Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 августа 2016 года <адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Щербатых Е.Г.
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению жилищных отношений администрации г/о <адрес>, ТУФАУГИ в <адрес>, Министерству обороны Российской Федерации, ФГКЭУ «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации г/о <адрес>, ТУФАУГИ в <адрес>, Министерству обороны РФ, ФГКЭУ «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указывая в обоснование заявленных требований на следующие обстоятельства. В 1983 году отцу истца ФИО6 в связи с прохождением службы в воинской части № (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) предоставлено две комнаты в общежитии по адресу: <адрес>, ком. 25, 26. ФИО1 проживает по указанному адресу с момента рождения, постоянно зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время в указанных комнатах истец проживает на основании договора найма служебного жилого помещения в общежитии № от ДД.ММ.ГГГГ Комната № имеет площадь 17,5 кв.м., комната 26 – 12,5 кв.м. С момента вселения коммунальные услуги оплачивались семьей истца в полном объеме. От своего права на приватизацию жилого помещения ФИО6 желает отказаться. В ноябре 2015 г. ФИО1 обратился в Управление жилищных отношении администрации г/о <адрес> с заявлением о передаче в его собственности занимаемых им комнат, однако получил ответ, согласно которому спорные жилые помещения в реестре муниципального имущества (жилые объекты) не учитываются. В этой связи, в передаче в собственность в порядке приватизации истцу было отказано. В ноябре 2015 г. ФИО1 также обратился в ТУФАУГИ в <адрес>, письмом которого до сведения истца было доведено, что общежитие по указанному адресу учитывается в реестре федерального имущества и закреплено на праве оперативного управления за ФГКЭУ «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ. Обращения истца в Департамент имущественных и земельных отношений <адрес>, Министерство обороны РФ, ФГКЭУ «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ о приватизации занимаемого жилого помещения были оставлены без ответа. Как указывает истец в иске, несмотря на то, что здание по адресу: <адрес> учитывается в реестре государственного имущества, общежитием оно, по сути, не является. Мебелью и другими необходимыми предметами для проживания комнаты в общежитии не укомплектованы. На момент заключения договора найма служебного помещения ФИО6 в воинской части уже как 11 лет не работал. Основываясь на изложенных обстоятельствах, а также указывая, что спорные жилые помещения истец занимает на условиях социального найма, ФИО1 обратился в суд с иском, в котором просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на комнаты №, 26, расположенные по адресу: <адрес>.
В судебное заседание истец, будучи надлежащим образом извещенным, не явился, направил в суд своего представителя адвоката ФИО4, которая заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, указав, что спорные жилые помещения истец занимает на условиях социального найма.
Третье лицо ФИО6 также полагал заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Ответчик Министерство обороны РФ о дате, времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, представило в материалы дела письменный отзыв на исковое заявление.
Ответчики Управление жилищных отношений администрации г/о <адрес>, ТУФАУГИ в <адрес> и ФГКЭУ «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ, будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах неявки не сообщили.
Третьи лица ФГКУ «Центральное ТУИО» Министерства обороны РФ и ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание своих представителем не направили, о причинах неявки не сообщили, представив в материалы дела письменные возражения на исковое заявление.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля ФИО5, а также исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено судом следует из материалов дела, в 1983 г. ФИО6 в период и в связи с прохождением службы в воинской части 36882 для проживания были предоставлены комнаты №/№ и 26 в здании общежития по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 со службы уволен, что подтверждается архивной справкой и сведениями из трудовой книжки (л.д.13,14).
В соответствии приказом начальника Строительного управления от ДД.ММ.ГГГГ № войсковая часть <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ переименована в 79 управление начальника работ – филиал ФГУП «Строительное управление Московского военного округа Министерства обороны РФ (л.д.37).
ДД.ММ.ГГГГ между Воронежской КЭЧ МВО Министерства обороны РФ (наймодатель) и ФИО6 (наниматель) заключен договор найма служебного жилого помещения в общежитии, по условиям которого наймодатель передал нанимателю и членам его семьи (в т.ч. сын ФИО1) за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности и состоящее из двух комнат общей площадью 29,5 кв.м, расположенное в <адрес>, комната № для временного проживания.
В соответствии с пунктами 2 и 5 Договора указанное жилое помещение предоставлено нанимателю в связи и на период работы в 79 УНР.
Согласно выписке из домовой книги (по квартирной карточке) в комнатах №/№ и 26 <адрес> ФИО6 зарегистрирован по между жительства с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 – с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9,10).
