№ 12-76/2014
Р Е Ш Е Н И Е
г.Сибай 18 июня 2014 года
Сибайский городской суд Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Суфьяновой Л.Х.,
с участием Гайсиной Л.Ф., в отношении которой вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ее представителя Хисамитдиновой А.Ч.,
представителя ОНД г.Сибай МЧС России Файзуллина Ф.Ф.,
рассмотрев в открытом заседании жалобу Гайсиной Л.Ф. на постановление государственного инспектора г. Сибай по пожарному надзору Ергизова Р.Ю. от 05 мая 2014 года по ч.ч.1, 3, 4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Из вышеуказанного оспариваемого постановления государственного инспектора по пожарному надзору г.Сибай следует, что начальник обособленного структурного подразделения Сибайский почтамт Управления федеральной почтовой связи Республики Башкортостан - филиала ФГУП «Почта России» Гайсина Л.Ф.. подвергнута административному штрафу в размере <данные изъяты> рублей по ч.1, ч.3 и ч.4 ст.20.4 КоАП РФ за нарушения требований пожарной безопасности, в частности 1). на объекте не хранится исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утверждены постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390); руководитель организации не обеспечил проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации) (п. 63 Правил противопожарного режима в РФ, утверждены постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390); что составляет состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ. 2). линии электроснабжения в отделениях почты не имеют устройства защитного отключения, предотвращающие возникновение пожара при неисправности электроприемников (ч.4 ст. 82 ФЗ № 123 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности), что составляет состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.20.4 КоАП РФ. 3). не обеспечено исправное состояние средств пожарной сигнализации в помещениях отделений связи <адрес> (п. 61. Правил противопожарного режима в РФ, утверждены постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390); помещение СУДП (<адрес> а), клиентурный зал (<адрес>) не защищено автоматической пожарной сигнализацией (п. 14 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»); в отделениях почты не обеспечена раздельная передача извещения о пожаре и о неисправности в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство (п. 12.48* НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»), что составляет состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.
Обращаясь с жалобой Гайсина Л.Ф. просит отменить указанное постановление, мотивируя это тем, что обособленное структурное подразделение Сибайский почтамт является учреждением, которое финансируется за счет средств ФГУП «Почта России». Собственных средств на оперативное решение вопросов ремонта и обслуживания здания не имеет. Работы, указанные в постановлении, запланированы УФПС РБ «Почта России» в 3 и 4 квартале 2014г. на основании гарантийного письма. В связи с проведением замены телефонных номеров «Сибайским МУЭС» (ОАО «Башинформсвязь») в отделениях почтовой связи, расположенных по адресу: ОПС Сибай №7 РБ, г. Сибай, <данные изъяты>; ОПС Сибай №2 РБ, г. Сибай, ул. <данные изъяты> ОПС Сибай РБ, г. Сибай, <данные изъяты>; ОПС Страховой участок РБ, г. Сибай, ул. <данные изъяты>; ОПС Сибай №1 РБ, г, Сибай, <данные изъяты> была отключена система охранно-пожарной сигнализации, при этом договор на оказание охранных услуг и техническое обслуживание не был расторгнут, что в последствии создало дополнительные неудобства для принятия мер. Для устранения нарушений требований пожарной безопасности требуется определенное время, но в связи с постоянной сменой начальства до момента моего вступления на должность, этот вопрос своевременно не был разрешен в должном порядке. При вступлении ею на должность начальника ОСП Сибайкий почтамт охранно-пожарная сигнализация находилось в состоянии, не отвечающим требованиям законодательства «О пожарной безопасности». До момента проверки, с её стороны были предприняты все возможные меры по решению вопросов о соответствии охранно-пожарной сигнализации требованиям законодательства, о чем свидетельствует исходящая корреспонденция в УФПС РБ для принятия мер по устранению нарушенных требований по акту проверки по состоянию от 26.07.2006г. Наличие действующего договора с ФГУП «Охрана» на оказание охранных услуг и техническое обслуживание №13/16540 от 01.01.2011г., на основании которого должны проводится проверки технического состояния объектов с составлением акта о выявленных нарушениях не реже 2 раз в год. Просила учесть её социально-материальное положение, является матерью-одиночкой, имеет на иждивении несовершеннолетнего ребенка, выплачивает ипотечный кредит, а также характер последствий совершения правонарушения, не причинивший влияния общественному и государственному порядку
В судебном заседании Гайсина Л.Ф. и ее представитель Хисамитдинова А.Ч. поддержали жалобу, просили удовлетворить её по доводам, изложенным в ней.
