Дело № 2-1061/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сосногорский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Шибаковой Т.А.,
при секретаре Леонтьевой О.К.,
с участием представителя истца Вещагиной Л.Г.,
представителя ответчика администрации МР «Сосногорск», третьего лица Комитета по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» Земсковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сосногорске
26 ноября 2018 года гражданское дело по иску Тярасовой ФИО13 к администрации муниципального образования муниципального района «Сосногорск», Тярасову ФИО14, Тярасовой ФИО15 о признании права собственности на гараж в порядке наследования,
установил:
Тярасова Ю.С. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации МО МР «Сосногорск», Тярасову А.С., Тярасовой Л.Н. о признании за ней права собственности в порядке наследования по закону на гараж, расположенный по адресу: <адрес>, оставшийся после умершего отца Тярасова С.А., не зарегистрировавшего право собственности на указанный гараж в установленном порядке.
Истец Тярасова Ю.С., будучи надлежаще извещена, в судебное заседание не явилась.
Представитель истца Вещагина Л.Г. в судебном заседании просила заявленные требования удовлетворить.
Представитель администрации МР «Сосногорск», Комитета по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» Земскова Е.В. в судебном заседании заявила об отсутствии возражений против исковых требований Тярасовой Ю.С., указав, что Тярасов С.А. являлся членом кооператива «Термист», внесен в список его членов под номером №.
Ответчики Тярасов А.С., Тярасова Л.Н., извещены, в судебном заседании не участвовали, направили в суд заявления об отсутствии возражений по предъявленным Тярасовой Ю.С. требованиям и правопритязаний на гараж, расположенный по адресу: <адрес>
Председатель ПГК «Термист» Курчинский Б.Л., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, против требований Тярасовой Ю.С. не возражал, представив доказательства членства
Тярасова С.А.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании абз.2 п.2 ст.218 Гражданского кодекса РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст.1111 Гражданского кодекса РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных указанным Кодексом.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности
(п.1 ст.1112 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ст.131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу ч.1 ст.6 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действующего в указанной части до 01.01.2017, а также ч.1 ст.69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с разъяснениями, изложенным в п.8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 №9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, возможно предъявление иска о включении имущества в состав наследства, а если в срок, предусмотренный ст.1154 Гражданского кодекса РФ, решение не было вынесено - также требования о признании права собственности в порядке наследования за наследниками умершего.
Имущество, принадлежащее наследодателю, переходит к наследникам в соответствии с п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если оно принадлежало наследодателю независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Этим же пунктом установлено, что право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (п.4 ст.1152 ГК РФ). Наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после принятия наследства. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Согласно ст.1142 Гражданского кодекса РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что истец Тярасова Ю.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является дочерью наследодателя Тярасова ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Согласно представленным нотариусом Сосногорского нотариального округа Новаторовой И.Ф. копиям документов наследственного дела №, открытого к имуществу умершего ДД.ММ.ГГГГ Тярасова С.А., свидетельства о праве на наследство выданы обратившимся с соответствующим заявлением в установленный законом срок Тярасовой Л.Н. (супруге), Тярасову А.С. (сыну), Тярасовой Ю.С. (дочери).
Как следует из материалов указанного наследственного дела, спорный гараж в наследственную массу не включен.
В то же время из представленных администрацией МО МР «Сосногорск» в дело документов следует, что решением Сосногорского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № зарегистрирован кооператив «Термист» по эксплуатации и обслуживанию <данные изъяты> коллективных индивидуальных гаражей в <адрес>, членам кооператива предложено при эксплуатации <данные изъяты> коллективных индивидуальных гаражей строго соблюдать Устав кооператива. Решением исполнительного комитета Сосногорского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № узаконено строительство ранее выстроенных <данные изъяты> кирпичных гаражей-стоянок для транспортных средств индивидуальных владельцев кооперативу «Термист».
В соответствии со списком членов кооператива «Термист» за номером № значится Тарасов С.А.
