Дело № 2-670/2017
Мотивированное решение изготовлено 06 декабря 2017 года.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 декабря 2017 года город Кушва
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Мальцевой В.В.
при секретаре Алексеевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Арслановой Ольги Геннадьевны к Обществу с ограниченной ответственностью «Региональные коммунальные системы», Акционерному обществу «Расчетный центр Урала» о признании действий по начислению платы за непредоставляемое центральное отопление в квартире в многоквартирном доме с установленным индивидуальным отоплением незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Арсланова О.Г. обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Региональные коммунальные системы» (далее ООО «РКС»), в котором просила признать действия ООО «РКС» по начислению платы с марта 2017 за центральное отопление в квартире в многоквартирном доме с установленным автономным отоплением незаконными, признать действия ООО «РКС» по начислению пени за «отопление» в период с марта по май 2017 включительно незаконными, обязать ООО «РКС» сделать перерасчет и списать с лицевого счета предъявленную к оплате сумму 6992 руб. 47 коп. (2815,15+2815,15+1362,17) за отопление за период с марта по май 2017 указанную в квитанциях за указанный период, обязать АО «РЦ Урала» и ООО «РКС» сделать перерасчет и списать с ее лицевого счета предъявленную к оплате сумму пени в размере 27 руб. 75 коп., обязать АО «РЦ Урала» не производить начисления за услугу центральное отопление лицам, имеющим автономное индивидуальное отопление.
В обоснование иска указано, что Арсланова О.Г. является собственником жилого помещения в многоквартирном доме по адресу <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. В указанном доме собственниками посещений был избран способ управления многоквартирным домом ООО УК «Верхнетуринская». Платежные документы поступают от АО «РЦ Урала». В апреле 2017 года впервые получила квитанцию на оплату жилищно - коммунальных услуг за март 2017 года, где отдельной строкой начислена плата за «отопление» в размере 2815 руб. 15 коп., получатель платежа ООО «РКС». Аналогично за услугу «отопление» в мае 2017 года (за апрель 2017 года) начислено 2815 руб. 15 коп., в июне 2017 года (за май 2017 года) начислено 1362 руб. 17 коп. Кроме того, в квитанции за июнь предъявлены к оплате пени в размере 27 руб. 75 коп. С действиями ответчика по начислению платы за указанную услугу не согласна. В квартире система центрального отопления демонтирована в 2010 году, установлено индивидуальное автономное газовое отопление, стояки изолированы. Оплачивает газоснабжающей организации услуги газоснабжения. Не является потребителем тепловой энергии в указанном жилом помещении, договор теплоснабжения с ней не заключался, в связи с чем, начисление и предъявление к оплате суммы за услугу «отопление», а также пени считает незаконным.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено АО «РЦ Урала» (л.д. 130-131).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Верхнетуринская» (ООО УК «Верхнетуринская»), администрация городского округа Верхняя Тура, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (л.д. 167-168).
В ходе подготовки по делу истец уточнила исковые требования, будучи согласной оплачивать услуги по отоплению мест общего пользования многоквартирного дома, представила расчет, в соответствии с которым согласна оплачивать отопление в местах общего пользования по тарифу 0, 008 Гкал/кв.м., исходя из чего, сумма платы за указанную услугу по отоплению в спорный период составляет 1426 руб. 30 коп. (570 руб. 52 коп., 570 руб. 52 коп., 285 руб. 26 коп.) в связи с чем, согласна оплатить указанную сумму. С учетом изложенного просит обязать ответчика сделать перерасчет и списать с лицевого счета сумму 5566 руб. 17 коп. и пени, начисленные на указанную сумму, взыскать с ответчика в ее пользу 700 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины. Указала, что указанный коэффициент рассчитан сотрудниками ООО УК «Верхнетуринская», решение о применении данного коэффициента принято на общем собрании собственником помещений многоквартирного дома.
В судебном заседании истица Арсланова О.Г. исковые требования поддержала и уточнила, просит признать действия ООО «РКС» по начислению платы за центральное отопление в квартире в многоквартирном доме с установленным автономным отоплением с марта 2017 в размере 100 % незаконными, признать действия ООО «РКС» по начислению пени за «отопление» в период с марта по май 2017 включительно от суммы в размере 100 % незаконными, обязать ООО «РКС» начислять плату за отопление с учетом коэффициента 0,008 Гкал/кв.м., обязать ООО «РКС» сделать перерасчет и списать с ее лицевого счета предъявленную к оплате сумму в размере 5566 руб. 17 коп. за отопление за период с марта по май 2017, обязать АО «РЦ Урала» и ООО «РКС» сделать перерасчет и списать с ее лицевого счета предъявленную к оплате сумму пени, обязать АО «РЦ Урала» не производить начисления за услугу центральное отопление лицам, имеющим автономное индивидуальное отопление в размере 100%, взыскать в ее пользу с ООО «РКС» в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 700 рублей.
