Дело № 2-342/2015 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2015 года
с. Лопатино Пензенской области
Лопатинский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Абрамова А.М.,
с участием представителя заявителя помощника прокурора прокуратуры Лопатинского района Пензенской области Алдонина К.Ю.,
представителя заинтересованного лица администрации Чардымского сельсовета Лопатинского района Пензенской области главы Поповой Т.В.,
при секретаре Давыдовой Э.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Лопатинского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации Чардымского сельского совета Лопатинского района Пензенской области и понуждении совершить действие,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лопатинского района Пензенской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц об оспаривании бездействия администрации Чардымского сельсовета Лопатинского района Пензенской области и понуждении совершить действие, указав в обоснование своих требований на то, что прокуратурой района совместно с государственным инспектором ОГИБДД Ое МВД РФ по Лопатинскому району 25.08.2015 года была проведена проверка исполнения законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения на территории Чардымского сельсовета Лопатинского района в селе Бузовлево. В ходе проведения проверки было установлено, в нарушение ГОСТ Р 52289-2004 перекресток улиц Центральная и Школьная в с. Бузовлево оснащен знаками дорожного движения 2.4 «Уступите дорогу», 2.1 «Главная дорога» и 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход». Расстояние видимости данных знаков менее 100 м, ввиду того, что видимость знаков ограничена зелеными насаждениями (кустарниками и деревьями).
В связи с выявленными нарушениями затруднено движение транспортных средств, создаются помехи движению транспортных средств, и возникает угроза безопасности участникам дорожного движения.
Автодороги улиц Центральная и Школьная являются собственностью муниципального образования – Чардымский сельсовет Лопатинского района Пензенской области и являются муниципальными дорогами общего значения. Следовательно, обязанность по ее содержанию и обеспечению соответствия состояния дороги в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на администрацию Чардымского сельсовета.
Таким образом, администрация Чардымского сельсовета, не принимая действенных мер по обеспечению безопасности людей, существенно нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории Чардымского сельсовета. Бездействие администрации Чардымского сельсовета выражено в невыполнении предусмотренных законом обязанностей по осуществлению надлежащего контроля за состоянием дорог.
Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Чардымского сельсовета ввиду непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог, установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам и обязать администрацию Чардымского сельсовета Лопатинского района Пензенской области произвести вырубку зеленых насаждений, ограничивающих видимость знаков дорожного движения 2.4 «Уступите дорогу», 2.1 «Главная дорога» и 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», установленных на перекрестке улиц Центральная и Школьная в с. Бузовлево Лопатинского района Пензенской области.
В судебном заседании помощник прокурора Лопатинского района Алдонин К.Ю. заявленные требования поддержал, дал объяснения, аналогичные содержанию заявления.
Представитель заинтересованного лица - администрации Чардымского сельского совета Лопатинского района Пензенской области глава Попова Т.В. признала требования прокурора в полном объеме, подтвердила обстоятельства, изложенные прокурором в заявлении.
Представитель заинтересованного лица отделения ОГИБДД Отделения МВД РФ по Лопатинскому району Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения был извещен надлежащим образом, в заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования прокурора поддерживает, просит их удовлетворить.
Суд считает требования прокурора обоснованными, поскольку они подтверждаются объяснениями сторон и исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.95 г. основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч.4 ст. 6 данного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 1 Закона Пензенской обл. от 16.10.2014 N 2626-ЗПО "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движении» № 196-ФЗ от 10.12.95 ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Требования, касающиеся применения и эксплуатации дорожных знаков, включены в ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст).
В соответствии с п. 4.3 ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст), знаки и светофоры размещают таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых они предназначены, и не были закрыты какими-либо препятствиями (рекламой, зелеными насаждениями, опорами наружного освещения и т.п.), обеспечивали удобство эксплуатации и уменьшали вероятность их повреждения.
Согласно п. 5.1.4. - расстояние видимости знака должно быть не менее 100 м.
Статья 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-03 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» устанавливает классификацию автомобильных дорог - автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
автомобильные дороги федерального значения;
автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
автомобильные дороги местного значения;
частные автомобильные дороги.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значений поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Статья 6 вышеуказанного ФЗ устанавливает, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения частных автомобильных дорог.
Кроме того, ст. 14 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относит владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Статья 215 Гражданского Кодекса РФ предусматривает, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Как видно из акта проверки исполнения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в с. Бузовлево Лопатинского района от 25.08.2015 года на территории, прилегающей к перекрестку улиц Центральная и Школьная, дорожные знаки «Пешеходный переход», «Уступи дорогу», «Главная дорога» установлены в не просматриваемой для водителей зоне, а именно обзорность указанных дорожных знаков ограничена растущими в непосредственной близости от дорожных знаков деревьями и кустарниками (л.д.7). Данный факт подтверждается также фототаблицами (л.д.8-12).
В связи с выявленными нарушениями затруднено движение транспортных средств, создаются помехи движению транспортных средств, возникает угроза участникам дорожного движения.
Автодороги улиц Центральная и Школьная с. Бузовлево являются собственностью муниципального образования – Чардымский сельсовет Лопатинского района Пензенской области и являются муниципальными дорогами общего значения. Следовательно, обязанность по ее содержанию и обеспечению соответствия состояния дороги в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на администрацию Чардымского сельсовета.
Бездействие администрации Чардымского сельсовета выражено в невыполнении предусмотренных законом обязанностей по осуществлению надлежащего контроля за состоянием дорог.
В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.
Таким образом, администрация Чардымского сельского совета Лопатинского района не выполняя требования федерального закона «О безопасности дорожного движения», не принимая действенных мер по обеспечению безопасности людей, существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории сельсовета. Поэтому обращение прокурора Лопатинского района в защиту прав граждан в силу ст.45 ГПК РФ является обоснованным, и его требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Лопатинского района Пензенской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Чардымского сельсовета ввиду непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог, установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
Обязать администрацию Чардымского сельсовета Лопатинского района Пензенской области произвести вырубку зеленых насаждений, ограничивающих видимость знаков дорожного движения 2.4 «Уступите дорогу», 2.1 «Главная дорога» и 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», установленных на перекрестке улиц Центральная и Школьная в с. Бузовлево Лопатинского района Пензенской области.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Лопатинский районный суд в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий: А.М. Абрамов