Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-34/2017 (2-6327/2016;) от 29.08.2016

Дело № ******

Мотивированное решение изготовлено

23.01.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16.01.2017

<адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием

представителя ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО6,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны Российской Федерации о признании нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства, о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны Российской Федерации, в котором просит признать его (истца) нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства после увольнения из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации – в <адрес>; обязать ответчика принять истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В обоснование иска ФИО1 указал, что проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключен из списков личного состава войсковой части приказом командира войсковой части от 24.12.1993. На момент увольнения продолжительность военной службы истца в календарном исчислении составила 19 лет. В 1992 году истцом был подан рапорт о предоставлении ему квартиры по избранному месту жительства в <адрес> и (или) <адрес>. Однако на момент увольнения истец не был обеспечен жилым помещением по избранному месту жительства. Дополнительно истцом были поданы заявления на отселение из закрытого военного городка в 1997 и 2007 годах. При ликвидации Чебаркульской КЭЧ района ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации не приняло документов, подтверждающих факт постановки истца на учет. На обращение истца о предоставлении жилья по избранному после увольнения с военной службы месту жительства, либо предоставления информации о списках на получение жилья ответчик ответил отказом.

В судебном заседании представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО6 возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что ответчик осуществляет постановку на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений только военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. На момент увольнения истца с военной службы в 1993 году существовал порядок постановки на учет, в соответствии с которым истцу надлежало обратиться к командованию войсковой части с соответствующим рапортом, представить документы, а после этого обратиться в орган местного самоуправления, который осуществлял постановку на учет. Представленная истцом выписка из протокола заседания жилищной комиссии является недопустимым доказательством. Она оформлена ненадлежащим образом. Истцом не представлен рапорт, подтверждающий его волеизъявление на признание его нуждающимся в жилом помещении. Документы о постановке его на учет до его увольнения с военной службы им также не представлены

Истец ФИО1, представитель третьего лица войсковой части 89547, представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, ходатайство об отложении заседания не заявили.

Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте Октябрьского районного суда <адрес> в сети Интернет: https://oktiabrsky--svd.sudrf.ru.

С учётом мнения представителя ответчика и в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал возможным рассмотрение дела по существу в отсутствие истца и представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями приказом начальника Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации – начальника медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, исключен из списков личного состава войсковой части 55381 приказом командира части от ДД.ММ.ГГГГ № ****** с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения их в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

На момент увольнения истца с военной службы порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентировался Жилищным кодексом ФИО3, Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О статусе военнослужащих», Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте (утверждено Приказом ФИО4 обороны ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте»), Положением о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей (утверждено Постановлением Совмина ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 193),

В соответствии со ст.ст. 28, 30, 31 Жилищного кодекса ФИО3 граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством ФИО3. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского ФИО8 народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых ФИО2 и ФИО3, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством ФИО3. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного ФИО8 народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.

Согласно ч. 6 ст. 15 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщают военнослужащим в трехмесячный срок.

Таким образом, на момент увольнения истца с военной службы обязанность по обеспечению жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, возлагалась на органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 48 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте в списки нуждающихся в жилой площади военнослужащие вносились на основании решений командиров воинских частей. При этом согласно п.п. 1,6 Положения о жилищных комиссиях (Приложение № ****** Положению), в целях правильного распределения и использования жилой площади в гарнизонах и воинских частях создавались жилищные комиссии. На жилищную комиссию воинской части возлагалась обязанность по рассмотрению списков и проверке жилищных условий лиц, нуждающихся в жилой площади.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», действующего в настоящее время, к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

По смыслу вышеприведенных положений закона нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву). Увольнение военнослужащего в запас до постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязанность по постановке на учет и, как следствие, обеспечению жилым помещением у федерального органа исполнительной власти не порождает. Иное противоречило бы вышеуказанным нормам, которыми предусмотрены гарантии со стороны государства в предоставлении жилых помещений или выделении денежных средств на их приобретение именно военнослужащим.

Таким образом, право на обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны Российской Федерации могло быть приобретено истцом только в случае, если до увольнения с военной службы он был признан нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) и принят на соответствующий учет.

Между тем, при рассмотрении настоящего дела истцом не были представлены доказательства, однозначно и достоверно свидетельствующие о том, что до увольнения с военной службы он обращался к командиру воинской части с рапортом о признании его нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному месту жительства, а также о том, что такой рапорт рассматривался на заседании жилищной комиссии воинской части, которая по результатам его рассмотрения приняла решение о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, и данное решение, оформленное протоколом, было утверждено командиром воинской части. Также истцом не представлены доказательства его обращения в орган местного самоуправления по вопросу его постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, принятия органом местного самоуправления решения о постановке истца на указанный учет.

