации также относится к компетенции общего собрания.
Вместе с тем, указанное не свидетельствует о том, что при отсутствии такого решения текущий ремонт общего имущества вообще не производится.
При отсутствии нормативного правового акта, устанавливающего минимальный перечень работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества жилых домов и оплачиваемых за счет платы за ремонт жилья (который появился только 03.04.2013), управляющая организация в своей деятельности должна руководствоваться Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170 и требованиями к содержанию общего имущества, установленными Правилами, в соответствии с которыми на ответчиков возложена обязанность по проведению указанного ремонта.
Пунктами 16 и 17 Правил №491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Однако перечисленные в статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации работы и услуги относятся к работам и услугам, оказываемым управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
Управляющая организация обязана соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Исходя из положений части 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
В материалы дела обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «РЭС-2» представлены отчеты об использовании денежных средств, поступивших от жителей многоквартирного <адрес> за периоды: с 01.01.2013 по 31.12.2013, с 01.01.2014 по 31.12.2014, с 01.01.2015 по 31.12.2015, с 01.01.2016 по 31.12.2016.
Определение порядка списания средств на производство ремонтных работ общего имущества и контроль за их списанием не входит в полномочия собственников. Управляющая компания, будучи самостоятельным хозяйствующим субъектом, сама определяет свою учетную политику, в том числе по учету стоимости произведенных ею работ, оказанных услуг.
Доказательств того, что управляющей компанией необходимые услуги по содержанию жилья и поставке коммунальных услуг не были оказаны либо были оказаны услуги ненадлежащего качества, истцом не представлено.
Таким образом, факт неосновательного обогащения не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. Начисление платы за содержание жилья, текущий и капитальный ремонт управляющей компаний осуществляется верно. Услуги по управлению многоквартирным домом истцу оказаны.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь статьями 194-197 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Семичевой Т. Е. к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «РЭС-2» о защите прав потребителей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Иванова И.В.
Мотивированное решение изготовлено 16.04.2018