Решение по делу № 2-314/2017 ~ М-299/2017 от 25.09.2017

Дело № 2-314/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

          пос. Гайны                                                                                         22 ноября 2017 года

           Гайнский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Зубовой Е.Н.,

при секретаре Исаевой А.А.,

с участием представителя истца Ошвинцева А.И.- Ошвинцевой Е.И.,

представителя ответчика - администрации Гайнского муниципального района Алейниковой Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ошвинцева Александра Ильича к администрации Гайнского муниципального района об обязании восстановить в очереди на получение жилищной субсидии,

у с т а н о в и л :

Ошвинцев А.И. обратился в суд с иском к администрации Гайнского муниципального района об обязании восстановить в очереди на получение жилищной субсидии. В обоснование своих требований указал, что он является участником программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, состоит в очереди по категории «инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства имеющие право на получение жилищной субсидии». При проверке учетного дела установлено, что он в период постановки на учет приобрел квартиру по адресу: <адрес>. Указанную квартиру он получил в дар от сестры ФИО1. В дарственной была указана ? доля однокомнатной квартиры, а вторая половина принадлежит родственникам мужа сестры. О том, что ? доля квартиры завещана ему, он долго ничего не знал, а когда узнал, квартира была разгромлена, окон и дверей не было, подвал был завален мусором, из-за этого пришлось отказаться от квартиры, так как денег на ремонт не было. Просит суд восстановить его в списках участников подпрограммы.

В судебном заседании представитель истца – Ошвинцева Е.И, на доводах, изложенных к исковом заявлении настаивала. Также указала, что в соответствии со ст. 6 ФЗ-125 наличие в собственности жилого помещения не должно лишать Ошвинцева А.И. права на получение субсидии.

    Представитель администрации Гайнского муниципального района – Алйенкиова Н.Л. в судебном заседании пояснила, что Ошвинцев А.И. был исключен из списка в связи с тем, что было установлено, что он в период постановки приобрел квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, квы.33. На основании ФЗ № 125-ФЗ от 25.10.2002 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» снятие Ошвинцева А.И. было обоснованным.

            Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление указали, что в соответствии с ФЗ № 125-ФЗ закрепляет в качестве условия возникновения права на получение субсидии отсутствие жилых помещений на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Факт приобретения жилья означает констатацию исчезновения такого условия для возникновения права на получение социальных выплат. Истец состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья с 2008 <адрес> этом, Мстцом не была предоставлена информация о наличии у него жилого помещения в <адрес>. Тем самым Истцом были нарушены требования вышеуказанных норм. Помимо этого, у Истца изменились условия, на основании которого он был поставлен на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии. Просят в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав объяснения сторон, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Такие дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Согласно преамбуле вышеназванного Федерального закона, данный Закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., в соответствии с нормами этого Федерального закона.

Абзац 1 ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ закрепляет право на получение жилищных субсидий за гражданами, прибывшими в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющими общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющими других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

В судебном заседании установлено, что Ошвинцев А.И. проживает на территории Гайнского района, т.е. местности, приравненной к районам Крайнего Севера до настоящего времени. На основании заявления от 26.09.2008 года Ошвинцев А.И. включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» категории инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства.

В силу положений статей 3 и 4 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту жительства таких граждан. Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879 (далее - Положение).

Пунктами 2, 3 и 4 указанного Положения предусматривается, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые, в свою очередь, к работе по постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, могут привлекать общественные жилищные комиссии.

В соответствии с пунктами 24, 25 указанного Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пунктах 17 и 18 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.

Согласно п. 20 Положения, в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, гражданам предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.

Подпунктом «д» п. 21 Положения установлено, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам).

Из анализа изложенных правовых норм следует, что федеральный законодатель установил право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также выехавших из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г. на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии, и закрепил в качестве условий его возникновения наряду с иными условиями - отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость в улучшении жилищных условий. Сам факт постановки органом местного самоуправления гражданина на учет для получения жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечет возникновение у этого гражданина права на получение единовременной социальной выплаты с соблюдением очередности по дате подачи соответствующего заявления.

Таким образом, с учетом характера и назначения рассматриваемых выплат, при решении вопроса о снятии с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, юридическое значение имеет установление факта прекращения (утраты) права гражданина на получение социальной поддержки.

Как установлено в судебном заседании, решением комиссии по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по Гайнскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ семья Ошвинцева А.И. исключена из списка граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» как не соответствующая Порядку учета граждан, согласно федеральному законодательству, в связи с тем, что Ошвинцев А.И. в период постановки приобрел квартиру по адресу: <адрес>, находящуюся за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Согласно выписке из ЕГРП Ошвинцев Александр Ильич в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имел в общей долевой собственности (1/2 доли) квартиры, расположенной по адресу <адрес>, площадью <данные изъяты>.м. Основание регистрации – свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ

Установив вышеизложенные обстоятельства спора, и принимая во внимание, что Ошвинцев И.А. стоял в очереди на получение жилищного сертификата, имел в собственности жилое помещение, расположенное за пределами района, приравненного к районам Крайнего Севера, при этом в администрацию Гайнского муниципального района указанные сведения не сообщил, то есть не исполнил свою обязанность о предоставлении регистрирующим органам достоверных сведений, и продолжал состоять на учете в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, что в свою очередь лишило органы местного самоуправления возможности проверить в рамках предоставленных им полномочий, законность и обоснованность сохранения за истцом права состоять на учете в соответствующей очереди на получение жилищного сертификата. Данные обстоятельства, сами по себе являлись основанием, для снятия с учета в качестве, нуждающихся в переселении из районов Крайнего Севера.

То обстоятельство, что жилое помещение было отчуждено, основаниями для удовлетворения исковых требований не являются, поскольку снятие с учета не лишает истца права вновь встать на данный учет в связи с изменившимися обстоятельствами - отсутствие жилья в других регионах Российской Федерации либо признание нуждающимся в улучшении жилищных условий, вместе с тем не может служить основанием для сохранения даты постановки на соответствующий учет и очередности предоставления жилищной субсидии.

Ссылки представителя истца на положения статьи 6 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" являются необоснованными и основаны на ошибочном толковании норм материального права.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что исковые требования Ошвинцева А.И. удовлетворению не подлежат.

    Руководствуясь ст. ст. 198, 197 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении заявленных требований Ошвинцеву Александру Ильичу отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение месяца через Гайнский районный суд.

Председательствующий:       подпись                               Е.Н. Зубова

Копия. Судья                                                                       Е.Н. Зубова

2-314/2017 ~ М-299/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ошвинцев Александр Ильич
Ответчики
Администрация Гайнского муниципального района
Другие
Ошвинцева Елена Ильинична
Министерство строительства и архитектуры Пермского края
Суд
Гайнский районный суд Пермского края
Судья
Зубова Екатерина Николаевна
Дело на странице суда
gaynsky--perm.sudrf.ru
25.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.09.2017Передача материалов судье
26.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.10.2017Судебное заседание
31.10.2017Судебное заседание
22.11.2017Судебное заседание
27.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2018Дело оформлено
17.05.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее