РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 августа 2020 г. с. Красный Яр
Красноярский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Абишева М.С.,
при секретаре судебного заседания Гришиной Н.А.,
с участием прокурора Сафина К.В.,
с участием административного истца Ларионова А.С., его представителя Сизоненко А.А., представителей административного ответчика Курташкиной М.В., Захарова М.А., представителей заинтересованного лица Избирательной комиссии Самарской области Трошиной С.П., Авазбековой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№ 2а-1352/2020 по административному исковому заявлению Ларионова А.С. к Территориальной избирательной комиссии Красноярского района Самарской области об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидата, оспаривании протокола итоговой проверки подписных листов, обязании устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л :
Ларионова А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Красноярского района Самарской области (далее по тексту – ТИК) об оспаривании решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидата в депутаты Собрания представителей г.п. Волжский м.р. Красноярский Самарской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 10, оспаривании итогового протокола от ДД.ММ.ГГГГ проверки подписных листов, представленных кандидатом в депутаты; обязании ТИК устранить допущенные нарушения прав кандидата в депутаты.
В обоснование заявленных требований Ларионов А.С. указал, что решением ТИК № от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Собрания представителей г.п. Волжский м.р. Красноярский Самарской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 10. Принятое решение ТИК мотивировала недостаточным количеством достоверных (действительных) подписей избирателей для регистрации кандидата; а также отсутствием полного пакета документов, представляемых кандидатом для регистрации.
Вместе с тем, административный истец полагает, что у ТИК отсутствовали основания к отказу в его регистрации в качестве кандидата в депутаты. Ларионов А.С. указывает, что своевременно и в полном объеме представил комиссии предусмотренные законом документы, представляемые кандидатом для регистрации. Также Ларионов А.С. полагает, что ТИК безосновательно признала недостоверными (недействительными)
6 (шесть) подписей избирателей для регистрации кандидата.
Ввиду изложенного, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
В судебном заседании административный истец, его представитель заявленные административные исковые требования поддержали, просил иск удовлетворить по вышеизложенным основаниям.
Представители административного ответчика Курташкина М.В., Захаров М.А., представители заинтересованного лица Избирательной комиссии Самарской области Трошина С.П., Авазбекова Ю.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска, полагали заявленные требования на законе не основанными.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования на законе не основанными; суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В силу ст. 244 КАС РФ административные исковые требования об оспаривании решения, действия (бездействия) избирательной комиссии подлежат удовлетворению, при установлении судом несоответствия данного решения, действия (бездействия) законодательству о выборах и референдумах.
Судом установлено, материалами дела подтверждается, что решением Территориальной избирательной комиссии Красноярского района Самарской области
№ от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу Ларионову А.С. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Собрания представителей г.п. Волжский м.р. Красноярский Самарской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 10.
Принятое решение ТИК мотивировала недостаточным количеством достоверных (действительных) подписей избирателей для регистрации кандидата; а также отсутствием полного пакета документов, представляемых кандидатом для регистрации (л.д. №).
Вместе с тем, административный истец полагает, что у ТИК отсутствовали основания к отказу в его регистрации в качестве кандидата в депутаты. Ларионов А.С. указывает, что своевременно и в полном объеме представил комиссии предусмотренные законом документы, представляемые кандидатом для регистрации. Также Ларионов А.С. полагает, что ТИК безосновательно признала недостоверными (недействительными)
6 (шесть) подписей избирателей для регистрации кандидата.
Оценивая оспариваемое решение ТИК № от ДД.ММ.ГГГГ на предмет его соответствия действующему законодательству о выборах и референдумах, суд исходит из следующего.
Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу положений ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом.
В соответствии с п.п. "в, д" п. 24 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" основаниями отказа в регистрации кандидата, в том числе, являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" форма подписного листа устанавливается законом.
Согласно ч. 7 ст. 35 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» окружная избирательная комиссия считается уведомленной о самовыдвижении кандидата,
а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом, настоящим Законом, после поступления в нее документов, указанных в части 1 настоящей статьи.
В силу ст. 36 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области»
в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве, установленном частью 5 настоящей статьи.
Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей.
Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов по одномандатным избирательным округам изготавливаются и оформляются согласно приложению 8 к Федеральному закону.
Сбор подписей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов по одномандатным избирательным округам, заполнение и заверение подписных листов с подписями избирателей, проверка соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, признание подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными осуществляются в порядке и по основаниям, установленным Федеральным законом.
В соответствии со ст. 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией. Документы, необходимые для регистрации кандидата, представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию единовременно не ранее чем за 50 дней и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.
Регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 4 - 7 статьи 33, части 1 статьи 35 настоящего Закона, на основании следующих документов, представляемых кандидатом для регистрации:
1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
3) копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
4) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 и частью 5 статьи 34 настоящего Закона, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных;
5) документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата (за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым части 1 и частью 10 статьи 55 настоящего Закона, при условии уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии о данных обстоятельствах).
При выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено настоящим Законом, или несоблюдения требований настоящего Закона к оформлению документов соответствующая окружная избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата.
Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем и представленные в соответствии с частями 4 и 7 статьи 33, частью 5 статьи 34, пунктом 1 части 1 статьи 35 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено частью 6 статьи 33, пунктами 2 - 5 части 1 статьи 35 настоящего Закона, кандидат вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания соответствующей окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Проверке подлежат все представленные подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах.
При проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей.
Основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе:
отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
При этом в силу п. 6.3 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно п. 6.4 ст. 38 данного Федерального закона недействительными признаются, в том числе:
а) подписи избирателей, участников референдума, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума - до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, регистрации инициативной группы по проведению местного референдума;
б) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме;
в) подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ административным истцом Ларионовым А.С. в ТИК представлены документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты, в том числе подписные листы с подписями избирателей.
Также из материалов дела следует и судом установлено в ходе разбирательства по делу, что кандидатом Ларионовыми А.С. представлено 14 подписей избирателей на 6 листах в 1 папке.
В соответствии с ч. 8 ст. 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области»
ТИК осуществила проверку всех подписей избирателей, представленных кандидатом.
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов, представленных кандидатом в депутаты Ларионовым А.С., 6 (шесть) подписей избирателей, содержащихся в представленных им подписных листах, признаны недостоверными (недействительными) по следующим основаниям:
папка №, лист №, подпись № – подпись лица, не обладающего активным избирательным правом на соответствующем одномандатном избирательном округе;
папка №, лист №, подпись № – подпись избирателя выполнена другим лицом;
папка №, лист №, подпись № – подпись избирателя выполнена другим лицом;
папка №, лист №, подпись № – сведения об избирателе не соответствуют действительности;
папка №, лист №, подпись № – подпись лица, не обладающего активным избирательным правом на соответствующем одномандатном избирательном округе;
папка №, лист №, подпись № – сведения об избирателе не соответствуют действительности.
В ходе судебного разбирательства по делу судом в соответствии с требованиями
п. 7 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" проведена повторная проверка подписных листов.
Изложенные в итоговом протоколе проверки подписных листов выводы о наличии 6 (шести) недостоверных (недействительных) подписей избирателей нашли свое подтверждение в Заключении по проверке подписных листов №и от ДД.ММ.ГГГГ (составлено ЭКЦ ГУ МВД РФ по Самарской области), а также в ответе ОМВД России по Красноярскому района на запрос ТИК.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать необоснованным выводы ТИК о наличии в представленных Ларионовым А.С. подписных листах 6 (шести) недостоверных (недействительных) подписей избирателей.
Таким образом, достоверными признано 8 (восемь) подписей избирателей, что недостаточно для регистрации кандидата.
Также принятое решение об отказе Ларионову А.С. в регистрации в качестве кандидата в депутаты ТИК мотивировала отсутствием полного пакета документов, представляемых кандидатом для регистрации, а именно: отсутствием в представленных документах копии документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов.
В ходе судебного разбирательства по делу Ларионов А.С., его представитель не отрицали, что ДД.ММ.ГГГГ представили ТИК счет на оплату № ПО-00123 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «РА Полицвет». Ларионов А.С., его представитель не отрицали также, что указанный счет на оплату не является документом, подтверждающего оплату изготовления подписных листов.
Также Ларионов А.С. и его представитель пояснили суду, что ДД.ММ.ГГГГ представили ТИК платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ об оплате
ООО «РА Полицвет» изготовления подписных листов по счету на оплату № от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 37 Закона Самарской области "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области" документы, необходимые для регистрации кандидата, представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию единовременно.
Таким образом, документ, подтверждающий оплату изготовления подписных листов, должен был быть представлены Ларионовым А.С. в ТИК единовременно и в полном объеме вместе с остальным документами, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, как указывалось ранее, закон позволяет кандидату не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, внести уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению; заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Также в случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено частью 6 статьи 33, пунктами 2 - 5 части 1 статьи 35 настоящего Закона, кандидат вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания соответствующей окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата (ч. 3 ст. 37 Закона Самарской области
"О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области").
Таким образом, закон не позволяет кандидату дополнительно представлять в окружную комиссию документы, необходимые для регистрации, которые не сданы ранее единовременно и в соответствующий срок.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие среди документов, представленных для регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с законом для его регистрации, а также недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, Территориальной избирательной комиссии Красноярского района Самарской области обоснованно принято решение об отказе в регистрации кандидата Ларионова А.С.
Учитывая изложенное, заявленные административным истцом требования надлежит оставить без удовлетворения в полном объеме.
Суд также учитывает, что в обоснование заявленных требований административный истец ссылался на допущенное окружной комиссией нарушение его права присутствовать при проведении проверки подписей избирателей.
Вместе с тем, в судебном заседании сторона истца пояснила, что не ставит перед судом требований об оспаривании действий (бездействия) административного ответчика в данной части, поскольку разрешение данных требований состоялось ранее при рассмотрении Красноярским районным судом Самарской области административного иска Ларионова А.С. о признании незаконным действий ТИК по проверке подписных листов (решение от ДД.ММ.ГГГГ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 37, 38, 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст.ст. 36, 37 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», ст.ст. 62, 175 – 180, 239 – 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Ларионова А.С.
к Территориальной избирательной комиссии Красноярского района Самарской области об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидата, оспаривании протокола итоговой проверки подписных листов, обязании устранить допущенные нарушения оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноярский районный суд Самарской области суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
В окончательной форме (мотивированное) решение суда в соответствии с
ч. 3 ст. 244 КАС РФ подлежит изготовлению ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Абишев М.С.
В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья______________________________Абишев М.С.