Дело № 2-504/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2016 года г. Сретенск
Сретенский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего судьи Чепцова Ю.Ф.,
при секретаре Султановой О.М.,
с извещением сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карелиной ФИО5 к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 3» п. Кокуй Сретенского района, администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и возложении обязанности в дальнейшем выплачивать заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда с начислением на нее соответствующих надбавок,
УСТАНОВИЛ:
Карелина Е.В. обратилась в суд с вышеназванными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что она работает в МДОУ «Детский сад № 3» п. Кокуй Сретенского района и размер ее заработной платы с учетом районного коэффициента, процентной надбавки за стаж работы, других стимулирующих и компенсационных выплат в 2016 году составлял: в январе – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп., в феврале – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп., в марте – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп.
Истец считает, что работодатель неправомерно производит начисление заработной платы в части исчисления районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы, исходя из сумм должностного оклада, в то время как для этих выплат следует учитывать минимальный размер оплаты труда, просит суд взыскать с ответчиков недоначисленную и невыплаченную заработную плату за январь, февраль, март 2016 года в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп.
Кроме того, истец просит обязать ответчика МДОУ «Детский сад № 3» п. Кокуй Сретенского района производить начисление заработной платы в соответствии с требованиями законодательства в размере не ниже минимального размера оплаты труда с начислением на нее выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Истец Карелина Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика – МДОУ «Детский сад № 3» п. Кокуй Сретенского района – Левицкая Н.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования не признала.
Представители соответчиков – администрации муниципального района «Сретенский район», Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края - в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.
В соответствии с ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчиков.
Судом установлено, что в январе, феврале, марте 2016 года истец работала в МДОУ «Детский сад № 3» п. Кокуй Сретенского района <данные изъяты>.
Размер начисленной и выплаченной ей заработной платы в указанный период без учета компенсационных выплат (районный коэффициент 40% и процентная надбавка за непрерывный стаж работы 30%) был ниже минимального размера оплаты труда, установленного ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», который с 01.01.2016 составлял – 6 204 рубля в месяц.
В соответствии с ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы – минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со ст. 146 Трудового кодекса РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В силу ст. 148 Трудового кодекса РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Указанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда, при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
Таким образом, недоначисленная и невыплаченная заработная плата за период с 1 января по 31 марта 2016 года подлежит взысканию с МДОУ «Детский сад № 3» п. Кокуй Сретенского района в пользу истца за вычетом НДФЛ.
Исходя из установленного минимального размера заработной платы с 01.01.2016 в сумме 6 204 рубля размер начисленной месячной зарплаты работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда в нормальных условиях труда, должен составлять за январь, февраль, март 2016 года не менее 10 546 рублей 80 коп. (6 204 + 6 204х40% + 6 204х30%= 10 546,80).
Согласно расчетам из начисленной заработной платы исключаются суммы за совмещение, разовые премии, выплаты по листкам нетрудоспособности и по исполнительным листам, а также отпускные. Расчет производится по основой должности истца на 1 полную ставку.
Оплата труда истцу Карелиной Е.В. производится по 36-часовой рабочей неделе, поэтому в целях расчета недоначисленной и невыплаченной заработной платы истцу суд применяет расчет среднечасовой оплаты труда.
Так, Карелиной Е.В. за январь начислена заработная плата в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп., за февраль – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп., за март – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп.
Сумма недоначисленной и невыплаченной заработной платы за январь 2016 года, с учетом того, что ею отработано 108 часов (норма), составила <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп. (10 546,80 – <данные изъяты> = <данные изъяты>), за февраль 2016 года – 136,8 часов при норме 143 часа – <данные изъяты> рубль <данные изъяты> коп. (10 546,80/143х136,8 – <данные изъяты> = <данные изъяты>), за март 2016 года – 151,2 часов (норма) – <данные изъяты> рубль <данные изъяты> коп. (10 546,80 – <данные изъяты> = <данные изъяты>), всего в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп.
Согласно ст. 20 Трудового кодекса РФ, по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.
Как следует из устава МДОУ «Детский сад № 3» п. Кокуй Сретенского района учредителем Учреждения является администрация муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ, как и п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
По смыслу приведенных правовых норм финансирование расходов на оплату труда истцам, как работникам образовательного учреждения в спорные периоды осуществлялось за счет денежных средств субъекта Российской Федерации, выделяемых в виде субвенций местным бюджетам.
В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
В соответствии с Законом Забайкальского края от 25 декабря 2013 года № 918-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» согласно распределению субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в соответствии с Законом Забайкальского края от 11 июля 2013 года № 858-ЗЗК «Об отдельных вопросах в сфере образования» на 2014 год, бюджету муниципального района «Сретенский район» выделены субвенции в общем размере 304230,9 руб., в том числе для фонда оплаты труда с начислениями - 296843,2 руб.