Из объяснений стороны истца следует, что в настоящее время в указанных комнатах фактически проживает только ФИО1
Как усматривается из материалов дела и подтверждается выпиской из реестра федерального имущества, здание общежития по адресу: <адрес> учтено в реестре федерального имущества и закреплено на праве оперативного управления за ФГКЭУ «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ (л.д. 75).
В соответствии со ст.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда РФ» приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Статьей 2 названного Закона предусмотрено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Определяя круг объектов, подлежащих приватизации, законодатель, таким образом, в качестве общего правила ввел запрет на приватизацию жилых помещений в общежитии, а также служебных жилых помещений.
В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»…», определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обуславливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.
Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 92 Жилищного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 188-ФЗ служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях отнесены к специализированному жилищному фонду.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 94 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.
Согласно ч. 2 ст. 105 Жилищного кодекса РФ договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
По смыслу приведенных положений, только при наличии перечисленных выше условий (наличие выслуги, увольнении с военной службы по одному из перечисленных оснований и признание нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному постоянному месту жительства) граждане вправе рассчитывать на получение жилого помещения по договору социального найма в избранном после увольнения с военной службы месте жительства.
В соответствии с ч. 6 ст. 15 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Порядок реализации права на жилье, а также обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ определен статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Инструкцией, утв. Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как достоверно установлено в ходе судебного разбирательства, здание общежития по адресу: <адрес>, является государственной собственностью и учитывается в реестре федерального имущества. Право государственной (федеральной) собственности на указанное имущество, равно как и его статус (общежитие), в установленном порядке не оспорены.
Доказательств в подтверждение того, что спорные комнаты в здании общежития были предоставлены ФИО6 в порядке ст. 49 Жилищного кодекса РФ на условиях социального найма для постоянного проживания, в материалы дела не представлено.
Содержание самого договора от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого в настоящее время в пользовании истца находятся спорные комнаты, не позволяет отнести его к договору социального найма, поскольку положениями договора прямо предусмотрен временный характер проживания членов семьи нанимателя в предоставленном жилье в связи с работой последнего в 79 УНР (служебный найм).
Также, договором определен срок его действия – на период работы (п. 5), в то время как договор социального найма подразумевает бессрочность использования нанимателем предоставленного жилого помещения.
Факт проживания истца в комнатах №/№,26 общежития в <адрес> бесспорным доказательством того, что данное жилье предоставлено в постоянное пользование по договору социального найма не является.
В силу действующего законодательства, для возникновения отношений социального найма необходимо признание соответствующего лица нуждающимся в жилом помещении, а также постановка его на соответствующий учет (ч. 2 ст. 49, ст. 52 Жилищного кодекса РФ). Вместе с тем, указанное обстоятельство своего подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашло, каких-либо доказательств в подтверждение того, что ФИО6 в установленном порядке был поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения в материалах настоящего дела не имеется.
По смыслу положений абз. 2 ст. 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда РФ», жилые помещения, относящиеся к специализированному жилищному фонду (служебное жилье), приватизации не подлежит, если только собственник жилищного фонда самостоятельно не примет решение о возможности его передачи в собственности граждан. Однако, решение о предоставлении ФИО6 спорного жилого помещения на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось.
С учетом указанных обстоятельств, доводы стороны истца о том, что ФИО1 зарегистрирован и на законных основаниях проживает в комнатах №/№, 26 <адрес> на протяжении длительного периода времени и производит оплату коммунальных услуг, правового значения для разрешения данного спора не имеют.
Доводы стороны истца о том, что спорное здание общежития, по сути, общежитием не является, так как его помещения не укомплектованы мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами, также не могут быть приняты судом, поскольку статус общежития с <адрес> в установленном порядке не снимался.
Ссылка истца на то, что к моменту заключения с ФИО6 договора от ДД.ММ.ГГГГ воинская часть 36882 перестала существовать, также не имеет значения для разрешения спора, учитывая, что с ДД.ММ.ГГГГ указанная часть переименована в 79 УНР филиал ФГУП «Строительное управление Московского военного округа Министерства обороны РФ, на период работы в котором ФИО6 на состав семьи и было предоставлено спорное жилье.
При таких обстоятельствах, поскольку <адрес> находится в государственной собственности, имеет статус общежития и спорное жилое помещение предоставлено семье истца во временное пользование на период работы, то есть является служебным, а действующее законодательство содержит прямой запрет на приватизацию служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях (ст. 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда РФ»), суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания за истцом права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации, в связи с чем, в удовлетворении иска ФИО1 следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению жилищных отношений администрации г/о <адрес>, ТУФАУГИ в <адрес>, Министерству обороны Российской Федерации, ФГКЭУ «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, к.<адрес>,26 – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.Г. Щербатых
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 августа 2016 года <адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Щербатых Е.Г.
