Дело № 2-74/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Тиличики Олюторский район Камчатский край 20 октября 2017 года
Олюторский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Орлова А.В.,
при секретаре Дроздовой А.А.,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора Адамко А.А.,
представителя ответчика главы Олюторского муниципального района Свириденко О.Н.,
третьего лица Перова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Олюторского района Камчатского края, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Олюторского муниципального района Камчатского края о признании незаконными действий администрации Олюторского муниципального района Камчатского края по изданию распоряжения от 02.05.2017 № 52&9 о переводе Перова В.А. на должность муниципальной службы начальника отдела по экономическому развитию и инвестициям финансово-экономического управления, заключении с ним дополнительного соглашения от 02.05.2017 к трудовому договору от 07.09.2015, признании незаконным распоряжения от 02.05.2017 № 52&9 о переводе Перова В.А. на должность муниципальной службы начальника отдела по экономическому развитию и инвестициям финансово-экономического управления, заключении с ним дополнительного соглашения от 02.05.2017 к трудовому договору от 07.09.2015, возложении обязанности устранить допущенные нарушения законодательства о муниципальной службе,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Олюторского района Камчатского края обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации Олюторского муниципального района Камчатского края.
Свои требования обосновал тем, что в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства РФ о противодействии коррупции и муниципальной службы в администрации Олюторского муниципального района Камчатского края обнаружено, что Перов В.А. назначен на должность муниципальной службы начальника отдела по экономическому развитию и инвестициям финансово-экономического управления с нарушением требований действующего законодательства, а именно у него отсутствовал необходимый стаж для замещения указанной муниципальной должности. В связи с этим просил признать незаконным п. 2 Протокола заседания конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение должностей муниципальной службы администрации Олюторского муниципального района от 24.04.2017 № 3 в части рекомендации главе Олюторского муниципального района заключить трудовой договор на замещение должности «Начальник отдела по экономическому развитию и инвестициям финансово-экономического управления» с Перовым В.А., признать незаконным действия главы Олюторского муниципального района Камчатского края Свириденко О.Н., выразившиеся в издании распоряжения от 02.05.2017 № 52&9 о переводе Перова В.А. на должность муниципальной службы начальника отдела по экономическому развитию и инвестициям финансово-экономического управления, заключении с ним дополнительного соглашения от 02.05.2017 к трудовому договору от 07.09.2015, и обязать главу Олюторского муниципального района Камчатского края Свириденко О.Н. отменить указанное распоряжение и дополнительное соглашение от 02.05.2017 к трудовому договору от 07.09.2015, тем самым расторгнуть трудовые отношения с Перовым В.А. на должности «Начальник отдела по экономическому развитию и инвестициям финансово-экономического управления» не позднее 1 суток со дня вступления решения в законную силу.
Определением суда от 20 октября 2017 года дело в части признания незаконным п. 2 Протокола заседания конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение должностей муниципальной службы администрации Олюторского муниципального района от 24.04.2017 № 3 в части рекомендации главе Олюторского муниципального района заключить трудовой договор на замещение должности «Начальник отдела по экономическому развитию и инвестициям финансово-экономического управления» с Перовым В.А. прекращено в связи с отказом истца от иска.
В судебном заседании старший помощник прокурора Адамко А.А. уточнил исковые требования, а именно просил признать незаконными действия администрации Олюторского муниципального района Камчатского края по изданию распоряжения от 02.05.2017 № 52&9 о переводе Перова В.А. на должность муниципальной службы начальника отдела по экономическому развитию и инвестициям финансово-экономического управления, заключении с ним дополнительного соглашения от 02.05.2017 к трудовому договору от 07.09.2015, признать незаконным распоряжения от 02.05.2017 № 52&9 о переводе Перова В.А. на должность муниципальной службы начальника отдела по экономическому развитию и инвестициям финансово-экономического управления, заключении с ним дополнительного соглашения от 02.05.2017 к трудовому договору от 07.09.2015, возложить обязанность устранить допущенные нарушения законодательства о муниципальной службе с момента вступления решения суда в законную силу, после чего уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика глава администрации Олюторского муниципального района Свириденко О.Н. с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что действительно у Перова В.А. при назначении на вышеуказанную должность не имелось необходимого стажа, однако учитывая остро стоящий вопрос о нехватке квалифицированных кадров, отсутствие необходимого стажа было расценено как незначительный недостаток.
Третье лицо Перов В.В. пояснил, что он не согласен с заявленными исковыми требованиями, так как добросовестно исполняет служебные обязанности по указанной должности.
Изучив исковое заявление, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы урегулированы Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 N 25-ФЗ (далее по тексту Закон N 25-ФЗ от 02.03.2007).
В силу ст. 4 Закона N 25-ФЗ от 02.03.2007 одним из основных принципов муниципальной службы является профессионализм и компетентность муниципальных служащих, который отражает сущность муниципальной службы как профессиональной деятельности.
