РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Чехов Московской области ДД.ММ.ГГГГ
Чеховский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Шахбанова А.А.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО3, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1, к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №33 по г. Москве и Московской области о назначении социальной пенсии ребенку, оба родителя которого неизвестны,
УСТАНОВИЛ:
Истица – ФИО6, действуя в интересах несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в суд с исковыми требованиями к ответчику – Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №33 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения отказе в назначении социальной пенсии несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения –ребенку, оба родители которого неизвестны, возложении обязанности на ГУ - Управление ПФР № 33 по г. Москве и Московской области назначить социальную пенсию несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с момента обращения, т.е. с января 2018 года.
Истица в судебном заседании исковые требования поддержала просила их удовлетворить, пояснив, что она, в соответствии с распоряжением управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Подольск от ДД.ММ.ГГГГ №-р, назначена опекуном несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Регистрация рождения ребенка была произведена в Подольском городском отделе ЗАГС ГУ ЗАГС Московской области на основании медицинского свидетельства о рождении ребенка. В актовой записи о рождении ребенка матерью была записана ФИО2.
Из вышеуказанного медицинского свидетельства о рождении усматривалось, что сведения о матери ребенка, гр. ФИО2, внесены в данный документ с её слов, документов, удостоверяющих ее личность в родильном отделении она не предъявляла.
В связи с чем, в силу п. 3 ст. 16, п. 3 ст. 19.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об актах гражданского состояния», истица обратилась с исковым заявлением в Чеховский городской суд Московской области об исключении сведений о матери из актовой записи о рождении ребенка.
Решением Чеховского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ заявление удовлетворено в полном объеме и истицей было получено повторное свидетельство о рождении ребенка, в котором сведения о его родителях не указаны.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в ГУ - Управление ПФР № 33 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении социальной пенсии ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ ГУ - Управлением ПФР № 33 по г. Москве и Московской области в назначении социальной пенсии её подопечному ребенку было отказано по причине отсутствия правовых оснований для отнесения несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к категории «дети, оба родители которых неизвестны».
Полагает указанное решение незаконным.
Представитель ответчика – ГУ - Управление ПФР № 33 по г. Москве и Московской области в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в отзыве, пояснив, что по ее мнению, отнести ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к категории детей, имеющих право на социальную пенсию детям, оба родителя которых неизвестны, не представляется возможным.
Выслушав мнения участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска, исходя из следующего.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.
С ДД.ММ.ГГГГ введен новый вид социальной пенсии - социальная пенсия детям, оба родителя которых неизвестны.
Право на новый вид социальной пенсии в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Закон № 166-ФЗ) имеют дети, оба родителя которых неизвестны, государственная регистрация рождения которых произведена на основании поданного органом внутренних дел, органом опеки и попечительства либо медицинской организацией, воспитательной организацией или организацией социального обслуживания заявления о рождении найденного (подкинутого) ребенка или о рождении ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов, а также найденные (подкинутые) дети или дети, оставленные матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в указанной медицинской организации, государственная регистрация рождения которых произведена в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя по 31 декабря 2014 года включительно.
Право на социальную пенсию в соответствии с Законом № 166-ФЗ предоставляется лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации. При выезде на постоянное жительство за границу социальная пенсия не устанавливается, а выплата уже назначенной социальной пенсии прекращается. Л Также социальная пенсия не выплачивается гражданам, у которых одновременной с постоянным местом жительства на территории Российской Федерации имеется постоянное место жительства на территории иностранного государства.
Условие постоянного проживания для назначения социальной пенсии детям, оба родителя которых неизвестны, считается соблюденным не только при наличии у них регистрации по месту жительства, но и если они зарегистрированы по месту пребывания в специализированных учреждениях, а также в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, занимаемых семьей опекуна (попечителя) или приемной семьей.
Днем возникновения права на социальную пенсию у детей, оба родителя которых неизвестны, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 23 Закона № 166-ФЗ является дата составления записи акта о рождении.
