№ 2- 1679/5- 2019 года.
46RS0030-01-2019-000642-40
Решение
Именем Российской Федерации
15 мая 2019 года г.Курск
Ленинский районный суд г. Курска в составе:
председательствующего судьи Василенко И.В.
при секретаре Гороховой А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г.Курска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к филиалу ПАО «Квадра – «Курская генерация» о возложении обязанности проведения работ по реконструкции Луча № 2 ТЭЦ – 4,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора города Курска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, после уточнения которого просил возложить на филиал ПАО «Квадра»-«Курская генерация» обязанность по проведению работ по реконструкции Луча №2 ТЭЦ-4, участок от ТК-53 до ТК-55 (по ул. Володарского-Мирная). В обоснование своих требований прокурор указал, что во исполнение п. 14 решения коллегии прокуратуры Курской области от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города проведена проверка состояния законности при реализации органами местного самоуправления принятых ими программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, схем тепло и водоснабжения, водоотведения, направленных на модернизацию инженерных коммуникаций (реконструкцию существующих сетей, строительство новых объектов). В ходе проведения проверки было установлено, что филиалом ПАО « Квадра» - «Курская генерация» в 2018 году не исполнено мероприятие Схемы теплоснабжения города Курска, утвержденной постановлением Администрации г. Курска от 28.05.2014 № 1889 «Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования «Город Курск» (в ред. от 04.04.2018 года) по проведению работ по реконструкции ветхого участка тепловой сети Луча № 2 ТЭЦ-4, участок от ТК-53 до ТК-55 (по ул. Володарского-Мирная), находящегося в собственности филиала ПАО «Квадра»-«Курская генерация», в связи с чем плановые мероприятия Схемы теплоснабжения г. Курска в части обеспечения нормативной надежности и безопасности теплоснабжения не реализованы.
Представитель истца старший помощник прокурора Босякова Е.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика филиала ПАО «Квадра» - «Курская генерация» по доверенности Белоусов Н.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что отсутствует необходимость проведения реконструкции Луча № 2 ТЭЦ-4, участок от ТК-53 до ТК-55 (по ул. Володарского-Мирная). В обоснование своей позиции указал, что данный участок тепловой сети был включен в раздел 7 Схемы теплоснабжения города Курска в целях обеспечения перспективных приростов тепловой нагрузки в связи с поступившей заявкой ООО «Капитал Инвест» о технологическом присоединении к тепловой сети, а не в целях обеспечения нормативной надежности тепловых сетей. В связи с последующим отказом от технологического присоединения ООО «Капитал Инвест» необходимость проведения реконструкции Луча № 2 ТЭЦ-4, участок от ТК-53 до ТК-55 (по ул. Володарского-Мирная) отпала. Просил учесть, что данный участок находится в удовлетворительном техническом состоянии, имевшие место технологические нарушения устранялись в установленные законом сроки, в 2006 году проведен капитальный ремонт. Заключением ООО «МеталлЭксперт» от ДД.ММ.ГГГГ № по обследованию участка тепловой сети установлено, что износ труб подающего и обратного участка тепловой сети Луч-2 от Курской ТЭЦ-4, расположенной в тепловой камере ТК-53, ул. Володарского, составляет 20%. Проведение его реконструкции нецелесообразно, жалобы потребителей по спорному участку не поступали, в связи с чем просил в иске отказать.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц администрации г. Курска, Комитета ЖКХ г. Курска, Верхнее – Донецкое управление Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору, а также представитель комитета ЖКХ «ТЭК» Курской области, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
В силу статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее ФЗ «О теплоснабжении»), к полномочиям органов местного самоуправления в сфере теплоснабжения, в том числе, относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях городских округов; утверждение схем теплоснабжения городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации.
На основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
С учетом положений ст. 5 Устава города Курска, принятого решением Курского городского Собрания от 12.04.2007 N 332-3-РС, постановления и распоряжения Администрации города Курска являются муниципальными правовыми актам города Курска.
Схема теплоснабжения г. Курска утверждена муниципальным правовым актом города Курска - постановлением Администрации г. Курска от 28.05.2014 № 1889 «Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования «Город Курск» (далее – Схема теплоснабжения г. Курска, Схема) и в соответствии со ст. 23 ФЗ «О теплоснабжении» актуализирована на 2018 год постановлением Администрации г. Курска от 27.12.2017 № 3392 и постановлением Администрации г. Курска от 04.04.2018 г. № 689.
