№ 12-63/2021
24RS0017-01-2020-003469-89
Р Е Ш Е Н И Е
г. Красноярск 21 сентября 2021 года
Судья Советского районного суда г. Красноярска Жихарева И.С., рассмотрев в судебном заседании дело по жалобе защитника Елисеевой Светланы Ивановны – Кибирева Константина Николаевича на постановление заместителя главного государственного инспектора Красноярского края по использованию земель, заместителем начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО11 от 04.08.2020 года по делу № 4.23-П/20 по делу об административном правонарушении, которым Елисеев Светлана Ивановна, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного 7.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 57622 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Красноярского края по использованию и охране земель, заместителем начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО5 от 04.08.2020 года Елисеева С.И. признана виновной в нарушении земельного законодательства, выразившемся в самовольном занятии, в том числе использовании части земельного участка с кадастровым номером № площадью 2 033 кв.м., по адресу: <адрес> «А», под размещение и эксплуатацию автостоянки лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 57 622 рубля.
На указанное постановление защитником Елисеевой С.И. – адвокатом Кибиревым К.Н. подана жалоба, в которой он просит постановление отменить, направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение, либо применить в отношении Елисеевой С.И. положения ст. 2.9 КоАП РФ, освободить ее от административной ответственности с объявлением ей устного замечания, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что в соответствии с п. 3 ст. 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения, данное обстоятельство входит в предмет доказывания по делу об административном правонарушении. По смыслу данной статьи указание на признание лица виновным в совершении конкретного административного правонарушения, в том числе указание на пункт и часть статьи особенной части КоАП РФ, предусматривающий ответственность за конкретные действия (бездействие), должно содержаться в резолютивной части постановления. Вместе с тем, резолютивная часть постановления не содержит указания на признание Елисеевой С.И. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1. КоАП РФ, указано лишь на виновность в совершении ряда действий, связанных с занятием и использованием земельного участка; назначение административного наказания без признания виновным в совершении конкретного административного правонарушения, с указанием пункта и части статьи особенной части КоАП РФ, что является существенным нарушением процессуальных требований, влечёт неясность и неконкретность принятого решения по делу, нарушает права заявителя и влечёт отмену постановления. Также, при обследовании земельного участка в ходе прокурорской проверки было выявлено занятие Елисеевой С.И. части земельного участка площадью 2 033 кв.м. Вместе с тем, площадь части земельного участка занятого под размещение автостоянки, определена неверно. Так, на выявленной части земельного участка находятся зеленые насаждения - деревья и кустарники, исключающие размещение в этих местах автомобильного транспорта. Несмотря на это, неиспользуемая часть земельного участка, занятая зелеными насаждениями, также была учтена в качестве самовольно занятой площади. В связи с тем, что площадь занятой части земельного участка влияет на размер административного наказания, Елисеевой С.И. было назначен необоснованно завышенный размер административного штрафа, что, в свою очередь, нарушает права заявителя. Кроме того, при рассмотрении дела не было установлено обстоятельств, являющихся основанием для квалификации действий как малозначительных, вместе с тем, в соответствии со ст. 2.9. КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В результате совершенного Елисеевой С.И. административного правонарушения не наступили какие-либо тяжкие последствия либо существенный вред охраняемым общественным правоотношениям. Более того, заявителем на вышеуказанной части земельного участка за свой счет была частично ликвидирована свалка строительного мусора, установлено легкое ограждение - сетка «рабица», препятствующая проникновению бродячих животных на территорию детского общеобразовательного учреждения - Красноярского кадетского корпуса. Данные обстоятельства не были учтены при вынесении постановления. Также полагает, что при вынесении постановления не были учтены такие смягчающие обстоятельства как имущественное положение Елисеевой С.И., уборка за свой счет строительного мусора, приведение части земельного участка в порядок, установка ограждений, препятствующих проникновению бродячих животных на территорию детского общеобразовательного учреждения - Красноярского кадетского корпуса.
В судебное заседание Елисеева С.И. не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом, конверт вернулся с отметкой по истечении срока хранения, ходатайства об отложении слушания не поступали, причины неявки суду неизвестны, доверила защищать свои интересы защитнику.