При этом следует учитывать, что заявительный характер прав на социальную пенсию не изменен. В отношении срока назначения нового вида социальной пенсии действует общее правило, закрепленное в статье 23 Закона № 166-ФЗ, пенсия по государственному пенсионному обеспечению независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Таким образом, с 1 января 2018 года право на установление социальной пенсии детям, оба родителя которых неизвестны, возникает у детей, родившихся до указанной даты (что должно быть подтверждено свидетельством о рождении или другим документом, выданным органом записи актов гражданского состояния).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 4 статьи 23 Закона № 166-ФЗ социальная пенсия детям, оба родителя которых неизвестны, устанавливается на весь период, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным (до достижения ребенком 18 лет, а также старше этого возраста, если он обучается по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 21 лет).
Понятие "ребенок, оставшийся без попечения родителей" приведено и в пункте 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ и является оценочным. Отсутствие в п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ ограничений в определении причин такой ситуации превращает данное положение закона в способ помощи детям, оказавшимся без попечения родителей.
Понятие "ребенок, оставшийся без попечения родителей" содержится также в ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Ребенком, оставшимся без попечения родителей, является лицо в возрасте до 18 лет, если единственный родитель или оба родителя неизвестны.
Судом установлено, что в соответствии с распоряжением управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Подольск от ДД.ММ.ГГГГ №-р, ФИО3, назначена опекуном несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 22).
Регистрация рождения ФИО1 была произведена в Подольском городском отделе ЗАГС ГУ ЗАГС Московской области на основании медицинского свидетельства о рождении ребенка (л.д. 9). В актовой записи о рождении ребенка матерью была записана ФИО2 (л.д. 12).
Из вышеуказанного медицинского свидетельства о рождении усматривалось, что сведения о матери ребенка, гр. ФИО2, внесены в данный документ с её слов, документов, удостоверяющих ее личность в родильном отделении она не предъявляла.
В связи с чем, в силу п. 3 ст. 16, п. 3 ст. 19.1 Федерального закона от 15.11.1997 года № 143-Ф3 «Об актах гражданского состояния», истица обратилась с исковым заявлением в Чеховский городской суд Московской области об исключении сведений о матери из актовой записи о рождении ребенка.
Решением Чеховского городского суда Московской области от 22.09.2014 года заявление удовлетворено в полном объеме (л.д. 14-18) и истицей было получено повторное свидетельство о рождении ребенка, в котором сведения о его родителях не указаны (л.д. 13).
ФИО3, действуя в интересах несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №33 по г. Москве и Московской области за назначением пенсии по государственному пенсионному обеспечению (социальная пенсия) в соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Решением Управления № ДД.ММ.ГГГГ установлении пенсии было отказано по следующему основанию в первичном свидетельстве о рождении от ДД.ММ.ГГГГ № на ФИО1 внесены сведения о матери со слов ФИО2 без документов удостоверяющих личность (л.д.5). Тем самым, как полагал ответчик, фактический родитель ребенка известен.
Между тем подобное решение основано на не правильном понимании действующего законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Чеховского городского суда в частности установлено, что при установлении личности матери ребенка по указанному адресу ФИО2 не зарегистрирована и не проживает, сведения о матери ребенка отсутствуют, установить данные подтверждающие, что указанная в записи о рождении мать ФИО1 соответствует действительности не возможно.
Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, ч. 1 ст. 16 АПК РФ, ст. 16 КАС РФ).
Со вступлением в законную силу Решения Чеховского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ Свидетельство о рождении IV-ИК № выданное ДД.ММ.ГГГГг. утратило силу.
Таким образом, Свидетельство о рождении V-ИК № выданное ДД.ММ.ГГГГг., по своей сути повторным не является, а является единственным документом, подтверждающим акт гражданского состояния, и все предыдущие документы комиссией ГУ - Управление ПФР № 33 по г. Москве и Московской области в расчет приниматься были не должны, поскольку отсутствие записи о матери и отце в свидетельстве о рождении ребенка делает невозможным получение им содержания от родителей.
При таких обстоятельствах суд, приходит к выводу о незаконности решения ГУ - Управление ПФР № 33 по г. Москве и Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Признание иного противоречило бы Конституции РФ, поскольку провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели политики Российской Федерации как социального государства (статья 7, часть 1) предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, и, если в силу возраста, состояния здоровья, по другим, не зависящим от него причинам, человек трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░ № 33 ░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░.░. ░░.░░.░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ №
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░