Дело № 2- 1291/17
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Добрянка 07 ноября 2017 года
Добрянский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Вагановой К.Б.,
при секретаре Анфаловой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в Добрянском суде гражданское дело по иску ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан к Токареву Алексею Александровичу о взыскании ущерба,
установил:
ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан обратилось в Добрянский районный суд Пермского края с иском к Токареву Алексею Александровичу о взыскании ущерба.
Согласно тексту искового заявления ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан просит суд взыскать с Токарева А.А. денежные средства в сумме 77 234 руб.
Требования мотивированы тем, что 21 апреля 2015 года г. при осуществлении весового контроля на 71 км. автодороги Юлдыбаево- Акъяр Сара сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ было произведено взвешивание транспортного средства: седельный тягач марки <данные изъяты>, регистрационный номер №, принадлежащего ООО «Электропит», под управлением водителя Токарева А.А. Согласно свидетельству о регистрации транспортного средства на грузовой автомобиль транспортное средство принадлежало ООО «Электропит». На момент взвешивания, было передано по договору аренды Токареву А.А. В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а так же отсутствие специального разрешения, на перевозку тяжеловесного груза. По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля был составлен акт № 402 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 21 апреля 2015 г. В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства, сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила 77 234руб. Указанная сумма в добровольном порядке в 10-дневный срок, как предусмотрено актом взвешивания, уплачена не была. ГКУ Служба весового контроля РБ направила в адрес ответчика Токарева претензионное письмо № 7043 и от 25 июля 2015 г. о необходимости уплаты суммы ущерба, однако денежные средства в возмещение ущерба также уплачены не были.
Представитель ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежаще и своевременно в соответствии со ст. 113 ГПК РФ, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Ответчик Токарев А.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежаще и своевременно, ходатайств об отложении судебного заседания суду не заявлял. Материалы дела содержат доказательства, свидетельствующие о том, что суд заблаговременно известил ответчика Токарева А.А. о судебном заседании. Суд расценивает факт неявки Токарева А.А. в судебное заседание как злоупотребление своим процессуальным правом по явке в суд. Уклонившись от явки в судебное заседание, Токарев А.А. самостоятельно распорядился принадлежащим ему процессуальным правом, не принял участие в судебном заседании, следовательно, сам должен нести неблагоприятные последствия собственного бездействия. По мнению суда, Токаревым А.А. не представлено суду безусловных и объективных доказательств, свидетельствующих об уважительности причины его неявки в суд. Письменных возражений от Токарева А.А. суду не представлено. Токарев А.А. не был лишен возможности направить в суд представителя либо письменные возражения на заявленные исковые требования. Данное поведение Токарева А.А. свидетельствует о его безразличном отношении к данному спору. С учетом изложенного, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие ответчика Токарева А.А.
Представитель ООО «ЭлектроПит» в суд не явился, извещен судом, надлежащим образом.
Согласно ст. 234 ГПК РФ с учетом мнения стороны истца, дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии с п. 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04. 2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», тяжеловесный груз это груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению № 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению № 2 к указанному постановлению.
Предельно допустимые габариты транспортных средств, предельно допустимые осевые нагрузки и предельно допустимые массы транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов, определены Правительством Российской Федерации в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства Российской Федерации от 15.04. 2011 г. № 272).
В соответствии с п. 2.1 ст. 30 ФЗ РФ от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», временное ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.02.2012 г. № 50 «О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения» утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения. В соответствии с положениями п.п. 1.2-1.5 указанного Порядка акт о временном ограничении или прекращении движения транспорта по автомобильных дорогам регионального или межмуниципального значения издается либо Правительством Республики Башкортостан, либо уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Республике Башкортостан или подведомственными ему организациями.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 12.02 2013 г. № 145-р на автомобильных дорогах республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 1 по 30 апреля 2013 года было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения (далее - временное ограничение движения) с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, согласно приложениям 1, 2 и 3 к указанному распоряжению. При превышении указанных показателей проезд транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Российской Федерации причиняет вред автомобильным дорогам.
Согласно постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 17.07.1998 г. № 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб и влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ФЗ РФ № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения.
Для получения вышеуказанного специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством (ч. 3 ст. 31 ФЗ РФ № 257-ФЗ).
Положениями п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 г. № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», предусмотрено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
В специальном разрешении, таким образом, указываются сверхнормативные весовые параметры транспортного средства ущерб, от проезда которого заранее возмещен владельцем транспортного средства при получении такого разрешения.
Соблюдение владельцами транспортных средств весовых параметров транспортных средств (допустимых нормативно или декларируемых при получении специального разрешения) при осуществлении перевозок тяжеловесных грузов осуществляется в ходе весового контроля.