Представитель истца /-/ исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснила, что в квартире истца нет центрального отопления, отопление жилого помещения осуществляется за счет газового автономного отопления. Согласна, что собственник должен оплачивать услугу по отоплению мест общего пользования. ООО «РКС» письмом от 1009 от ДД.ММ.ГГГГ рекомендовало гражданам провести общее собрание собственников с целью установления величины за коммунальный ресурс, который направлен на отопление объектов общего имущества в каждом многоквартирном доме для жилых помещений, имеющих систему автономного отопления. В многоквартирном доме было проведено собрание собственников помещений, на котором было принято решение об установлении величины платы за отопление мест общего пользования по нормативу 0, 008 Гкал/кв.м. Указанный норматив потребления на места общего пользования многоквартирных домов для жилых/нежилых помещений имеющих системы автономного отопления подготовлен сотрудниками ООО УК «Верхнетуринская». Поскольку нормами права порядок подсчета такой платы не предусмотрен, предъявленный расчет такой платы исходя из норматива 0, 008 Гкал/1кв.м. полагает обоснованным.
Представитель ответчика АО «РЦ Урала» /-/, действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила в иске отказать. Суду пояснила, что АО «РЦ Урала» в соответствии с заключенным агентским договором с ООО «РКС» производит расчет и начисление платы за коммунальные услуги, в том числе отопления в отношении многоквартирного <адрес>. В составе платы за индивидуальное потребление коммунальной услуги по отоплению включена плата за ресурс, который направлен на отопление общего имущества многоквартирного дома. Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в части регулирования отношений по оказанию коммунальных услуг по отоплению, потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды. Так как порядок расчета платы за коммунальную услугу - отопление, в случае установки потребителем в жилом помещении в многоквартирном доме индивидуального источника тепловой энергии вышеуказанными Правилами не предусмотрен, исполнитель коммунальной услуги производит начисление платы на общих основаниях. Прохождение процедуры согласования и переустройства системы отопления в квартире не освобождает собственника от исполнения обязанности по оплате коммунальных услуг. Предлагаемый истцом размер начислений законодательно не регламентирован. В том случае, если ООО «РКС» даст АО «РЦ Урала» поручение произвести перерасчет, он будет сделан. В настоящее время таких поручений не поступало.
Представитель ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Региональные коммунальные системы» надлежащим образом, заблаговременно извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично путем заблаговременного размещения в соответствии со ст.ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения гражданского дела на интернет-сайте Кушвинского городского суда Свердловской области, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие не представил.
При этом, из отзыва на исковое заявление (л.д. 60-63) следует, что ответчик против удовлетворения исковых требований возражает, просит в иске отказать. В обоснование возражений указал, что при выставлении счетов на оплату за отопление в жилом помещении с автономным отоплением ООО «РКС» руководствовалось положениями п. п. 40, 42.1 и 43 постановления Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах» и письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 22588-ОД/04 от 15.01.2014, в соответствии с которыми размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит определению и начислению в установленном порядке во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, вне зависимости от условий отопления отдельных помещений в многоквартирном доме (включая индивидуальные котлы), в том числе, в отсутствие обогревающих элементов, установленных в помещении, при подключении многоквартирного дома к централизованной системе теплоснабжения. В соответствии с п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» система отопления включена в состав общего имущества жилого дома. Демонтаж радиаторов системы отопления в жилом помещении многоквартирного дома противоречит п. 6 ст. 1, пп. «б, в, г, к» п. 10 ст. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями». На сегодняшний день нет иной альтернативы, кроме как производить начисления за коммунальную услугу «отопление» в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 354. Тепловая энергия подается в многоквартирный жилой дом через присоединенную сеть и распределяется по всему дому по внутридомовой системе отопления, состоящей из стояков, обогревающих элементов, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Публичная оферта договора теплоснабжения с потребителями в многоквартирных домах города Верхняя Тура была размещена в городской газете «Голос Верхней Туры» от 24.11.2016 № 46. При этом отсутствие договора, заключенного между сторонами, не освобождает собственника помещения от несения необходимых расходов, связанных с оплатой фактически поставленных коммунальных услуг.
