№ 12-114/2020
решение
г. Рыбинск |
07 мая 2020 года |
Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Косенкова О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и.о. генерального директора МУП городского округа город Рыбинск «Теплоэнерго» Сонина С.Н. на постановление №42/4053-76 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по
Ярославской, Костромской и Тверской областям, ведущего специалиста-эксперта
отдела государственного экологического надзора по Ярославской области -
Большаковой А.Э. от 10 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1. КоАП РФ, в отношении Муниципального унитарного предприятия городского округа город Рыбинск «Теплоэнерго»
установил:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской и Тверской областям, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области -
Большаковой А.Э. муниципальное унитарное предприятие городского округа город Рыбинск «Теплоэнерго» (далее МУП «Теплоэнерго») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде предупреждения
Из постановления следует: В адрес Межрегионального управления 03.12.2019г. от Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области поступила информация о фактах загрязнения р. Волга в результате сброса сточных вод из выпуска ливневой городской канализации № 33 по ул. Набережная Космонавтов д. 15-17 в г. Рыбинск, в который осуществляет сброс сточных вод МУП ГО г. Рыбинск «Теплоэнерго» котельная «Волжский» (далее -Котельная).
Согласно поступившей информации установлено следующее. 10.10.2019г. общественным инспектором по охране окружающей среды ФИО1 был зафиксирован сброс загрязненных сточных вод через организованную систему ливневой канализации городского коллектора № 33 с выпуском в р. Волга по ул. Набережная Космонавтов д. 15-17 в г. Рыбинск. Сточные ливневые воды интенсивно пенились.
Общественным инспектором ФИО1 отобраны пробы воды, переданы в группу промышленной санитарии центральной заводской лаборатории АО «ОДК-ГТ» для анализа.
Ливневой коллектор № 33 является муниципальной собственностью Администрации г. Рыбинск, проходит через промышленную площадку на которой находятся несколько юридических лиц: АО «ОДК-ГТ», АО «Русская механика», АО «ЭНМАШ». МУП ГО г. Рыбинск «Теплоэнерго» котельная «Волжский», АО «КП «Волжский».
Общественным инспектором ФИО1 установлено, что в выходной день 10.10.2019г. работали 2 предприятия: МУП «Теплоэнерго» и АО «Русская механика».
Анализ состава сточных вод (протокол КХА б/н от 19.11.2019г.) показал очень высокую кислотность рН - 2.6, большое содержание сульфатов - 748 мг/дмЗ, магний - 67,4 мг/дмЗ, железо - 1.92 мг/дмЗ, низкие показатели АПАВ.
МУП «Теплоэнерго» на Котельной осуществляет регенерацию водородкатионных фильтров первой и второй ступени химводоочистки (промывки катионита от продуктов регенерации), в процессе используется серная кислота. Кроме того, при проведении внутреннего мониторинга сточных вод промышленной площадки предприятия (система канализации площадки общая) лаборатория АО «ОДК-ГТ» в разные временные промежутки регистрировала повышение температуры сточных ливневых вод до 60 °С, в контрольном колодце котельной № 180 также регистрировало многократное повышение сульфатов, хлоридов, кальция.
Котельная не имеет локальных очистных, а ливневые коллекторы не оборудованы системой очистки сточных вод. Сточная вода напрямую без очистки попадает в р. Волга.
На данное постановление подана жалоба и.о. генерального директора МУП городского округа город Рыбинск «Теплоэнерго» Сониным С.Н. В жалобе ставится вопрос об отмене постановления в связи с недоказанностью события административного правонарушения.
В судебное заседание законный представитель или защитник МУП «Теплоэнерго» не явились.
Должностное лицо – представитель Росприроднадзора в судебное заседание не явился.
Изучив материалы дела, прихожу к выводу, что постановление о назначении административного наказания подлежит отмене.
В силу ч.1 ст. 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Согласно ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В протоколе об административном правонарушении № 42/4053-76 указано, что юридическое лицо - МУП «Теплоэнерго», допустило нарушение требований к охране водных объектов, которое повлекло загрязнение водного объекта (река Волга), что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ.
Вместе с тем по ст. 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.
Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, влечет административную ответственность по п.4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002.. № 7-ФЗ юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления окружающей среды, рационального использования, воспроизводства природных ресурсов. Указанные лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Статьей 56 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006. № 74-ФЗ установлены требования к охране водных объектов, в том числе запрет на сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Установление химического состава воды и наличие радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений (органолептических показателей) производится путем отбора проб исследуемой воды и последующего определения ее состава.
Из протокола об административном правонарушении следует, что 10.10.2019г. общественным инспектором по охране окружающей среды ФИО1 был зафиксирован сброс загрязненных сточных вод через организованную систему ливневой канализации городского коллектора № 33 с выпуском в р. Волга по ул. Набережная Космонавтов д. 15-17 в г. Рыбинск. Сточные ливневые воды интенсивно пенились. Общественным инспектором ФИО1 отобраны пробы воды, переданы в группу промышленной санитарии центральной заводской лаборатории АО «ОДК-ГТ» для анализа.
Вместе с тем, согласно статье 26.5 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы.
О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 настоящего Кодекса.
В настоящем деле об административном правонарушении указанные процессуальные требования нарушены: отборы проб воды произведены не лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении; протокол о взятии проб в порядке статьи 27.10 КоАП РФ не составлялся, в материалах дела отсутствует.
К участию в отборе проб в силу пункта 2 части 2 статьи 25.8 КоАП РФ может быть привлечен специалист. Однако, он не вправе самостоятельно совершать данные процессуальные действия.
Таким образом, отбор проб воды произведен с существенным нарушением требований процессуальных норм КоАП РФ.
Поскольку дело рассмотрено должностным лицом с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, постановление №42/4053-76 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по
Ярославской, Костромской и Тверской областям, ведущего специалиста-эксперта
отдела государственного экологического надзора по Ярославской области -
Большаковой А.Э. от 10 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1. КоАП РФ, в отношении Муниципального унитарного предприятия городского округа город Рыбинск «Теплоэнерго» подлежит отмене.
На настоящий момент срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел, согласно ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление №42/4053-76 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской и Тверской областям, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области-Большаковой А.Э. от 10 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1. КоАП РФ, в отношении Муниципального унитарного предприятия городского округа город Рыбинск «Теплоэнерго»- отменить.
Возвратить дело на новое рассмотрение в Верхне-Волжское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья О.В. Косенкова