№ 4а-566/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 сентября 2018 года г. Оренбург
Заместитель председателя Оренбургского областного суда Кужабаев М.Д., изучив жалобу Кузнецова Д.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Красногвардейского района Оренбургской области от 13 апреля 2018 года и решение судьи Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 14 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении *** муниципального общеобразовательного автономного учреждения «*** ***» Красногвардейского района Оренбургской области Кузнецова Д.А.,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Красногвардейского района Оренбургской области от 13 апреля 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 14 июня 2018 года, *** муниципального общеобразовательного автономного учреждения «***» Красногвардейского района Оренбургской области (далее – МОАУ «***», учреждение) Кузнецов Д.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заявитель просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», влечет наложение административного штрафа в том числе на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Исходя из взаимосвязанных положений ч. 4 и ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - бывший государственный (муниципальный) служащий), обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы (п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года № 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
В п. 5 данного постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что ограничения, налагаемые на бывшего государственного (муниципального) служащего, установлены в целях противодействия коррупции при осуществлении данным лицом деятельности или выполнении работ (оказании услуг) в сфере, не связанной с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий. В связи с этим обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на государственные (муниципальные) органы, в том числе в случае, когда бывший государственный (муниципальный) служащий трудоустраивается в данный орган на должность, не относящуюся к должностям государственной (муниципальной) службы, либо заключает с указанным органом гражданско-правовой договор (договоры). При этом исходя из смысла ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязанность, предусмотренную ч. 4 названной статьи, несут организации независимо от их организационно-правовой формы.
Основанием для привлечения *** МОАУ «***» Кузнецова Д.А. к административной ответственности на основании ст. 19.29 КоАП РФ послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что в нарушение положений ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» он не направил в УФССП России по Оренбургской области уведомление о заключении 23 июня 2014 года трудового договора с Н.С.Р.. (после регистрации брака - К.С.Р..), замещавшей в названном государственном органе должность государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 557.
Судьями установлено, что при трудоустройстве в учреждение Н.С.Р. предоставляла информацию относительно занимаемой ею должности в Красногвардейском РОСП УФССП России по Оренбургской области.
Исходя из правовой позиции, сформированной в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года № 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при решении вопроса о наличии объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, следует учитывать, что сообщение о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы должно быть направлено с соблюдением порядка, устанавливаемого нормативными правовыми актами Российской Федерации, включая требования к форме и содержанию данного сообщения.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 года № 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы», действовавшим на момент трудоустройства Н.С.Р.., соответствующее письмо оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем либо уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы).
Действующие в настоящее время Правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 года № 29, содержат аналогичные обязанности работодателя.
Из материалов дела следует, что 25 июня 2014 года на электронный адрес УФССП России по Оренбургской области поступила информация от МОАУ «***» о приеме на работу Н.С.Р.. (л.д. 48, 49). Судьи нижестоящих судов пришли к правильному выводу о том, что данное обращение не свидетельствует о выполнении работодателем требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, поскольку направленное уведомление не отвечает требованиям, предъявляемым к форме и содержанию такого сообщения (не оформлено на бланке организации, не подписано ее руководителем).
Вместе с тем материалы дела и приложенные к настоящей жалобе документы свидетельствуют о том, что *** МОАУ «***» Кузнецов Д.А. 25 июня 2014 года направил в УФССП России по Оренбургской области сообщение о приеме на работу в учреждение Н.С.Р. Указанные обстоятельства усматриваются из анализа совокупности следующих доказательств: журнала учета исходящей документации МОАУ «***» (л.д. 68-69); квитанции об отправке почтового отправления (идентификационный номер 46114158003669) (л.д. 50).
К настоящей жалобе приложен ответ заместителя начальника Оренбургского почтамта УФПС Оренбургской области – филиала ФГУП «Почта России» от 03 июля 2018 года № ***, выданный на запрос Кузнецова Д.А., в котором сообщается о том, что по сведениям информационного сайта ИВЦ ОАСУ РПО заказное письмо № 46114158003669 от 26 июня 2014 года вручено 30 июня 2014 года.
Следовательно, вывод о том, что совершенное *** МОАУ «***» Кузнецовым Д.А. деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, не является обоснованным.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Красногвардейского района Оренбургской области от 13 апреля 2018 года и решение судьи Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 14 июня 2018 года, вынесенные в отношении *** МОАУ «***» Кузнецова Д.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
постановил:
жалобу Кузнецова Д.А. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Красногвардейского района Оренбургской области от 13 апреля 2018 года и решение судьи Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 14 июня 2018 года, вынесенные в отношении *** МОАУ «***» Кузнецова Д.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Заместитель председателя
Оренбургского областного суда М.Д. Кужабаев