В соответствии с ч. 5 ст. 31 ФЗ РФ № 257-ФЗ порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Указанным федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта РФ (на основании п. 5.2.53.30 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. № 395).
Приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 г. № 125 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля.
В соответствии с п. 2.2.2 Порядка на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения весовой контроль осуществляется Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно п. 2.2.2.1.2 взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.
Владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на праве оперативного управления в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15.02. 2013 г. № 166-р является Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан.
В соответствии с Соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, заключенному между Государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан и ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан, утвержденного Председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству 27.11.2012 г., ГКУ Служба весового контроля РБ приняла на себя обязанности по осуществлению полномочий ГКУ УДХ РБ как владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, закрепленных за ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления, согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.02 2012 г. № 28 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения».
Согласно пп. «а» п. 1.1 указанного соглашения ГКУ Служба весового контроля РБ принимает предусмотренные п. 2.2.1.1.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных от 27.04.2011 г. № 125 полномочия по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения.
Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, осуществляется сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ на пунктах весового контроля, оснащённых весовым оборудованием, производящим проверку весовых параметров в статическом режиме.
Результатом взвешивания является определение весовых параметров транспортного средства (полной массы и нагрузки на ось транспортного средства), на предмет их соответствия или расхождения с весовыми параметрами, установленными распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 12.02.2013 г. № 145-р или указанными в специальном разрешении.
Юридическим фактом взвешивания является составление акта по результатам взвешивания транспортного средства в соответствии с п.п. 2.1.1.2.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 27.04.2011 г. № 125.
Согласно п. 2, 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 г. № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных по автомобильным дорогам РФ», из фактов превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства, следует обязанность владельца транспортного средства возместить вред, причиненный автомобильным дорогам проездом транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных грузов.
Согласно ч. 9 ст. 31 ФЗ РФ № 257-ФЗ, размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01.03.2010 г. № 59 «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения», утверждается размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, а также размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Учитывая вышеизложенные нормы права, для правильного рассмотрения дела необходимо установить законного владельца транспортного средства, на которого в силу ч. 2 п. 1 ст. 1079 ГК РФ может быть возложена обязанность по возмещению вреда.
Для наступления деликтной ответственности в соответствии с указанной нормой необходимо наличие состава правонарушения. При этом, на потерпевшем лежит обязанность доказать факт причинения вреда, его размер, а также то обстоятельство, что причинителем вреда является именно то лицо, которое указывается в качестве ответчика (причинную связь между его действиями и нанесенным ущербом). В свою очередь, причинитель вреда доказывает, что вред причинен не по его вине.
Из материалов дела следует, что 21 апреля 2015 года г. при осуществлении весового контроля на 71 км. автодороги Юлдыбаево- Акъяр Сара сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ было произведено взвешивание транспортного средства: седельный тягач марки <данные изъяты>, регистрационный номер №, принадлежащего ответчику, под управлением водителя Токарева А.А.
По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля был составлен акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось № 402 (л.д. 30), согласно которому сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила 77 234 руб.
При вынесении решения суд принимает во внимание, что Акт подписан водителем транспортного средства, который возражений относительно результатов взвешивания транспортного средства в нем не отразил и о проведении контрольного взвешивания не заявлял. Названный акт в установленном законом порядке оспорен не был, доказательств недостоверности указанных в нем сведений в материалах дела не содержится, и ответчиком таковых суду представлено не было.
26 июля 2017 года г. ГКУ Служба весового контроля РБ направила в адрес Токарева А.А.. претензионное письмо (л.д.35).
Указанное обстоятельство Токаревым А.А. не оспорено, доказательств иного суду сторонами не представлено.
Размер задолженности указанный акт стороной ответчика не оспорен, доказательств погашения указанной задолженности ответчиком суду также не представлено. Доводы, приведенные в иске, ответчиком не опровергнуты. Суд проверив расчет, представленный истцом, не находит оснований ставить под сомнение его правильность, учитывая при этом, что ответчик своего расчета суду не представил.
Из материалов дела следует, что исковые требования ГКУ Служба весового контроля РБ предъявлены к физическому лицу Токареву А.А., как использовавшему автомобиль по договору аренды.
Таким образом, исковые требования ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан о взыскании с Токарева А.А. денежных средств в сумме 77 234 руб. подлежат удовлетворению.
В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2307,02 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 234-238 ГПК РФ, суд
решил:
Взыскать с Токарева Алексея Александровича в пользу ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан денежные средства в сумме 77 234 руб.
Взыскать с Токарева Алексея Александровича в доход местного бюджета госпошлину в сумме 2 307,02 руб.
Ответчик вправе подать в Добрянский районный суд Пермского края заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии решения.
Заочное решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд Пермского края в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления.
Судья К.Б. Ваганова
Не вступило в законную силу