РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 апреля 2020 года г. Сызрань
Сызранский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Бормотовой И.Е.
при секретаре Карпушкиной О.И.
рассмотрев административное дело №2а-147/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области к Конышкиной М.С. о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного иска, взыскании недоимки по транспортному налогу, пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Конышкиной М.С. о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного иска, взыскании недоимки по транспортному налогу, пени.
В обоснование заявленных требований указала, что Конышкина М.С. является налогоплательщиком имущественных налогов, в связи с наличием в собственности объектов налогообложения. В связи с чем, налоговым органом в адрес Конышкиной М.С. направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в срок. Однако в установленный законом срок ответчик не исполнил обязанность по уплате сумм налогов, в связи с чем налоговым органом начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Позднее в адрес налогоплательщика направлены требования об уплате налога №9789 от 07.02.2017, №11248 от 19.02.2018, №11059 от 05.02.2019. В установленный срок ответчик указанные требования не исполнил. Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области обратилась к Мировому судье судебного участка №158 Сызранского судебного района Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Конышкиной М.С. задолженности по налогам и пени. 22.10.2019 определением мирового судьи в принятии заявления о вынесении судебного приказа отказано в связи с тем, что требования не являются бесспорными. Ссылаясь на положения п.п. 1 п. 1 ст. 23, п. 4 ст. 31, ст. 48, п.п. 2, 4 ст. 52, п.п. 1,2,6 ст. 69, п. 3 ст. 75, п. 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ, п. 1 ст. 286 КАС РФ просит восстановить срок для обращения в суд в связи с большим объемом документооборота и загруженностью специалистов и взыскать с Конышкиной М.С. задолженность (недоимку) по транспортному налогу за 2015 год в размере 1424 рубля, за 2016 год в размере 1424 рубля, за 2017 год в размере 1424 рубля, пени в размере 84,18 рублей.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования поддерживает.
Административный ответчик Конышкина М.С., надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явилась, отзыв на административное исковое заявление в суд не представила, ходатайство об отложении дела не заявляла.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (п. 1 ч. 1).
Из ст. 400 Налогового кодекса РФ следует, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Частью 1 ст. 402 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Согласно ч. 1 ст. 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законом Самарской области от 06 ноября 2002 года № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» на территории Самарской области установлен и введен в действие транспортный налог. В соответствие со ст. 2 которого (в редакции Закона Самарской области от 30.11.2016 N 128-ГД, действующей на момент обязанности по оплате транспортного налога за 2017 год) ставка транспортного налога за транспортное средство до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно составляла 16 рублей, за транспортное средство свыше 120 л.с. (88,32 кВт) до 150 л.с. (110,33 кВт) включительно составляла 33 рубля.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч. 1 ст. 357 данного закона).
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ).
Часть 1 статьи 362 Налогового кодекса РФ предусматривает, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Положениями ст. 363 Налогового кодекса РФ установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч. 1).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта (ч. 3).
В силу ст. 52 Налогового кодекса РФ - налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Положениями ст. 69 Налогового кодекса РФ установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ч. 1).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (ч. 2).
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ч. 6).
В ст. 48 Налогового кодекса РФ указано, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ч. 1).
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч.2).Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 3).
В соответствии с положениями ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1) (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 №154-ФЗ, от 29.07.2004 №95-ФЗ, от 27.07.2006 №137-ФЗ, от 27.11.2010 №306-ФЗ, от 03.07.2016 №243-ФЗ).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2).
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога (п. 4).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5).
Из материалов дела, в частности, сведений, представленных органами, осуществляющими государственную регистрацию, судом установлено, что в налоговый период 2015-2017 год за Конышкиной М.С. значились зарегистрированными объекты налогообложения:
- транспортное средство Богдан 211040-81, с регистрационным знаком №, мощностью 89 л.с. (л.д.20).
ИФНС произведен расчет налогов, подлежащих уплате за указанное налогооблагаемое имущество, и административному ответчику направлены налоговые уведомления:
- №97413734 от 04.09.2016 об уплате в срок до 01.12.2016 транспортного налога в размере 1424 рубля;
- №32680544 от 21.09.2017 об уплате в срок до 01.12.2017 транспортного налога в размере 1424 рубля;
- №55220588 от 23.08.2018 об уплате в срок до 03.12.2018 транспортного налога в размере 1424 рубля.