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению жилищных отношений администрации г/о <адрес>, ТУФАУГИ в <адрес>, Министерству обороны Российской Федерации, ФГКЭУ «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации г/о <адрес>, ТУФАУГИ в <адрес>, Министерству обороны РФ, ФГКЭУ «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указывая в обоснование заявленных требований на следующие обстоятельства. В 1983 году отцу истца ФИО6 в связи с прохождением службы в воинской части № (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) предоставлено две комнаты в общежитии по адресу: <адрес>, ком. 25, 26. ФИО1 проживает по указанному адресу с момента рождения, постоянно зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время в указанных комнатах истец проживает на основании договора найма служебного жилого помещения в общежитии № от ДД.ММ.ГГГГ Комната № имеет площадь 17,5 кв.м., комната 26 – 12,5 кв.м. С момента вселения коммунальные услуги оплачивались семьей истца в полном объеме. От своего права на приватизацию жилого помещения ФИО6 желает отказаться. В ноябре 2015 г. ФИО1 обратился в Управление жилищных отношении администрации г/о <адрес> с заявлением о передаче в его собственности занимаемых им комнат, однако получил ответ, согласно которому спорные жилые помещения в реестре муниципального имущества (жилые объекты) не учитываются. В этой связи, в передаче в собственность в порядке приватизации истцу было отказано. В ноябре 2015 г. ФИО1 также обратился в ТУФАУГИ в <адрес>, письмом которого до сведения истца было доведено, что общежитие по указанному адресу учитывается в реестре федерального имущества и закреплено на праве оперативного управления за ФГКЭУ «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ. Обращения истца в Департамент имущественных и земельных отношений <адрес>, Министерство обороны РФ, ФГКЭУ «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ о приватизации занимаемого жилого помещения были оставлены без ответа. Как указывает истец в иске, несмотря на то, что здание по адресу: <адрес> учитывается в реестре государственного имущества, общежитием оно, по сути, не является. Мебелью и другими необходимыми предметами для проживания комнаты в общежитии не укомплектованы. На момент заключения договора найма служебного помещения ФИО6 в воинской части уже как 11 лет не работал. Основываясь на изложенных обстоятельствах, а также указывая, что спорные жилые помещения истец занимает на условиях социального найма, ФИО1 обратился в суд с иском, в котором просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на комнаты №, 26, расположенные по адресу: <адрес>.
В судебное заседание истец, будучи надлежащим образом извещенным, не явился, направил в суд своего представителя адвоката ФИО4, которая заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, указав, что спорные жилые помещения истец занимает на условиях социального найма.
Третье лицо ФИО6 также полагал заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Ответчик Министерство обороны РФ о дате, времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, представило в материалы дела письменный отзыв на исковое заявление.
Ответчики Управление жилищных отношений администрации г/о <адрес>, ТУФАУГИ в <адрес> и ФГКЭУ «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ, будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах неявки не сообщили.
Третьи лица ФГКУ «Центральное ТУИО» Министерства обороны РФ и ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание своих представителем не направили, о причинах неявки не сообщили, представив в материалы дела письменные возражения на исковое заявление.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля ФИО5, а также исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено судом следует из материалов дела, в 1983 г. ФИО6 в период и в связи с прохождением службы в воинской части 36882 для проживания были предоставлены комнаты №/№ и 26 в здании общежития по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 со службы уволен, что подтверждается архивной справкой и сведениями из трудовой книжки (л.д.13,14).
В соответствии приказом начальника Строительного управления от ДД.ММ.ГГГГ № войсковая часть <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ переименована в 79 управление начальника работ – филиал ФГУП «Строительное управление Московского военного округа Министерства обороны РФ (л.д.37).
ДД.ММ.ГГГГ между Воронежской КЭЧ МВО Министерства обороны РФ (наймодатель) и ФИО6 (наниматель) заключен договор найма служебного жилого помещения в общежитии, по условиям которого наймодатель передал нанимателю и членам его семьи (в т.ч. сын ФИО1) за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности и состоящее из двух комнат общей площадью 29,5 кв.м, расположенное в <адрес>, комната № для временного проживания.
В соответствии с пунктами 2 и 5 Договора указанное жилое помещение предоставлено нанимателю в связи и на период работы в 79 УНР.
Согласно выписке из домовой книги (по квартирной карточке) в комнатах №/№ и 26 <адрес> ФИО6 зарегистрирован по между жительства с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 – с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9,10).