Между тем в соответствии с инвентаризационным делом владельцем гаража №, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, кооператива «Термист», расположенном в <адрес>, является Тярасов С.А.
Кроме того, принадлежность спорного гаража наследодателю подтверждается справками председателя ПГК «Термист» Курчинского Б.Л. от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что Тярасову С.А. принадлежит гараж №, расположенный в 6 микрорайоне <адрес>, кооператив «Термист».
ДД.ММ.ГГГГ Сосногорским Бюро технической инвентаризации составлен технический паспорт гаража, ДД.ММ.ГГГГ года постройки. ДД.ММ.ГГГГ актом администрации МР «Сосногорск» № указанному выше гаражу присвоен адрес: <адрес>
В Едином государственном реестре недвижимости право собственности на спорный гараж за Тярасовым С.А. не зарегистрировано.
В силу п.1 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество (п.4 ст.218 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Из разъяснений, содержащихся в п.59 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
По делу установлено, что земельный участок под спорным объектом предоставлен кооперативу под строительство гаражей, сам спорный объект не обладает признаками самовольной постройки, предоставлен Тярасову С.А., являющемуся членом кооператива и внесшему паевой взнос, что не оспаривалось администрацией МР «Сосногорск», Комитетом по управлению имуществом администрации МО «Сосногорск», ПГК «Термист».
Более того, земельный участок, занимаемый гаражом, предоставлен для строительства гаражей, то есть целевое использование земельного участка соответствует виду разрешенного использования.
Суд также считает необходимым отметить, что понятие «самовольная постройка» распространено на здания, строения, сооружения, не являющиеся индивидуальными жилыми домами, ст.222 Гражданского кодекса РФ, которая применяется с 01.01.1995, и к гражданским правоотношениям, возникшим после ее введения в действие (Федеральный закон от 30.11.1994 №52-ФЗ).
Статья 109 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года предусматривала снос (безвозмездное изъятие) в качестве самовольных построек только жилых домов (дач), построенных гражданами.
Таким образом, из буквального содержания указанной нормы здания, строения и сооружения нежилого назначения, построенные до ДД.ММ.ГГГГ, на предоставленном для этого земельном участке, в качестве самовольных построек не рассматривались.
При установленных по делу обстоятельствах, непринятие наследодателем Тярасовым С.А. мер по регистрации права собственности в установленном законом порядке не является, с учетом указанных выше требований закона и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, основанием для отказа в удовлетворении иска.
Для приобретения наследственного имущества в собственность наследник должен его принять.
В соответствии со ст.1154 Гражданского кодекса РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Принятие наследства осуществляется в порядке ст.1153 Гражданского кодекса РФ подачей наследником заявления нотариусу по месту открытия наследства. В соответствии с ч.2 ст.1153 Гражданского кодекса РФ и п.39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 №9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать действия по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
Принятием наследства признается также совершение действий о принятии мер по его сохранности, несение расходов на его содержание, вселение наследника в жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, оплата коммунальных услуг и т.д.
Факт принятия наследства в течение шести месяцев после смерти Тярасова С.А. истцом Тярасовой Ю.С. никем не оспаривается и подтвержден материалами дела.
Оценив представленные доказательства в совокупности, принимая во внимание, что Тярасова Ю.С. является наследником по закону первой очереди после смерти Тярасова С.А., в установленном законом порядке принявшей наследство, суд на основании положений п. 2, 4 ст.218 ГК РФ, ст.ст. 1111, 1112, 1142 Гражданского кодекса РФ, находит требование о признании за истцом права собственности на гараж как на наследственное имущество, принадлежавшее умершему Тярасову С.А., подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тярасовой ФИО17 о признании права собственности на гараж в порядке наследования удовлетворить.
Признать за Тярасовой ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на гараж, расположенный по адресу: <адрес> в порядке наследования после смерти Тярасова ФИО19 умершего ДД.ММ.ГГГГ.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 30 ноября 2018 года.
Председательствующий Т.А. Шибакова
Копия верна: судья