В судебном заседании защитник Елисеевой С.И. – Кибирев К.Н., действующий на основании ордера № 129 от 19.04.2021 года, жалобу поддержал в полном объеме по изложенным в ней основаниям, просил постановление от 04.08.2020 года отменить, дополнительно суду пояснил, что в настоящее время Елисеева С.И. освободила земельный участок, факт того, что документов, предоставляющих ей право пользования указанным земельным участком действительно не имелось, однако с учетом характера совершенного правонарушения, отсутствием негативных последствий и существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, просил применить положения ст. 2.9 КоАП РФ и освободить Елисееву С.И. от административной ответственности
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Черепахина О.В., действующая на основании доверенности от 24.12.2020 года, просила постановление от 04.08.2020 года оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Заместитель начальника отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю ФИО5 предоставил письменные возражения на жалобу, суду пояснил, что резолютивная часть обжалуемого постановления содержит сведения о признании Елисеевой С.И. виновной в нарушении норм земельного законодательства, конкретные сведения в чем выразилось нарушение, а также квалификация содеянного в соответствии с нормами КоАП РФ. Площадь земельного участка определена верно, на основании акта осмотра от 05.06.2020 года, составленным военным прокурором Красноярского гарнизона, с которым защитник Елисеевой С.И. – Кибирев К.Н. ознакомлен. Кроме того, все обстоятельства, смягчающие ответственность привлекаемого лица при вынесении постановления от 04.08.2021 года были учтены.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ст. 24.1. КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, которая влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В примечании 2 к указанной статье указано, что в случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.
При этом, согласно абзацу 2 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Объектом правонарушения, предусматривающего административную ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны права собственности.
Объективная сторона предусмотренного ст.7.1 КоАП РФ административного правонарушения выражается в активных действиях по установлению фактического господства над земельным участком путем размещения на нем строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов и др.). Субъективная сторона данного правонарушения - наличие умысла (умышленная вина).
Диспозиция приведенной нормы закона предусматривает ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, и не охватывает деяние по использованию земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.
Из материалов дела следует, что Военной прокуратурой Красноярского гарнизона проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства на земельном участке с кадастровым номером №.
Земельный участок с кадастровым номером № местоположением: <адрес> «А»; площадью 20098 кв.м.; категорией земель: земли населенных пунктов; разрешенным использованием: под строительство объектов в соответствии с инвестиционной программой Министерства обороны Российской Федерации по Сибирскому военному округу; является собственностью Российской Федерации и принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (далее - ФГКУ «СибТУИО» Минобороны России).
В соответствии с п.3 Устава ФГКУ «СибТУИО» Минобороны России учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
ФГКУ «СибТУИО» Минобороны России осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации (статья 19 Устава).
05.06.2020 года в рамках проводимой проверки помощником военного прокурора Красноярского гарнизона Константиновым Р.Д. с участием специалиста - эксперта отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО12 произведен осмотр части территории земельного участка с кадастровым номером №, произведен обмер объектов и ограждающих конструкций, расположенных на вышеуказанном земельном участке, с использованием геодезического оборудования отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Красноярскому краю.
По результатам обработки измерений, полученных при обмере и сопоставления полученных данных со сведениями о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № и его поворотных точек, информация о которых содержится в Едином государственном реестре недвижимости, установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером № площадью 2 033 кв.м, используется Елисеевой С.И. для размещения и эксплуатации автостоянки.
Разрешительные документы со стороны собственника и балансодержателя земельного участка с кадастровым номером № для размещения автостоянки у Елисеевой С.И. отсутствовали.
Письмом от 01.06.2020 года № 141/5/9/5781/20 ФГКУ «СибТУИО» Минобороны России проинформировало военную прокуратуру Красноярского гарнизона о том, что автостоянки и объекты, выявленные в ходе осмотра военной прокуратурой Красноярского гарнизона земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400101:52, являются незаконными. ФГКУ «СибТУИО» Минобороны России не располагает сведениями и документами, подтверждающими законность размещения указанной автостоянки на земельном участке с вышеуказанным кадастровым номером.
По результатам проведенной проверки заместителем военного прокурора Красноярского гарнизона Мурогом И.И. 11.06.2020 года в отношении Елисеевой С.И. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Елисеевой С.И. от 11.06.2020 года и прилагаемые к постановлению материалы проверки направлены военной прокуратурой Красноярского гарнизона для рассмотрения в Управление Росреестра по Красноярскому краю письмом от 11.06.2020 года исх.№ 4109.
Согласно п.п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно ст. 5 Земельного кодекса РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
В силу ч. 1 ст.6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.
Частями 1, 1.1, 2 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки образуются при создании искусственных земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Образование земельных участков из искусственно созданных земельных участков осуществляется в соответствии с главой 1 Земельного кодекса РФ.