Представитель ответчика ООО «Управляющая компания Верхнетуринская», извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном суду письменном отзыве указал, что жилой <адрес> является многоквартирным, подключен к системе централизованного отопления, прибором учета тепловой энергии не оборудован в связи с отсутствием технической возможности по установке общедомового узла учета тепловой энергии. Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах. Абзацем 2 пункта 40 Правил № 354 предусмотрено, что потребитель коммунальных услуг по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды. Правилами № 354 не предусмотрено варианта расчета платы за отопление при наличии в многоквартирном доме двух разных способов обогрева помещений собственников (посредством централизованной системы отопления и индивидуально установленного в отдельной квартире электрического обогревателя, газового котла) для собственников жилья, установивших в квартире автономную систему отопления. С учетом изложенного полагает, что плата за коммунальную услугу отопления для потребителей с индивидуальным отоплением должна определяться в общеустановленном порядке.
Представитель ответчика Администрации городского округа Верхняя Тура, извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, дело просила рассмотреть в ее отсутствие. Из представленного отзыва следует, что истцы с 2010 года не пользуются централизованным отоплением в связи с установкой в квартире системы автономного газового отопления. Фактически коммунальная услуга потребителям не оказывается. Полагает требования Арслановой О.Г. обоснованными.
Представитель третьего лица Отдела контроля по Горнозаводскому управленческому округу Свердловской области Департамента государственного жилищного и строительного надзора в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном суду письменном отзыве указал, что определение размера платы за отопление в случае перехода на отопление отдельного жилого помещения в многоквартирном доме Правилами не предусмотрено. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации письмом от 15.10.2014 №22588-ОД/04 сообщает, что в случае перехода на отопление отдельного жилого помещения в многоквартирном доме с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии плата за коммунальную услугу по отоплению должна определяться на общих основаниях. На собственниках помещений лежит бремя по оплате коммунальной услуги «отопление», потребленной в целом в многоквартирном доме и распределенной между всеми собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Суд, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также, принимая во внимание, что суд располагает доказательствами того, что не явившиеся лица надлежащим образом извещены о времени и месте первого судебного заседания, в соответствии с ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, принимая во внимание доводы стороны истца, ответчиков, мнение третьего лица, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
На основании ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 290 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Как следует из ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.
В соответствии со ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В соответствии с положениями ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации (ч. 7).
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что Арсланова О.Г. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
В силу п. п. 4, 5 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся выбор способа управления многоквартирным домом, а также другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Не оспорено сторонами, что решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу <адрес> ООО «Управляющая компания «Верхнетуринская» была избрана управляющей компанией. Указанный многоквартирный дом имеет центральную систему отопления. В доме общедомовой прибор учета тепловой энергии не установлен ввиду отсутствия технической возможности.
Оказание коммунальной услуги по теплоснабжению квартир многоквартирного <адрес>, ресурсоснабжающей организацией ООО «РКС» сторонами не опровергнуто.
В 2010 году в жилом помещении по адресу <адрес> произведено переустройство путем демонтажа системы центрального отопления и установки автономного газового отопления (л.д. 24-40).
Как следует из квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг за март, апрель, май 2017 года истцу начислена плата за услуги ООО «РКС» по теплоснабжению в размере 2815 руб. 15 коп, 2815 руб. 15 коп., 1362 руб. 17 коп., соответственно, а всего 6992 руб. 47 коп. (л.д. 17-23).
Находя действия ООО «РКС» по начислению платы услугу «отопление» незаконными Арсланова О.Г. обратилась за соответствующим разъяснением в ООО «РКС» (л.д. 9-12), которое в своем ответе №/ю от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на положения Постановления Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» сообщило том, что действующее нормативно – правовое регулирование не предусматривает возможности определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении. Размер платы за услугу «отопление» подлежит определению и начислению в одинаково установленном порядке во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома (включая индивидуальные котлы), в том числе, при отсутствии обогревающих элементов, установленных в помещении, при подключении многоквартирного дома к централизованной системе теплоснабжения (л.д. 13-14).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации 06.05.2011 издало постановление № 354, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
Согласно пп. «е» п. 4 Правил № 354, отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения № к настоящим Правилам.
Согласно абз. 1 п. 40 Правил № 354, потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с абз. 2 п. 40 Правил № 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Раздел VI Правил определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги. Пунктом 42(1) Правил № 354 установлен порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению многоквартирных домов оборудованных и не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.
Абз. 1 п. 42.1 Правил при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Таким образом, начисление платы за отопление предусматривает оплату тепловой энергии не только по обогреву жилого помещения, но и нежилых помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома.