Направление налоговых уведомлений ответчику подтверждается списком заказных писем №103752 от 24.09.2016, №49 от 17.10.2017, №758275 от 13.09.2018 (л.д.23-25).
В связи с выявленной недоимкой по уплате налога в соответствии с п.1 ст. 75 Налогового кодекса РФ начислены пени и административному ответчику направлены требования:
- №9789 об уплате налоговой задолженности по состоянию на 07.02.2017 (на общую сумму недоимки по налогам 1424 рубля и пени в размере 31,80 рублей) в срок до 12.04.2017;
- №11248 об уплате налоговой задолженности по состоянию на 19.02.2018 (на общую сумму недоимки по налогам 1424 рубля и пени в размере 29,36 рублей) в срок до 04.04.2018;
- №11059 об уплате налоговой задолженности по состоянию на 05.02.2019 (на общую сумму недоимки по налогам 1424 рубля и пени в размере 23,02 рублей) в срок до 02.04.2019.
Направление требований №9789 и №11248 подтверждено списком заказных писем №244557 от 09.02.2017, №580496 от 26.02.2018 (л.д.21-22).
Доказательств направления налогоплательщику налогового требования №11059 ИФНС не представлено.
Определением мирового судьи судебного участка № 158 Сызранского судебного района Самарской области от 22.10.2019 в принятии заявления ИФНС о выдаче судебного приказа на взыскание с административного ответчика задолженности по налоговому требованию №11059 отказано в связи с пропуском срока подачи заявления, установленного п.2 ст. 48 Налогового кодекса РФ.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ИФНС в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.
В соответствии с абз.3 п.1 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Согласно п.2 этой же статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом:
- если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей;
- если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу ч.2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п.3 ст.48 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых, налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Из материалов дела следует, что административный истец просит взыскать задолженность за периоды 2015 год - в размере 1424 рубля, за 2016 год – 1424 рубля, за 2017 год - в размере 1424 рубля и пени в размере 84,18 рублей, соответственно, в данном случае, срок обращения в суд подлежит исчислению в соответствии с правилами абз.2 п.2 ст.48 НК РФ, то есть в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования №11059, то есть когда сумма недоимки превысила 3000 рублей.
Из материалов дела следует, что срок обращения в суд по налоговому требованию №11059 истек 02.10.2019, к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа МРИФНС №3 обратился 21.10.2019, то есть по истечении срока, установленного ст.48 Налогового кодекса РФ и ч.2 ст.286 КАС РФ.
Судебный приказ на взыскание недоимки не выдавался, соответственно не отменялся.
В суд с рассматриваемым административным исковым заявлением ИФНС обратилась 20.02.2020, то есть по истечении срока, установленного ст.48 Налогового кодекса РФ и ч.2 ст.286 КАС РФ.
В соответствии с ч.1 ст.95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный КАС РФ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Административным истцом при подаче административного иска заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд. В качестве причины пропуска срока истец ссылается на большой объем документооборота и загруженность специалистов.
По мнению суда, приведенная административным истцом причина пропуска процессуального срока, не является уважительной, поскольку к уважительным причинам относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также столь существенное несоблюдение срока, установленного для обращения в суд, не может быть мотивировано высокой загруженностью и проведением работы по взысканию налогов. Налоговый орган представляет интересы государства в процессе налогообложения и должен принимать все меры к соблюдению установленного порядка взыскания налогов, в том числе своевременному обращению за взысканием недоимки в судебном порядке (ст.ст. 32, 33 Налогового кодекса РФ).
Доказательств наличия иных обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному обращению в суд, ИФНС не представлено. При установленных обстоятельствах оснований для восстановления пропущенного процессуального срока не имеется.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012г. № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение ИФНС установленных законодательством сроков обращения в суд с заявлением о взыскании налога является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Положением ч.5 ст.180 КАС РФ предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, судья
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы Российской Федерации №3 по Самарской области к Конышкиной М.С. о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного иска, взыскании обязательных платежей - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Сызранский районный суд Самарской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 20.04.2020.
Судья -