Дело №2а-580/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 июня 2020 года пос. Чишмы РБ
Чишминский районный суд Республики Башкортостан в составе :
председательствующего судьи Абдрахманова О.М.,
с участием прокурора Лихман Ю.Н.,
при секретаре Сосновских Э.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Чишминского района РБ поданному в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Еремеевский сельсовет муниципального района Чишминский район РБ о признании бездействия незаконным, возложении обязанности не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в области эксплуатации гидротехнического сооружения,
у с т а н о в и л :
прокурор Чишминского района РБ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Еремеевский сельсовет муниципального района Чишминский район РБ (далее по тексту – администрация сельского поселения) о признании бездействия выразившегося в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по надлежащему содержанию гидротехнического сооружения с кадастровым номером № у <адрес> <адрес> <адрес> незаконным, обязании не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в области эксплуатации гидротехнического сооружения с кадастровым номером № <адрес> <адрес> путем : составления декларации безопасности гидротехнического сооружения; получения разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения; заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения; производства расчета размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
В обосновании заявленного иска прокурором указано, что в ходе проведенной проверки установлено нахождение на территории сельского поселения, принадлежащего им на праве собственности гидротехнического сооружения у д. Нижние Термы, эксплуатация которого осуществляется без соблюдения предъявляемых к этому требований ФЗ от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», ФЗ от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и проч.
В судебном заседании прокурор Лихман Ю.Н. исковые требования поддержал и просил иск удовлетворить по основаниям, указанным в нем.
Представитель ответчика администрации сельского поселения и представитель заинтересованного лица своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, в связи с чем, суд находит возможным рассмотрение дела без их участия в судебном разбирательстве.
Выслушав участника процесса, проверив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из положений статьи 3 КАС РФ следует, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В части 1 статьи 39 КАС РФ закреплено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Реализуя предоставленное законом право, прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, ссылаясь на допущенной администрацией сельского поселения бездействие при эксплуатации гидротехнического сооружения.
Федеральный закон от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно статье 1 настоящий Федеральный закон распространяется на гидротехнические сооружения и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
Законодательство о безопасности гидротехнических сооружений состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ст. 2 ФЗ от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»).
В статье 8 ФЗ от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» определено, что обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований : обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
В силу статьи 9 ФЗ от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» на собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующую организацию возложены в том числе обязанность : обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
В этой же статьи определено, что собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (ст. 15 ФЗ от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»).
В соответствии со ст. 10 ФЗ от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.
При проектировании гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется в составе проектной документации.
Внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, находящемся в эксплуатации, является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения.
В соответствии с Федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений» постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2001 года №876 утверждены Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения (далее - Правила).
Из п. 1 Правил следует, что они устанавливают порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (далее именуется - финансовое обеспечение ответственности).
Величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (далее именуется - вероятный вред) (п. 2 Правил).
Расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями (п. 3 Правил).
Согласно ст. 19 ФЗ от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений признаются : невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения государственной экспертизы проектной документации гидротехнических сооружений или государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений; нарушение обязательных требований при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.
Судом установлено, на территории сельского поселения Еремеевский сельсовет муниципального района <адрес> в <адрес> <адрес> <адрес> находится гидротехническое сооружение с кадастровым номером №, площадью № кв.м.
Указанное гидротехническое сооружение на основании решения Чишминского районного суда РБ от №, вступившего в законную силу №, принадлежит на праве собственности сельскому поселению Еремеевский сельсовет муниципального района Чишминский район РБ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №.
Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что администрацией сельского поселения не в полной мере исполняются обязанности по надлежащей эксплуатации гидротехнического сооружения в <адрес> <адрес> <адрес> <адрес>, а именно : декларация безопасности на гидротехническое сооружение не составлена; разрешение на эксплуатацию отсутствует; договор обязательного страхования не заключен; расчет вероятного вреда в случае аварии не произведен; гидротехническое сооружение в российский регистр сооружений не внесено.
Приведенные в акте прокурорской проверке обстоятельства ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспорены, доказательств обратного суду не представлено и в ходе рассмотрения дела не установлено. Не представлено административным ответчиком доказательств принятия ими каких-либо мер по устранению выявленных нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Таким образом, приведенное свидетельствует о бездействии администраций сельского поселения владеющей на праве собственности гидротехническим сооружением в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени, т.е. почти 6 лет и в нарушение возложенной на нее законом обязанности эксплуатирующей ее с нарушением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
При таком положении, когда соблюдение требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений имеет своей целью обеспечить защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов, а также предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, суд оснований для отказа в удовлетворении требований прокурора о возложении на ответчика обязанности по составлению декларации безопасности гидротехнического сооружения; заключению договора обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения; производству расчета размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения не усматривает.
Вместе с тем, в части признания бездействия ответчика в неполучении разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения и возложении обязанности его получить суд основание не находит, поскольку на основании постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 года №440 в 2020 году допускается эксплуатация гидротехнического сооружения без соответствующего разрешения на его эксплуатацию.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Признать бездействие администрации сельского поселения Еремеевский сельсовет муниципального района Чишминский район РБ, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по надлежащему содержанию гидротехнического сооружения у д. <адрес> <адрес> РБ (кадастровый № незаконным.
Обязать администрацию сельского поселения Еремеевский сельсовет муниципального района Чишминский район РБ не позднее одного года со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения законодательства в области эксплуатации гидротехнического сооружения у д. <адрес> <адрес> <адрес> (кадастровый №) : составить декларацию безопасности гидротехнического сооружения; заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения; произвести расчет размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РБ через Чишминский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.М. Абдрахманов
Копия верна
Подлинный документ подшит в деле №2а-580/2020
Решение вступило в законную силу ___________________.
Секретарь суда: ______________ Судья: ____________