Начисление истцу платы за отопление производится ответчиком в соответствии с п. 42(1) Правил № 354, иного порядка расчета платы за отопление для собственников помещений многоквартирного дома, которые в своих помещениях установили автономную систему отопления, Правилами № 354 не предусмотрено. Выбранный ответчиком способ начисления истцу платы за отопление соответствует требованиям закона. Потребление тепловой энергии на отопление помещений общего пользования в многоквартирном доме и потери во внутридомовых сетях подлежат оплате собственниками помещений вне зависимости от способа отопления принадлежащих им помещений. Освобождение истца от обязанности по внесению платы за общедомовое потребление отопления приведет к нарушению прав иных собственников помещений в многоквартирном доме, что недопустимо в силу положений ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 210 и п. 1 ст. 253 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В отношении ООО «РКС» на основании обращений была проведена внеплановая документарная проверка Отделом контроля по Горнозаводскому управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, предметом которой явилась проверка соблюдения обязательных требований к определению размера платы и внесению платы за коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме в г. Верхняя Тура, в результате которой нарушений в действиях ООО «РКС» не выявлено (л.д. 70-73).
ДД.ММ.ГГГГ проведено внеочередное собрание собственников помещений в многоквартирном доме по адресу <адрес> в форме очно-заочного голосования, о чем составлен протокол №, где было принято решение об установлении величины платы за коммунальный ресурс по отоплению мест общего пользования в многоквартирном доме для жилых/нежилых помещений, имеющих систему автономного отопления в размере 0,008 Гкал/1кв.м. в месяц жилого/нежилого помещения (л.д. 155-156).
Истцом составлен и представлен в материалы дела расчет с учетом указанного коэффициента. Однако данный расчет не может быть принят во внимание, поскольку он не основан на действующих нормах права, представленный расчет норматива потребления, никем не подписан, юридической силы не имеет. Ответчиком ООО «РКС» данный расчет не принят за основу.
В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Частью 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации вопрос об установлении размера платы за коммунальные услуги (отопление и ГВС) не отнесен к исключительной компетенции общего собрания собственников многоквартирного дома.
Согласно ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи.
Согласно ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах собственники помещений не вправе самостоятельно определять тарифы на коммунальные услуги.
Не усматривает суд нарушений со стороны ресурсоснабжающей организации ООО «РКС» при осуществлении начислений за спорную коммунальную услугу.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов исполнитель – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; ресурсоснабжающая организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов, к числу которых относится холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В силу п. 13 указанных Правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В силу п. 30 Правил № договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
При этом в соответствии с подп. «а» п. 32 Правил исполнитель имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги.
Между АО «Расчетный центр Урала» (Агентом) и ООО «Региональные коммунальные системы» (Принципалом) заключен агентский договор №АГ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с условиями которого принципал поручает, а агент берет на себя обязательство совершать от имени и за счет принципала юридические и иные действия, связанные, в том числе, с составлением для потребителей платежных документов, указывая в них сведения об объемах поставленных и оказанных потребителю энергоресурсах и оказанных услугах, сведения о денежных обязательствах потребителей перед принципалом, а в платежных документах, составляемых для граждан – потребителей, - наименование агента в качестве получателя денежных средств.
С учетом изложенного нарушений при выставлении платежных документов АО «РЦ Урала» от имени ООО «РКС» на оплату коммунальных услуг, в том числе, услуги отопления, суд не усматривает.
В судебном заседании установлено, что исполнителем коммунальной услуги «отопление» является ответчик, что сторонами не оспаривается. Исполнитель ООО «РКС» вправе требовать платы за коммунальную услугу «отопление».
Доводы стороны истца о правомерности установки в принадлежащем ей помещении автономной системы отопления не свидетельствуют о незаконности взимания ответчиком платы за отопление, законность установки автономной системы отопления в квартире истца, предметом судебного разбирательства в рамках настоящего дела не являлась.
Таким образом, оценив представленные доказательства в совокупности с соблюдением положений ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о признании действий по начислению платы за непредоставляемое центральное отопление в квартире в многоквартирном доме с установленным индивидуальным отоплением незаконными, соответственно не имеется оснований для удовлетворения производных требований о совершении перерасчета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Арслановой Ольги Геннадьевны к Обществу с ограниченной ответственностью «Региональные коммунальные системы», Акционерному обществу «Расчетный центр Урала» о признании действий по начислению платы за непредоставляемое центральное отопление в квартире в многоквартирном доме с установленным индивидуальным отоплением незаконными – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через канцелярию Кушвинского городского суда Свердловской области.
Судья В.В. Мальцева