В соответствии с п. 9.3.3. Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 26.03.2014 № 123 Министерство обеспечивает государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечивает дополнительное образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми законами Забайкальского края.
Статьей 2 Закона Забайкальского края от 23.12.2011 № 612-ЗЗК «О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях» установлено, что субвенции местным бюджетам выделяются из бюджета Забайкальского края для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях в части финансирования расходов, в том числе, на оплату труда работников общеобразовательных учреждений.
Субвенции местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях, поступившие в доход местных бюджетов, распределяются между муниципальными общеобразовательными учреждениями в соответствии с порядком, утверждаемым нормативным правовым актом органа местного самоуправления, установленного уставом муниципального образования.
Кроме того, приказом Министерства финансов РФ от 28.07.2010 № 81 утверждены Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.
Согласно п. 1 Требования устанавливают общие требования к порядку составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее - План).
План составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период (п. 3).
Плановые показатели по выплатам формируются учреждением (подразделением) в соответствии с настоящими Требованиями в разрезе выплат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда (п. 11).
План государственного (муниципального) бюджетного учреждения (План с учетом изменений) утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (п. 22).
Судом установлено, что финансирование на оплату труда истцу производится за счет денежных средств субъекта Российской Федерации, выделяемых в виде субвенций местным бюджетам. Из Устава МДОУ «Детский сад № 3» п. Кокуй Сретенского района следует, что собственником имущества и учредителем является администрация муниципального района «Сретенский район».
Проанализировав вышеприведенные нормы, суд приходит к выводу о том, что администрация муниципального района принимает участие в распределении финансовых средств, перечисляемых муниципальным бюджетным учреждениям для оплаты труда работников. Поэтому суд считает, что администрация муниципального района «Сретенский район» несет обязанность по финансированию МДОУ «Детский сад № 3» денежными средствами для выплаты истцу недоначисленной и невыплаченной заработной платы в случае недостаточности указанных средств у учреждения, в пределах выделяемых на эти цели субвенций.
Поскольку данные спорные отношения носят характер трудовых правоотношений, суд руководствуется требованиями трудового законодательства, а именно, ст. 20 ТК РФ, и полагает необходимым возложить обязанность по финансированию недостающих денежных средств МДОУ «Детский сад № 3» п. Кокуй Сретенского района на администрацию МР «Сретенский район», в случае их недостаточности для выплаты истцу Карелиной Е.В.
Учитывая, что заработная плата истцу начисляется в размере минимального размера оплаты труда, в который входит районный коэффициент и процентная надбавка за выслугу лет, что не соответствует нормам трудового законодательства и нарушает права истца, суд считает необходимым удовлетворить требования истца и обязать МДОУ «Детский сад № 3» п. Кокуй Сретенского района производить начисление и выплату заработной платы Карелиной Е.В. не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с начислением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате сверх минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ, с ответчика МДОУ «Детский сад № 3» п. Кокуй Сретенского района подлежит взысканию государственная пошлина, размер которой суд, с учетом материального положения МДОУ «Детский сад № 3» п. Кокуй Сретенского района, уменьшает до <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Карелиной ФИО6 к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 3» п. Кокуй Сретенского района, администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и возложении обязанности удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3» п. Кокуй Сретенского района в пользу Карелиной ФИО7 недоначисленную и невыплаченную заработную плату (за вычетом НДФЛ) за период с 1 января по 31 марта 2016 года в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей <данные изъяты> коп.
Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3» п. Кокуй Сретенского района государственную пошлину в размере <данные изъяты>) рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Обязать администрацию муниципального района «Сретенский район» в случае недостаточности денежных средств у МДОУ «Детский сад № 3» п. Кокуй Сретенского района произвести финансирование для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы Карелиной ФИО8 в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп. (за вычетом НДФЛ), в том числе за счет и в пределах средств субвенции краевого бюджета, направленных на оплату труда работников образовательных учреждений.
Обязать Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края произвести финансирование за счет и в пределах выделенных субвенций для оплаты труда отдельной категории работников образования, при недостаточности денежных средств у муниципального района «Сретенский район» и МДОУ «Детский сад № 3» п. Кокуй Сретенского района по выплате Карелиной Е.В. недоначисленной и невыплаченной заработной платы.
Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3» п. Кокуй Сретенского района начиная с 12 мая 2016 года производить начисление и выплату заработной платы Карелиной Е.В. не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с начислением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате сверх минимального размера оплаты труда.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Сретенский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его принятия.
Судья Ю.Ф. Чепцов