Из объяснений стороны истца следует, что в настоящее время в указанных комнатах фактически проживает только ФИО1
Как усматривается из материалов дела и подтверждается выпиской из реестра федерального имущества, здание общежития по адресу: <адрес> учтено в реестре федерального имущества и закреплено на праве оперативного управления за ФГКЭУ «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ (л.д. 75).
В соответствии со ст.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда РФ» приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Статьей 2 названного Закона предусмотрено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Определяя круг объектов, подлежащих приватизации, законодатель, таким образом, в качестве общего правила ввел запрет на приватизацию жилых помещений в общежитии, а также служебных жилых помещений.
В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»…», определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обуславливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.
Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 92 Жилищного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 188-ФЗ служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях отнесены к специализированному жилищному фонду.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 94 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.
Согласно ч. 2 ст. 105 Жилищного кодекса РФ договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
По смыслу приведенных положений, только при наличии перечисленных выше условий (наличие выслуги, увольнении с военной службы по одному из перечисленных оснований и признание нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному постоянному месту жительства) граждане вправе рассчитывать на получение жилого помещения по договору социального найма в избранном после увольнения с военной службы месте жительства.
В соответствии с ч. 6 ст. 15 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Порядок реализации права на жилье, а также обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ определен статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Инструкцией, утв. Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как достоверно установлено в ходе судебного разбирательства, здание общежития по адресу: <адрес>, является государственной собственностью и учитывается в реестре федерального имущества. Право государственной (федеральной) собственности на указанное имущество, равно как и его статус (общежитие), в установленном порядке не оспорены.
Доказательств в подтверждение того, что спорные комнаты в здании общежития были предоставлены ФИО6 в порядке ст. 49 Жилищного кодекса РФ на условиях социального найма для постоянного проживания, в материалы дела не представлено.
Содержание самого договора от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого в настоящее время в пользовании истца находятся спорные комнаты, не позволяет отнести его к договору социального найма, поскольку положениями договора прямо предусмотрен временный характер проживания членов семьи нанимателя в предоставленном жилье в связи с работой последнего в 79 УНР (служебный найм).
Также, договором определен срок его действия – на период работы (п. 5), в то время как договор социального найма подразумевает бессрочность использования нанимателем предоставленного жилого помещения.
Факт проживания истца в комнатах №/№,26 общежития в <адрес> бесспорным доказательством того, что данное жилье предоставлено в постоянное пользование по договору социального найма не является.
В силу действующего законодательства, для возникновения отношений социального найма необходимо признание соответствующего лица нуждающимся в жилом помещении, а также постановка его на соответствующий учет (ч. 2 ст. 49, ст. 52 Жилищного кодекса РФ). Вместе с тем, указанное обстоятельство своего подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашло, каких-либо доказательств в подтверждение того, что ФИО6 в установленном порядке был поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения в материалах настоящего дела не имеется.
По смыслу положений абз. 2 ст. 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда РФ», жилые помещения, относящиеся к специализированному жилищному фонду (служебное жилье), приватизации не подлежит, если только собственник жилищного фонда самостоятельно не примет решение о возможности его передачи в собственности граждан. Однако, решение о предоставлении ФИО6 спорного жилого помещения на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось.
С учетом указанных обстоятельств, доводы стороны истца о том, что ФИО1 зарегистрирован и на законных основаниях проживает в комнатах №/№, 26 <адрес> на протяжении длительного периода времени и производит оплату коммунальных услуг, правового значения для разрешения данного спора не имеют.
Доводы стороны истца о том, что спорное здание общежития, по сути, общежитием не является, так как его помещения не укомплектованы мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами, также не могут быть приняты судом, поскольку статус общежития с <адрес> в установленном порядке не снимался.
Ссылка истца на то, что к моменту заключения с ФИО6 договора от ДД.ММ.ГГГГ воинская часть 36882 перестала существовать, также не имеет значения для разрешения спора, учитывая, что с ДД.ММ.ГГГГ указанная часть переименована в 79 УНР филиал ФГУП «Строительное управление Московского военного округа Министерства обороны РФ, на период работы в котором ФИО6 на состав семьи и было предоставлено спорное жилье.
При таких обстоятельствах, поскольку <адрес> находится в государственной собственности, имеет статус общежития и спорное жилое помещение предоставлено семье истца во временное пользование на период работы, то есть является служебным, а действующее законодательство содержит прямой запрет на приватизацию служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях (ст. 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда РФ»), суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания за истцом права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации, в связи с чем, в удовлетворении иска ФИО1 следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению жилищных отношений администрации г/о <адрес>, ТУФАУГИ в <адрес>, Министерству обороны Российской Федерации, ФГКЭУ «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, к.<адрес>,26 – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.Г. Щербатых
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.