В статье 9 Закона N 25-ФЗ от 02.03.2007 установлено, что для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.
При этом часть 2 указанной нормы предусматривает установление квалификационных требований муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
Аналогичные положения закреплены в ч. 1 ст. 8 Закона Камчатского края от 04.05.2008 № 58 «О муниципальной службе в Камчатском крае»
Согласно ст. 16 Закона N 25-ФЗ от 02.03.2007 на муниципальную службу вправе поступать граждане, соответствующие квалификационным требованиям, установленным для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в ст. 13 данного Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.
В соответствии с Приложением № 2 к закону Камчатского края от 04.05.2008 № 58 «О муниципальной службе в Камчатском крае» должность начальника отдела в аппарате, департаменте, комитете, управлении администрации городского округа, муниципального района относится к главной группе должностей муниципальной службы.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 8 Закона Камчатского края от 04.05.2008 № 58 «О муниципальной службе в Камчатском крае» типовые квалификационные требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения главных должностей муниципальной службы - не менее четырех лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее пяти лет стажа работы по специальности, направлению подготовки.
Постановлением главы Олюторского муниципального района от 31.01.2017 № 21 принято решение о проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы «Начальник отдела по экономическому развитию и инвестициям финансово-экономического управления».
В соответствии с п. 2 Протокола заседания конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение должностей муниципальной службы администрации Олюторского муниципального района от 24.04.2017 № 3 главе Олюторского муниципального района рекомендовано заключить трудовой договор на замещение должности «Начальник отдела по экономическому развитию и инвестициям финансово-экономического управления» с Перовым В.А.
Допрошенные в ходе судебного заседания в качестве свидетелей члены конкурсной комиссии пояснили, что при даче рекомендации понимали, что Перов В.А. не соответствует требованиям по указанной должности из-за отсутствия необходимого стажа, однако ввиду нехватки квалифицированных специалистов все равно приняли решении о рекомендации Перова В.А. на указанную должность.
На основании указанного п. 2 Протокола и личного заявления Перова В.А. главой Олюторского муниципального района Камчатского края Свириденко О.Н., издано распоряжение от 02.05.2017 № 52§9, согласно которому старший оператор единой дежурной диспетчерской службы администрации Олюторского муниципального района Перов В.А. переведен должность муниципальной службы начальника отдела по экономическому развитию и инвестициям финансово-экономического управления со 2 мая 2017 года. В связи с чем с ним было заключено дополнительное соглашение от 02.05.2017 по указанной должности к трудовому договору от 07.09.2015.
Между тем, на момент принятия на должность муниципальной службы, относящуюся к категории главных должностей муниципальной службы, Перов В.А. не соответствовал предъявляемым для замещения указанной должности квалификационным требованиям, поскольку не имел необходимого стажа. Данный вывод подтверждается материалами дела, в частности, трудовой книжкой Перова В.А. Указанные обстоятельства стороной ответчика не оспорены, напротив, в судебном заседании представитель ответчика Свириденко О.Н. и третье лицо Перов В.А. подтвердили факт отсутствия у последнего на момент назначения на указанную должность муниципальной службы необходимого стажа.
Доводы ответчика о том, что он действовал ввиду крайней необходимости, не имеет правового значения, так как наличие стажа у претендента на замещение должности муниципальной службы указанной категории должно быть в любом случае в силу прямого указания об этом в законе.
Таким образом, суд приходит к выводу, что принятие на муниципальную службу лица, не соответствующего квалификационным требованиям, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку на указанную должность муниципальной службы назначено лицо без учета требований закона, регулирующего отношения муниципальной службы и устанавливающего специальные требования к муниципальным служащим, что противоречит принципу профессионализма и компетентности исполнения своих обязанностей муниципальными служащими, установленных ст. 4 Закона N 25-ФЗ от 02.03.2007.
При таких обстоятельствах иск прокурора подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, а также требования разумности, суд считает возможным установить ответчику обязанность устранить допущенные нарушения законодательства о муниципальной службе с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Олюторского района Камчатского края, поданные в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Олюторского муниципального района Камчатского края, - удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации Олюторского муниципального района Камчатского края по изданию распоряжения от 02.05.2017 № 52&9 о переводе Перова В.А. на должность муниципальной службы начальника отдела по экономическому развитию и инвестициям финансово-экономического управления, заключении с ним дополнительного соглашения от 02.05.2017 к трудовому договору от 07.09.2015, признать незаконным распоряжения от 02.05.2017 № 52&9 о переводе Перова В.А. на должность муниципальной службы начальника отдела по экономическому развитию и инвестициям финансово-экономического управления, заключении с ним дополнительного соглашения от 02.05.2017 к трудовому договору от 07.09.2015, возложить обязанность устранить допущенные нарушения законодательства о муниципальной службе с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Олюторский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2017 года.
Судья А.В. Орлов