2-4619/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ. года
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Бойко О.С.
при секретаре Кочетковой О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах РФ, неопределенного круга лиц к ответчик об обязании разработки проекта,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеназванным иском. Свои требования мотивировал тем, что межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства об отходах производства и потребления, охране поверхностных водных объектов ответчик» осуществляющим деятельность по разведению крупного рогатого скота, лошадей и эксплуатации площадок для временного складирования (буртования) навоза, расположенных по адресу: Адрес. Установлено, что деятельность данного юридического лица не отвечает требованиям действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и подлежит приведению в соответствии с действующим законодательством по следующим основаниям. В нарушение норм действующего законодательства, ответчик осуществляет свою деятельность по разведению крупного рогатого скота и эксплуатации площадок временного хранения (буртования) навоза в отсутствие разработанного и согласованного проекта обоснования ориентировочного размера санитарно-защитной зоны и санитарно-эпидемиологического заключения на указанный проект. За указанное правонарушение ДД.ММ.ГГГГ. г. истцов в отношении ответчика возбуждено дело об административном правонарушении по ст.6.3 КоАП РФ. Кроме того, генеральному директору ответчик вынесено представление об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Учитывая, что до настоящего времени ответчик» не разработало проект обоснования ориентировочного размера санитарно-защитной зоны, соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. Невыполнение ответчиком требований природоохранного законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения препятствует надлежащей реализации положений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Прокурор в судебном заседании настаивал на исковых требованиях.
Представитель ответчика Тулупов И.В. в судебном заседании исковые требования не признал, возражал и просил отказать в требованиях по тем основаниям, что ссылка истца на заключение №....ДД.ММ.ГГГГ..Т№... от ДД.ММ.ГГГГ. г. на проект временного размещения до ДД.ММ.ГГГГ. г. площадок для буртования навоза ответчик», согласно которому объекты ответчика были отнесены к 3 классу опасности с ориентировочной санитарно-защитной зоной 300 метров, не может быть принята во внимание, поскольку данное заключение, как отмечено выше, было выдано в отношении временно размещавшихся объектов, сроком до ДД.ММ.ГГГГ. г. и в настоящее время окончило свое действие. Кроме того, для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов 1-3 классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Для ответчика деятельность по хранению указанных отходов не является профильной, для данной отрасли предприятие использует лишь отдельные объекты, но никак не всю территорию предприятия.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; независимость контроля в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; сохранение биологического разнообразия; обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры; участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды; международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
В силу п.1 ст.11 ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
На основании ст.39 ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. г. межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка деятельности ответчик» л.д.12-17).
Ростехнадзором ответчик установлен лимит размещения отходов производства и потребления для завода, согласно утвержденному перечню л.д.18).
Как установлено в суде, в ДД.ММ.ГГГГ. г. ответчик разработало проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу л.д.38).
В настоящее время указанный проект утратил силу.
Прокуратурой в адрес ответчика направлялось представление л.д.52-54).
В ответ на представление ответчик ответило, что проводится работа по восстановлению защитной обваловки буртов навоза, а также решается вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц л.д.56).
Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, обвалка буртов произведена, что является достаточным для завода и проект не требуется.
Кроме того, как пояснил представитель в настоящее время ведется работа по пролонгации ранее существовавшего проекта, однако, в настоящее время проект не продлен.
В соответствии со ст.44 ФЗ здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.
Ст.52 ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.
В силу ст.1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Ст.12 ФЗ предусмотрено что, при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
На основании п.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
П.1.4. устанавливает, что санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций.
П.1.5 указывает, что санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
П.2.5 устанавливает необходимость отделения санитарных зон.
Согласно п.3.1 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в настоящих правилах.
В силу п.7.1.11 площадки буртования навоза относятся к 3 классу опасности объектов и производств агропромышленного комплекса и малого предпринимательства.
Доводы представителя ответчика о том, что создание зон буртования достаточно для завода не состоятельны, поскольку нормами действующего законодательства определены указанные зоны и классы опасности.
При таких обстоятельствах суд находит требования истца подлежащими удовлетворению, однако, поскольку при подаче иска был определен срок разработки проекта до ДД.ММ.ГГГГ. г., суд находит данный срок несостоятельным и возможным продлить его до ДД.ММ.ГГГГ. года.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Обязать ответчик» разработать проект обоснования ориентировочного размера санитарно-защитной зоны предприятия и площадок временного складирования (буртования) отходов (навоза), отвечающий требованиям действующего законодательства и получить в Управлении Роспотребнадзора по Московской области решение и санитерно-эпидемиологическое заключение на проект до ДД.ММ.ГГГГ. года.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Одинцовский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.
Федеральный судья О.С.Бойко