Исходя из положений ст. 7. Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Внесение изменений в нормативно-правовые акты органа местного самоуправления осуществляется в общем порядке, предусмотренном ст. 46 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно п.10 Требований к порядку разработки, утверждения и актуализации схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» (далее – Требования), Схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации.
В соответствии с п. 21 Требований, для организации сбора замечаний и предложений к проекту схемы теплоснабжения (проекту актуализированной схемы теплоснабжения) органы местного самоуправления при его размещении на официальном сайте указывают адрес, по которому осуществляется сбор замечаний и предложений, а также срок их сбора, который не может быть менее 20 и более 30 календарных дней со дня размещения соответствующего проекта.
При этом п. 26 Требований Схема теплоснабжения (актуализация схемы теплоснабжения) утверждается главой местной администрации городского округа с учетом поступивших замечаний и предложений, а также итогового документа (протокола) публичных слушаний в течение 7 рабочих дней со дня размещения указанного итогового документа (протокола) на официальном сайте.
Законом круг лиц, имеющих право на подачу замечаний и предложений в проект Схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения), право на участие в публичных слушаниях по проекту схемы теплоснабжения (проекту актуализированной схемы теплоснабжения) не ограничен, следовательно, теплоснабжающие организации наделены таким правом.
Вместе с тем, в орган местного самоуправления с предложениями о внесении изменений в Схему теплоснабжения города Курска в связи с отсутствием необходимости проведения реконструкции в 2018 году Луча №2 ТЭЦ-4, участок от ТК-53 до ТК-55 (по ул. Володарского-Мирная) филиал ПАО «Квадра»-«Курская генерация» не обращался.
При этом актуализация Схемы теплоснабжения г. Курска на 2018 год разработана по контракту № от ДД.ММ.ГГГГ. об оказании услуг между ООО «Контроль Инвест» и филиалом ПАО «Квадра» - «Курская Генерация, следовательно, теплоснабжающей организацией подрядчику были предоставлены исходные данные, согласно которым Луч №2 ТЭЦ-4, участок от ТК-53 до ТК-55 (по ул. Володарского-Мирная) был включен в раздел 5 «Предложения по строительству и реконструкции тепловых сетей для обеспечения нормативной надежности и безопасности теплоснабжения» и раздел 7 «Предложения по величине необходимых инвестиций в строительство, реконструкцию и техническое перевооружение тепловых сетей, насосных станций и тепловых пунктов на каждом этапе» Схемы теплоснабжения.
Согласно пункту «д» Раздела 5 Схемы теплоснабжения г. Курска для обеспечения нормативной надежности и безопасности теплоснабжения в соответствии с «Программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Город Курск» на 2012-2020 гг.», программой ТПиР филиала ПАО «Квадра»-«Курская генерация» на 2018 год, а также с учётом статистики повреждений тепловых сетей, требуется замена ненадежных участков и строительство новых резервирующих участков тепловых сетей суммарной протяженностью 45,54 км в однотрубном исчислении (всего 47 участков сетей).
В число ненадежных (ветхих) участков, подлежащих замене в связи с исчерпанием эксплуатационного ресурса, входит «Луч №2 ТЭЦ-4, участок от ТК-53 до ТК-55 (по ул. Володарского-Мирная)».
В таблице 7.1 раздела 7 Схемы теплоснабжения г. Курска представлены предложения по величине необходимых инвестиций в новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение источников тепловой энергии на каждом этапе планируемого периода.
Как следует из представленных суду доказательств, к числу объектов, подлежащих реконструкции в 2018 году для обеспечения перспективных нагрузок, отнесен «Луч №2 ТЭЦ-4, участок от ТК-53 до ТК-55 (по ул. Володарского-Мирная)».
Согласно положений ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 3 ст. 23.3 ФЗ «О теплоснабжении» установлена обязанность теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций при осуществлении теплоснабжения соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.
Частью 5 статьи 20 ФЗ «О теплоснабжении» определено, что теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; обеспечивать качество теплоносителей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Законодателем с учетом специфики правоотношений, возникающих при реализации собственниками тепловых сетей своих имущественных прав и обязанностей, установлен порядок определения очередности проведения ремонтных работ и работ по реконструкции данных объектов.
Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 N 889 утверждены Правила вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, устанавливающие очередность и сроки вывода в ремонт тепловых сетей.
Очередность же и сроки проведения реконструкции объектов теплоснабжения определяются Схемой теплоснабжения соответствующего муниципального образования.
Организациям – собственниками объектов теплоснабжения, подлежащих ремонту или реконструкции, указанные сроки, в силу требований ст. 20 и 23 ФЗ «О теплоснабжении» должны соблюдаться.
Таким образом, доводы ответчика о самостоятельном определении им сроков и очередности проведения реконструкции принадлежащих ему объектов теплоснабжения без учета требований Схемы теплоснабжения города Курска, являются несостоятельными.
Судом также не принимается во внимание довод представителя ответчика об удовлетворительном техническом состоянии Луча № 2 ТЭЦ-4, участок от ТК-53 до ТК-55 (по ул. Володарского-Мирная), как не подтвержденный имеющимися доказательствами.
Ссылка ответчика на то, что согласно п. 124 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808, участок от ТК-53 до ТК-55 Луча №2 ТЭЦ-4 является надежным, объективными доказательствами не подтверждены, соответствующих расчетами.
Из представленной в судебное заседание копии паспорта №1д теплофикационной магистрали №2 от ТЭЦ-4 до камеры №59 следует, что теплофикационная магистраль - Луч №2 ТЭЦ-4 введена в эксплуатацию в 1965 году. Срок эксплуатации трубопровода на момент рассмотрения настоящего дела составляет 54 года.
При этом согласно пункта 10.1 Свода правил СП 124.13330.2012 «СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети», утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 280 (далее - СП 124.13330.2012), расчетный срок службы стальных и чугунных трубопроводов, составляет не менее 30 лет.
Из представленных доказательств следует, что в 2006 году был проведен капитальный ремонт Луча №2 от ТК-53 до ТК-54 с заменой тепловой сети диаметром 530 мм, толщиной стенки 8 мм, протяженностью 50 п.м., также на участке от ТК-54 до ТК-54а 15.05.2010 года произведена замена участка тепловой сети - трубы диаметром 530*8 мм длиной 4 п.м.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, общая протяжённость трубопровода Луча № 2 ТЭЦ-4 от ТК-53 до ТК-53 составляет 215 п.м. в двухтрубном исчислении.
С учетом изложенного, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что объем проведенных работ нельзя признать достаточным для обеспечения надежности данного участка тепловой сети.
Согласно сведениям раздела «Записи результатов освидетельствования трубопроводов» технического паспорта Луча № 2 ТЭЦ-4, ДД.ММ.ГГГГ сделано заключение № о том, что коррозийный износ толщины трубопровода ТК -53 составляет 8,9-9,5 (подающий), 3,9-5,8 (обратный), из чего сделан вывод, что толщина обратного трубопровода достигла предельных значений.
Заключением ООО «МеталлЭксперт» от ДД.ММ.ГГГГ № по обследованию участка тепловой сети установлено, что износ труб подающего и обратного участка тепловой сети Луч-2 от Курской ТЭЦ-4, расположенной в тепловой камере ТК-53, ул. Володарского, составляет 20%.
Заключением ООО «МеталлЭксперт» от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что износ труб подающего и обратного участка тепловой сети Луч-2 от Курской ТЭЦ-4, расположенной между камерами ТК-55 и ТК-54 (ул. Володарского 6 м от ТК-55 в сторону ТК-54) составляет 20%.
Заключением ООО «МеталлЭксперт» от ДД.ММ.ГГГГ № по обследованию участка тепловой сети установлено, что износ труб подающего и обратного участка тепловой сети Луч-2 от Курской ТЭЦ-4, расположенной в тепловой камере ТК-55, ул. Володарского, составляет 18%.
При этом суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства об исключении из числа доказательств указанных заключений, поскольку экспертной организацией сделан вывод о том, что износ спорного участка тепловой сети находится в допустимых пределах по состоянию на сентябрь 2017 г.
Согласно п. 6.2.37 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, участки с утонением стенки трубопровода на 20% и более подлежат замене. При выявлении местного утонения стенки на 10% проектного (первоначального) значения эти участки подвергают повторному контролю в ремонтную кампанию следующего года.
Информации о проведении соответствующих испытаний в 2018 и 2019 годах ответчиком не представлено.
Вместе с тем, на участке подающего трубопровода, расположенного в ТК-55, 13.07.2018 при проведении испытаний тепловых сетей на плотность и прочность обнаружено повреждение – свищи от наружной коррозии из-за попадания воды сверху.
Опрошенный в ходе судебного заседания специалист ФИО5 пояснил, что результаты исследования актуальны на дату его проведения, то есть по состоянию на 19.09.2017 года.
Иных доказательств, подтверждающих отсутствие необходимости проведения реконструкции Луча №2 ТЭЦ-4. Участок от ТК-53 до ТК-55 (по ул. Володарского-Мирная) ответчиком не представлено.
С учётом того, что спорный участок тепловой сети включён как ветхий в разделы 5 и 7 актуализации схемы теплоснабжения города Курска на 2018 год, которая утверждена постановлением Администрации г. Курска от 27.12.2017, т.е. после проведения исследования ООО «МеталлЭксперт», довод ответчика о нормативном состоянии Луча №2 ТЭЦ-4. Участок от ТК-53 до ТК-55 (по ул. Володарского-Мирная) в период с 2017 года по настоящее время является несостоятельным.
Судом также оценены доводы ответчика об обстоятельствах принятия им решения об отсутствии необходимости проведения в 2018 реконструкции Луча № 2 ТЭЦ-4. Участок от ТК-53 до ТК-55 (по ул. Володарского-Мирная) в связи с отказом застройщика ООО «Капитал Инвест» от подключения к данной тепловой сети.
Согласно статьи 3 ФЗ «О теплоснабжении», одними из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами, обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения а также развитие систем централизованного теплоснабжения.
Статьей 23 ФЗ «О теплоснабжении», установлено, что развитие систем теплоснабжения поселений, городских округов осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий.
Развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.
Пунктом 20 ст. 2 ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Как следует из материалов дела, Схема теплоснабжения г. Курска разработана, в том числе, в соответствии с решением Курского городского Собрания от 22.12.2016 N 326-5-ОС «О корректуре Генерального плана города Курска», Проекта планировки центральной части города Курска, утвержденного постановлением Администрации города Курска от 18.10.2013 № 3628, согласно которым в квартале по ул. Кати Зеленко, Володарского, Мирная г. Курска планируется перспективное строительство многоэтажных и среднеэтажных жилых домов.
Таким образом, развитие системы теплоснабжения города Курска с учетом его перспективной застройки, изменения экономической и демографической ситуации осуществляется посредством исполнения мероприятий Схемы теплоснабжения.
При этом наличие ветхих объектов теплоснабжения, в том числе, тепловых сетей, негативно сказывается как на качестве услуги по теплоснабжению, предоставляемой неопределенному кругу лиц – потребителей, так и на развитии системы теплоснабжения города в целом.
В ходе судебного разбирательства также установлено, что теплоснабжение 10 жилых домов, в том числе, 8 - многоквартирных, а также нежилых зданий, в которых располагаются коммерческие и некоммерческие организации, в том числе, Управление Пенсионного Фонда РФ по Курской области, осуществляется непосредственно от участка от ТК-53 до ТК-55 Луча №2 ТЭЦ-4. Данные объекты, расположены по адресам: ул. Володарского д. 81 и д. 81а; ул. Мирная д.40, д. 19, д. 19а, д.19б, д. 17/69, д.20; ул. М. Горького д. 63, д. 63а, д.67, д.65.
Анализируя возникшие правоотношения, с учетом того, что в данном элементе планировочной структуры города в перспективе запланировано осуществление многоэтажного жилищного строительства, отказ ООО «Капитал Инвест» от подключения к тепловой сети не является основанием для не проведения реконструкции Луча № 2 ТЭЦ-4, участок от ТК-53 до ТК-55 (по ул. Володарского-Мирная).
При таком положении, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика повлекли нарушение прав неопределенного круга лиц на развитие системы теплоснабжения города Курска, на обеспечение его надежности и соответствия требованиям законодательства о теплоснабжении.
На основании изложенного, суд полагает, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░ – «░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» - «░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2, ░░░-4, ░░░░░░░ ░░ ░░-53 ░░ ░░-55 (░░ ░░. ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22 ░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░░ ░.░.