Дело № 2-2805/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
18 сентября 2015 года г. Кирово-Чепецк
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе
председательствующего судьи Романовой О.А.,
при секретаре Плешковой А.В.,
с участием представителя административного истца Половникова Ю.С. по доверенности Зырянова К.В., представителя административного ответчика МО Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области по доверенности Родимовой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Половникова Ю.С. к муниципальному образованию Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области о признании незаконным бездействия муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области по отказу в проведении проверки и возложении обязанности провести проверку в рамках муниципального земельного контроля,
у с т а н о в и л :
Половников Ю.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район <адрес> по отказу в проведении проверки и возложении обязанности провести проверку в рамках муниципального земельного контроля.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ) вводится в действие с 15 сентября 2015 года. В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Заявление Половникова Ю.С. рассматривается судом в порядке административного судопроизводства, по правилам главы 22 КАС РФ.
В обоснование административного иска Половников Ю.С. указал, что на основании договора купли-продажи от <дата>, он является собственником земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес> площадь участка 531 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от <дата>.
23 мая 2015 года он обратился в МО Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области с жалобой о проведении проверки по факту нарушения К. его прав, путем ограничения прав собственности земельного участка и ухудшением качества земли в результате деятельности владельца смежного участка, а также нарушения норм земельного и градостроительного законодательства, ввиду возведения объекта капитального строительства, но МО отказалось проводить проверку, сославшись на отсутствие соответствующих полномочий, что подтверждается письмом № <дата>. Статья 1 Земельного кодекса РФ закрепляет, что отношения по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы. Эта же статья определяет принцип охраны земли как приоритетный. В статье 12 Земельного кодекса РФ озвучено, что целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, а также обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению.
Согласно ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования (сельского поселения) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 20 ст. 14 указанного Закона, в числе других к вопросам местного значения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Также пунктом 1 статьи 72 ЗК РФ установлено, что под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. На основании вышеизложенного, просит: суд признать незаконным бездействие муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области, выразившееся в отказе провести проверку по его жалобе от 25 мая 2015 года и обязать муниципальное образование Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области осуществить проверку в рамках муниципального земельного контроля по его, Половникова Ю.С., жалобе от 25 мая 2015 года.
Административный истец Половников Ю.С. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного истца по доверенности Зырянов К.В. требования уточнил и просит суд признать незаконным бездействие муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области, выразившееся в отказе провести проверку по жалобе Половникова Ю.С. по существу; обязать муниципальное образование Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области рассмотреть заявление Половникова Ю.С. по существу, провести проверку, в случае выявления, что рассмотрение жалобы не входит в компетенцию органа направить жалобу в соответствующий орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов и уведомить Половникова Ю.С. о переадресации.
Представитель административного ответчика муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области по доверенности Родимова Ю.А требования Половникова Ю.С. не признала, суду пояснила, что заявление о признании незаконным бездействия органа муниципальной власти администрацией Кирово-Чепецкого района рассмотрено и не подлежит удовлетворению, так как пунктом 20 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля в границах поселения отнесены к вопросам местного значения городского или сельского поселения. Согласно п. 3 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации в отношении расположенных в границах городских и сельских поселений объектов земельных отношений муниципальный земельный контроль осуществляют органы местного самоуправления городских и сельских поселений.
Земельные участки Половникова Ю.С. (кадастровый №) и гражданина К. (кадастровый №) располагаются по адресному ориентиру: <адрес> следовательно, полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля в отношении указанных участков наделен орган местного самоуправления <адрес>.
В жалобе от 22.05.2015 Половников Ю.С. сообщает, что К. ограничены его права как собственника земельного участка, деятельность К. привела к ухудшению качества земли, возведением объекта капитального строительства К. нарушил нормы земельного и градостроительного законодательства. Проверка по факту данных сообщений является полномочием органов государственного земельного надзора.
