Дело № 12-115\17
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
04 июля 2017 г. г. Новосибирск
Судья Советского районного суда г. Новосибирска Дузенко Е.А.
При секретаре судебного заседания Башкатовой Н.К.
С участием представителя Федерального государственного унитарного предприятия «Управление энергетики и водоснабжения» Синицыной Т.В.
С участием представителя должностного лица - старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу Иванова Е.А. – Черенева А.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «Управление энергетики и водоснабжения» на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № от 21.04.2017 старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу Иванова Е.А. Федеральное государственное унитарное предприятие «Управление энергетики и водоснабжения» (далее также ФГУП «УЭВ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, юридическому лицу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу Иванов Е.А. установил, что ФГУП «УЭВ» несвоевременно выполнило обязанность по подаче заявок на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, - цех водонасосных станций, расположенный по <адрес> и тепловая станции №, расположенная <адрес>.
Не согласившись с постановлением № от 21.04.2017 ФГУП «УЭВ» подало в суд жалобу в порядке ст. 30.1 КоАП РФ.
В жалобе ФГУП «УЭВ» указало, что требование о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, было введено вступившим в силу с 01.01.2015 Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ.
Согласно требованиям указанного Федерального закона со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции настоящего Федерального закона).
Вместе с тем, нормативные подзаконные акты издавались и дополнялись в основном в конце 2016 г. Например, приказ Росприроднадзора № по порядку заполнения формы заявки был утвержден лишь 24.11.2016.
Кроме того, в п. 1 письма Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.04.2016 № указано, что в связи с сокращением сроков постановки объектов негативного воздействия на окружающую среду на государственный учет в федеральный государственный реестр в условиях отсутствия порядка Росприроднадзор направил в Минприроды России обоснование о целесообразности переноса срока окончания учета на 31.12.2017 с соответствующим изменением в действующее законодательство.
Только в конце декабря 2016 г. на интернет-сайте Росприроднадзора появилась вкладка с алгоритмом постановки объектов на учет с помощью специального программного обеспечения, были опубликованы разъяснения и методические указания.
ФГУП «УЭВ» полагало, что в рамках обжалуемого постановления о назначении административного наказания отсутствует как событие, так и вина юридического лица во вменяемом административном правонарушении.
ФГУП «УЭВ» просило суд постановление о назначении административного наказания № от 21.04.2017 старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу Иванова Е.А. отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель ФГУП «УЭВ» Синицына Т.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме, дополнительно пояснила, что до 01.01.2017 у ФГУП «УЭВ» отсутствовала возможность исполнить требования закона о своевременной подаче заявок, поскольку перед подачей заявок объекты должны быть классифицированы по степени воздействия на окружающую среду.
Представитель должностного лица - старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу Иванова Е.А. – Черенев А.В. с жалобой ФГУП «УЭВ» не согласился, поддержал заявленные и представленные в суд письменные возражения.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу,
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Так, п. 3 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2015, определено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции настоящего Федерального закона).
Согласно п. п. 1, 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.Статьей 8.46 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что согласно Перечню объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Новосибирской области и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.09.2010 №, ФГУП «УЭВ» включено в указанный перечень под номером №.
Исходя из положений п. 3 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2015, п. п. 1, 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», обязанность по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие, должна быть исполнена юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную или иную деятельность на таких объектах, до 01.01.2017.
27.03.2017 в департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу от ФГУП «УЭВ» поступило письмо с приложением заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, - цеха водонасосных станций, расположенного <адрес> (заявка, поданная ФГУП «УЭВ» 24.03.2017 в электронной форме департаментом не учитывалась по причине отсутствия на ней электронной подписи).
06.04.2017 в департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу от ФГУП «УЭВ» поступило письмо с приложением заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, - тепловой станции №, расположенной <адрес> (заявка, поданная ФГУП «УЭВ» 04.04.2017 в электронной форме департаментом не учитывалась по причине отсутствия на ней электронной подписи).
Таким образом, ФГУП «УЭВ» подало в департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу на бумажном носителе заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, несвоевременно, то есть по истечении предельного срока (01.01.2017), установленного законодательством для постановки объектов, оказывающих негативное воздействие, на государственный учет, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ должностным лицом были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, каждому доказательству дана надлежащая оценка.
Порядок привлечения лица к административной ответственности, в том числе с учетом положений ст. 4.4 КоАП РФ, соблюден. Процессуальных прав при рассмотрении дела не нарушено. Должностным лицом ФГУП «УЭВ» определено наказание в пределах санкции ст. 8.46 КоАП РФ с учетом положений ст. 4.4 КоАП РФ.
Доводы ФГУП «УЭВ» о том, что оно не смогло в установленный законом срок подать заявки на постановку объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет в связи с тем, что нормативные подзаконные акты были изданы в основном в конце 2016 г. суд находит не состоятельными, поскольку как следует из вступившего с 05.07.2016 в силу приказа Минприроды России от 23.12.2015 №, заявка на постановку объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет могла быть подана ФГУП «УЭВ» с 05.07.2016 до 01.01.2017 в департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу на бумажном носителе, а не только в форме электронного документа по форме, утвержденной приказом Росприроднадзора от 24.11.2016 №.
Суд также отмечает, что исходя из материалов дела об административном правонарушении в конечном итоге ФГУП «УЭВ» подало указанные заявки 27.03.2017 и 06.04.2017 на бумажном носителе.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы представителя ФГУП «УЭВ» о том, что у юридического лица отсутствовала возможность исполнить требования закона о своевременной подаче заявок, поскольку перед подачей заявок объекты должны быть классифицированы по степени воздействия на окружающую среду, суд признает несостоятельными, поскольку согласно требованиям Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ у организации обязанность по подаче соответствующих заявок возникла с 01.01.2015 и длилась на протяжении двух лет, то есть до 01.01.2017. В указанный период ФГУП «УЭВ» при всей степени заботливости и осмотрительности могло принять меры по своевременной классификации соответствующих объектов для целей своевременной подачи заявок в уполномоченный орган государственной власти.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для отмены постановления № от 21.04.2017 старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу Иванова Е.А.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление № от 21.04.2017 старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу Иванова Е.А. оставить без изменения, жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «Управление энергетики и водоснабжения» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья /подпись/ Е.А. Дузенко