Представитель ОНД г.Сибай МЧС России Файзуллин Ф.Ф. в судебном заседании удовлетворению жалобы возражал.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Частью 3 ст. 20.4 КоАП РФ установлено, что нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Как установлено ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все обстоятельства совершения нарушений правил пожарной безопасности Гайсиной Л.Ф.. на объекте установлены при проверке, проведенной должностным лицом, осуществляющим контролирующие функции в области соблюдения пожарной безопасности в г.Сибай РБ в процессе осуществления проверки за соблюдением законодательства о пожарной безопасности.
На основании ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Факт совершения Гайсина Л.Ф. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, ч. 3 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, а именно имеющейся в материалах административного дела № протоколами об административном правонарушении №№ <данные изъяты> актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № от ДД.ММ.ГГГГ года; постановлением по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и иными доказательствами, имеющимися в материалах дела, оцененными судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Совершенное Гайсина Л.Ф. административное правонарушение квалифицировано правильно, согласно установленным обстоятельствам и требованиям КоАП РФ.
Однако, по мнению суда, при назначении наказания государственным инспектором по пожарному надзору не учтена степень общественной опасности правонарушения и степень вины Гайсина Л.Ф.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Гайсина Л.Ф., должностным лицом обоснованно сделан вывод о наличии вины в совершении правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ. При этом Гайсина Л.Ф., как должностное лицо ОСП Сибайский почтамт, обязана лично обеспечить соблюдение законодательства о пожарной безопасности.
Между тем, суд учитывает, что должностным лицом Гайсина Л.Ф. приняты все зависящие от неё меры по устранению выявленных нарушений, однако отсутствие полномочий по распределению финансов не позволяет ей оперативно устранить их.
Кроме того, назначенное Гайсина Л.Ф. наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей назначено без учета характера совершенного правонарушения, данных о личности виновной, ее имущественного положения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность (совершение административного правонарушения впервые), отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи влечет административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч, на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Санкция ч.3 ст.20.4 КоАП РФ влечет административную ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Положения части 4 статьи 20.4названного Кодекса предусматривают нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15000 до 20000 руб.
Согласно ч.1 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за соответствующее административное правонарушение.
По существу, это означает, невозможность не только назначить лицу, привлекаемому к административной ответственности, наказание, не предусмотренное санкцией соответствующей нормы, но и выйти за пределы, в том числе нижние, установленного законом наказания.
Между тем, исходя из разъяснений, изложенных в постановлениях Конституционного Суда РФ от 14 февраля 2013 года №4-П, 17 января 2013 года № 1-П, такой подход не позволяет во всех случаях в полной мере учесть все имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, характеризующие как само административное правонарушение, так и правонарушителя, и тем самым не исключает превращение административного штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение правонарушений, в инструмент чрезмерного ограничения права собственности граждан, несовместимого с требованиями справедливости при назначении административного наказания.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 февраля 2013 года №4-П положения КоАП РФ в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования, не допускают назначение административного наказания ниже низшего предела соответствующей административной санкции, не позволяют наиболее полно учесть характер совершенного правонарушения, имущественное положение правонарушителя, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации ответственности обстоятельства и тем самым обеспечить назначение справедливого и соразмерного наказания, признаны не соответствующими статьям 19, 35 и 55 Конституции РФ.
Таким образом, учитывая совокупность всех указанных выше смягчающих обстоятельств, отсутствие отягчающих обстоятельств, имущественное положение должностного лица, подтвержденного материалами дела, а также требования справедливости и соразмерности считаю возможным назначить штраф в размере, ниже установленного санкцией чч. 1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.2.9, 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1, ч.3 и ч.4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении начальника обособленного структурного подразделения Сибайский почтамт Управления федеральной почтовой связи Республики Башкортостан - филиала ФГУП «Почта России» Гайсиной Л.Ф. изменить.
Назначить начальнику обособленного структурного подразделения Сибайский почтамт Управления федеральной почтовой связи Республики Башкортостан - филиала ФГУП «Почта России» Гайсиной Л.Ф. наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
В остальной части постановление оставить без изменения.
Определение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня его вручения либо получения.
Судья: Л.Х.Суфьянова