На основании изложенного, по причине отсутствия соответствующих полномочий у администрации Кирово-Чепецкого района, в письме от <дата> № Половникову Ю.С. была дана рекомендация обратиться с заявлением о проведении проверки в <данные изъяты>
В заявлении о признании незаконным бездействия органа муниципальной власти Половников Ю.С. ссылается на статью 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указанной статьей регламентированы вопросы местного значения городского, сельского поселения, следовательно, перечисленные в статье полномочия не могут осуществляться органом местного самоуправления муниципального района. Таким образом, ссылка на данную статью несостоятельна. На основании вышеизложенного, требования о признании незаконным бездействия муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район, выразившегося в отказе в проведении проверки по жалобе Половникова Ю.С. от 25.05.2015 и возложении обязанности на муниципальное образование Кирово-Чепецкий муниципальный район об осуществлении проверки в рамках муниципального земельного контроля по жалобе Половникова Ю.С. от 25.05.2015 не подлежат удовлетворению в силу закона.
Суд, выслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, исследовав представленные письменные доказательства по делу, находит заявленные требования Половникова Ю.С. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 59-ФЗ) регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В силу статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В судебном заседании установлено, что административному истцу Половникову Ю.И. на основании свидетельства о государственной регистрации права № от <дата> принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес> площадь участка 531 кв.м.
25 мая 2015 года Половников С.Ю. обратился с жалобой в администрацию МО город Кирово-Чепецк, <данные изъяты> с просьбой провести проверку по факту нарушения К. его прав, путем ограничения прав собственности земельного участка и ухудшения качества земли в результате деятельности владельца смежного участка, а также норм земельного и градостроительного законодательства ввиду возведения объекта капитального строительства.
<дата> письмом за № администрация МО «Кирово-Чепецкий район» Кировской области сообщила Половникову Ю.С. о рассмотрении жалобы и отсутствии оснований для проведения проверки ввиду не наделения полномочиями по осуществлению земельного контроля.
В соответствии со ст. 11 Земельного Кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 71 Земельного Кодекса РФ государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора).
На основании п. 2 Положения о государственном земельном надзоре, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 года № 1 государственный земельный надзор в сфере самовольного занятия земельного участка, порчи земель осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
Таким образом, отказ МО «Кирово-Чеппецкий район» Кировской области в проведении проверки по существу обращения истца не может быть расценен как бездействие органа местного самоуправления, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, указанным ответом не нарушены и не оспорены права, свободы и законные интересы Половникова Ю.С. и не созданы препятствия к осуществлению этих прав, свобод и реализации законных интересов, а также не возложены какие-либо обязанности.
Отклоняя заявление Половникова Ю.С., суд исходит из того, что администрация МО «Кирово-Чепецкий район» Кировской области при рассмотрении обращения действовала в пределах предоставленных ей полномочий, при направлении ответа Половникову Ю.С. о рассмотрении его обращения ею были соблюдены требования законодательства: истцу был направлен ответ, при направлении ответа на обращения были соблюдены сроки рассмотрения указанных обращений.
Защита права собственности от посягательств третьих лиц, согласно действующему законодательству (ст. 304 ГК РФ) может быть осуществлена только собственником, коим является административный истец Половников Ю.С., своим отказом МО «Кирово-Чепецкий район» не создало никаких препятствий к реализации указанного права истца.
Кроме того, исходя из имеющихся сведений Половников Ю.С. самостоятельно обратился в <данные изъяты> с просьбой провести проверку по факту нарушения К. его прав, путем ограничения прав собственности земельного участка и ухудшения качества земли в результате деятельности владельца смежного участка, а также норм земельного и градостроительного законодательства ввиду возведения объекта капитального строительства, поэтому у МО «Кирово-Чепецкий район» не было необходимости в перенаправлении указанной жалобы на рассмотрение иных органов.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования Половникова Ю.С. о признании незаконным бездействия муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области, выразившееся в отказе провести проверку по жалобе Половникова Ю.С. от 25.05.2015 по существу; об обязании Муниципальное образование Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области рассмотреть заявление Половникова Ю.С. по существу, провести проверку, в случае выявления, что рассмотрение жалобы не входит в компетенцию органа направить жалобу в соответствующий орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов и уведомить Половникова Ю.С. о переадресации удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 226-228, 175-170 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявленных исковых требований Половникова Ю.С. о признании незаконным бездействия муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области об отказе в проведении проверки, обязании рассмотреть заявление Половникова Ю.С. по существу, проведении проверки либо направлении жалобы Половникова Ю.С. в компетентный орган – отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области.
Председательствующий судья О.А. Романова
Мотивированное решение составлено 22 сентября 2015 года