В связи с этим в настоящее время, спустя более 23 лет со дня увольнения с военной службы, истец не вправе требовать признания за ним права состоять на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.

В обоснование своих доводов истец представил копию выписки из протокола заседания гарнизонной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № ******, согласно которой ФИО1 признан нуждающимся в получении жилого помещения и включен в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилья в избранном месте жительства, после увольнения из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации, по избранному месту жительства в <адрес>.

Обязанность по обеспечению жильем военнослужащих, уволенных с военной службы, была возложена на федеральные органы исполнительной власти Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Пунктом 8 ст. 100 указанного Федерального закона внесены соответствующие изменения в п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Эти изменения согласно п. 1 ст. 155 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Однако ввиду того, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец уже утратил статус военнослужащего, и, соответственно, право на постановку его на учет нуждающихся для приобретения жилья в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», жилищная комиссия войсковой части в 2007 году не была полномочна разрешать вопрос о признании истца нуждающимся в жилом помещении и о постановке его на соответствующий учет.

Следовательно, решение жилищной комиссии о признании истца нуждающимся в жилом помещении, принятое ДД.ММ.ГГГГ, спустя более 14 лет с момента увольнения истца с военной службы, является ничтожным и возникновения у истца права на получение жилого помещения по избранному месту жительства повлечь не может.

Истцом также представлена копия письма войсковой части, датированного 1984 годом, согласно которому решением жилищной комиссии ФИО1 включен в списки на отселение в соответствии с приказом МО ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № ******.

Названным приказом командующим войсками округов и флотами предписано утвердить перечни закрытых и обособленных военных городков, находящихся на территории округа, флота независимо от подчиненности воинских частей, размещенных в таких городках; согласовать до ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2 союзных и автономных республик, краевыми и областными ФИО8 народных депутатов количество и сроки ежегодного выделения исполкомами местных ФИО8 народных депутатов жилой площади для переселения из закрытых и обособленных военных городков лиц, утративших связь с Советской Армией и Военно - Морским Флотом; распределение выделяемой исполкомами местных ФИО8 народных депутатов жилой площади на эти цели между воинскими частями, размещенными в закрытых и обособленных военных городках, производить пропорционально количеству семей, подлежащих переселению из этих городков. Также названным приказом предписано в целях дальнейшего улучшения условий для успешной и продолжительной службы прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы принять меры по упорядочению обеспечения этих военнослужащих жилой площадью. Прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы на первые пять лет службы в качестве прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы предоставлять общежития или служебную жилую площадь. Указанных военнослужащих, прослуживших более пяти лет, обеспечивать жилой площадью по месту службы на общих основаниях.

Однако указанное письмо войсковой части также не подтверждает факта признания истца нуждающимся в получении жилого помещения до его увольнения с военной службы.

На момент составления указанного письма действовал Закон ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности», статья 77 которого предусматривала, что обеспечение жилой площадью офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или отставку, производится исполнительными комитетами местных ФИО8 народных депутатов в порядке, устанавливаемом ФИО2.

В соответствии с п. «б» ст. 46 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте учету нуждающихся в жилой площади подлежали лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Согласно п. 24 указанного Положения улучшение жилищных условий в случаях, предусмотренных п. «б» ст. 46 настоящего Положения, производилось в первую очередь военнослужащим, прослужившим в Вооруженных Силах 20 лет и более, рабочим и служащим Советской Армии и Военно-Морского Флота, длительное время работающим в воинских частях, успешно выполняющим производственные задания и служебные обязанности.

В соответствии с п. 19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных ФИО8 народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности ФИО2 и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки. При этом обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов в указанном порядке производится при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет.

По состоянию на 1984 год общая продолжительность военной службы истца не составляла 20 лет (согласно копии послужного списка, истец принят на военную службу в 1974 году), поэтому права на предоставление ему постоянного жилого помещения истец в 1984 году не приобрел.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленного ФИО1 иска не имеется.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны Российской Федерации о признании нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства, о возложении обязанности – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья И.В. Кайгородова

2-34/2017 (2-6327/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Городнер Александр Иванович
Ответчики
ФГКУ"Центррегионжилье"
Другие
воинская часть
Министерство обороны РФ
Суд
Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Кайгородова Ирина Владимировна
Дело на странице суда
oktiabrsky--svd.sudrf.ru
29.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
29.08.2016Передача материалов судье
02.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.09.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.10.2016Судебное заседание
29.11.2016Судебное заседание
16.01.2017Судебное заседание
23.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее