Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3957/2017 ~ М-3595/2017 от 18.05.2017

№ 2-3957/2-2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июня 2017 года                                                                               г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чеглаковой И.В., при секретаре Боюс М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васинькиной Ю. А. к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Васинькина Ю.А. обратилась в суд с иском, указывая, что она имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 21.05.2012 она признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на соответствующий учет. В настоящее время достигла возраста совершеннолетия, попечительство над ней прекращено, но жильем она не обеспечена. Истец просит обязать администрацию Петрозаводского городского округа предоставить ей жилое помещение специализированного жилищного фонда.

Определением судьи от 18 мая 2017г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, привлечено Министерство образования Республики Карелия, определением от 08.06.2017 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГБУ социального обслуживания Республики Карелия «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Надежда».

В судебном заседании истец и ее представитель Трофимова Л.В., также являющаяся представителем ГБУ СО Республики Карелия «Центр помощи детям «Надежда» исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте слушания дела. В отзыве указали, что Васинькина Ю.А. включена в список граждан, подлежащих обеспечению жильем на праве специализированного найма по Петрозаводскому городскому округу в 2017 году под номером 56. Указали, что отсутствуют основания для удовлетворения иска.

Представитель третьего лица Министерства образования РК в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте слушания дела.

Представитель Управления по вопросам семьи и детства в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором полагал заявленный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В силу положений п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, действовавших до 01 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежали обеспечению жилыми помещениями по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свобод.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон о дополнительных гарантиях), как в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ (далее Закон № 15-ФЗ), так и в ранее действовавших, государство гарантирует детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа, нуждающимся в жилье, предоставление жилого помещения.

Так, абз.2 п.1 ст.8 названного закона, в редакции Федеральных законов от 08.02.1998 года и от 22.08.2004 года, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу приведенных норм для реализации положений об обеспечении жильем ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, либо лиц их числа имеет значение только факт его нуждаемости в жилом помещении.

В соответствии с абз.2, 3 п.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ, в редакции Федерального закона № 15-ФЗ, жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Пунктом 3 ст.8 того же Федерального закона предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Согласно п.7 ст.8 того же закона по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с п.п.8, 9 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ, в редакции Федерального закона № 15-ФЗ, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии с ч.6 ст.3 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 года № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.

В силу п.п.3 и 4 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства РК от 16.04.2013 года № 129-П, благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа. Решение об однократном предоставлении благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, принимается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенными Законом Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК государственным полномочием Республики Карелия по принятию указанного решения на основании списка.

В силу ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Статья 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает два основных требования, которые должны быть соблюдены в целях обеспечения надлежащей передачи государственных полномочий: наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законом субъектов Российской Федерации; наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводится в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год при условии, если законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

Статьей 4 Закона Республики Карелия № 921-ЗРК государственные полномочия по обеспечению данной категории граждан жилой площадью переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Карелия и предусмотрено соответствующее финансирование за счет средств бюджета Республики Карелия расходов по обеспечению дополнительных мер социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу п.«з» ч.2 ст.4 Закона Республики Карелия орган исполнительной власти РК, уполномоченный Правительством РК, формирует список детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ч.6 ст.3 данного Закона.

Таковым органом является Министерство образования Республики Карелия, которому для формирования списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставляются сведения органами местного самоуправления.

Согласно ст.20 Федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных государственных полномочий. Основанием для отказа от исполнения указанных полномочий, может являться только признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным статьей 19 настоящего Федерального закона.

В целях установления и исполнения переданных государственных полномочий администрация Петрозаводского городского округа постановлением от 29.03.2013 года № 1206 утвердила Положение об осуществлении переданных государственных полномочий Республики Карелия по обеспечению жилой площадью детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п.6 данного Положения жилые помещения детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются по договорам найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям Петрозаводского городского округа, по нормам, установленным пунктом 7 настоящего Положения.

Пунктом 7 Положения предусмотрено, что в качестве нормы предоставления площади жилого помещения при осуществлении переданных государственных полномочий (далее - норма предоставления жилого помещения) применяются нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, действующие на территории Петрозаводского городского округа с учетом требований ст.58 ЖК РФ.

В судебном заседании установлено, и не оспаривается сторонами по делу, что Васинькина Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением городской жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ она признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по Петрозаводскому городскому округу. ДД.ММ.ГГГГ истец достигла возраста совершеннолетия.

При таких обстоятельствах суд считает установленным, что Васинькина Ю.А. в силу положений Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Факт нуждаемости истца в предоставлении жилого помещения не оспаривается ответчиком и в данном случае признается им, поскольку именно органом местного самоуправления истец признана нуждающейся в предоставлении специализированного жилого помещения.

Вместе с тем, соответствующее право истца не реализовано, в настоящее время жилого помещения, соответствующего требованиям действующего законодательства, истец для постоянного проживания не имеет.

Оценив собранные по делу доказательства в совокупности, исходя из положений действующего законодательства, принимая во внимание, что жилое помещение истцу не предоставлено, в настоящее время истец проживает в г.Петрозаводске, что нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

При изложенных обстоятельствах, суд считает необходимым обязать администрацию Петрозаводского городского предоставить Васинькиной Ю.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, установленной в Петрозаводском городском округе.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию Петрозаводского городского округа предоставить Васинькиной Ю. А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.

Судья                                                                                                И.В. Чеглакова

2-3957/2017 ~ М-3595/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Васинькина Юлия Алексеевна
Ответчики
Администрация Петрозаводского городского округа
Другие
Министерство образования Республики Карелия
Управление по вопросам семьи и детства комитета социального развития администрации Петрозаводского городского округа
ГБУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителям «Надежда»
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Чеглакова И.В.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
18.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2017Передача материалов судье
18.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.06.2017Судебное заседание
08.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.07.2017Дело оформлено
13.07.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее