Дело № 2а-309/2019 г.
16RS0005-01-2019-000300-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 октября 2019 года с. Базарные Матаки
Алькеевский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Галимовой Г.Р.
при секретаре Газизовой Ф.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Республике Татарстан к Ш.А.Р. о взыскании задолженности по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 12 по Республике Татарстан обратилась в суд с административным иском к Ш.А.Р. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 60629,79 рублей, указав в обоснование иска, что ответчику Ш.А.Р. на праве собственности в 2017 году принадлежали автотранспортные средства: <данные изъяты> В соответствии с НК РФ Ш.А.Р. является плательщиком транспортного налога. Ответчику Ш.А.Р. был исчислен транспортный налог за 2017 год по сроку уплаты 03.12.2018 года, о чем ответчику направлено налоговое уведомление № 46610443 от 19.08.2018 года. 29 июня 2017 года произведен зачет по уплате транспортного налога на сумму 10123,36 руб., 29 июня 2018 года оплачена сумма транспортного налога в размере 38046,85 руб., оставшаяся сумма к уплате составляет 60629,79 рублей. В установленный срок обязанность по уплате налога добровольно не исполнена. 18.12.2018 года налогоплательщику выставлено требование № 25346 об уплате налога сроком до 07.01.2019 г. Заявленные требования подпадают под определение текущих платежей и не рассматриваются в рамках дела о банкротстве. На основании заявления налогового органа 19.04.2019 г. вынесен судебный приказ об удовлетворении требований о взыскании налога. Определением мирового судьи от 07.05.2019 г. судебный приказ отменен.
В судебное заседание представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России № 12 по Республике Татарстан, надлежащим образом извещенный о времени и месте не явился, направил письменное ходатайство, в котором просит дело рассмотреть в отсутствие представителя административного истца, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Административный ответчик Ш.А.Р. надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, направила представителя Н.
Представитель административного ответчика Ш.А.Р. – Н., действующая на основании доверенности от 21 августа 2019 года, с исковыми требованиями Межрайонной ИФНС № 12 по Республике Татарстан к Ш.А.Р. не согласилась, указывая на то, что Ш.А.Р. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Решением арбитражного суда Республики Татарстан в 2015 года признана банкротом, процедура банкротства в отношении нее завершена, заявленные налоговым органом требования подлежали включению в реестр требований в рамках процедуры банкротства, Ш.А.Р. снята с учета в налоговом органе в связи с прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, поэтому она считается свободным от исполнения оставшихся обязательств, в том числе от уплаты задолженности по транспортному налогу на автотранспортные средства. Просит в административном иске Межрайонной ИФНС России № 12 по Республике Татарстан к Ш.А.Р. отказать в полном объеме.
Привлеченный в качестве третьего лица к участию в деле конкурсный управляющий Л. в судебное заседание не явилась, обратилась с ходатайством о рассмотрении дела без ее участия.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность гражданина платить законно установленные налоги установлена ст. 57 Конституции РФ и ст. 23 НК РФ.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 НК РФ).
Таким образом, налоговые правоотношения - это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
На основании п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Из представленных в материалы дела копий налоговых уведомлений, а также требований об уплате налога, суд приходит к выводу, что процедура принудительного взыскания транспортного налога налоговым органом была соблюдена.
В соответствии с п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 362 НК РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Как следует из п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического использования транспортного средства, и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах (статья 44 НК Российской Федерации), в том числе в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
При этом, ст. 362 НК РФ предусмотрено, что исчисление транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах.
Таким образом, нормы налогового законодательства определяют, что налогоплательщиком транспортного налога является физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, являющееся объектом налогообложения, не зависимо от регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и целей, в каких используется транспортное средство. Данный вывод следует из содержания ст. 357 НК РФ, а также ст. 9 и 11 НК РФ, которые разводят понятия физическое лицо и индивидуальный предприниматель. При этом ст. 362 и 363 НК РФ, которые определяют порядок исчисления и уплаты налога, не предусматривают особенностей уплаты налога физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей.
Во исполнение вышеуказанных требований закона административному ответчику, налоговым органом, было направлено налоговое уведомление № 46610443 от 19 августа 2018 года о необходимости оплатить транспортный налог в сумме 204352, 00 рублей в срок не позднее 03.12.2018 года.
По причине неисполнения ответчиком обязанности по оплате налога по налоговому уведомлению, административному ответчику, налоговым органом, было направлено налоговое требование № 25346 от 18 декабря 2018 года об уплате задолженности по транспортному налогу в срок до 07 января 2019 года. 29 июня 2017 года произведен зачет по уплате транспортного налога на сумму 10123,36 руб., 29 июня 2018 года оплачена сумма транспортного налога в размере 38046,85 руб., оставшаяся сумма к уплате составляет 60629,79 рублей.
Поскольку ответчиком обязательство по уплате транспортного налога не было исполнено, административным истцом было направлено мировому судье заявление о вынесении судебного приказа о взыскании транспортного налога с Ш.А.Р. в размере 60629,79 рублей, в связи с тем, что от должника поступили возражения относительно исполнения судебного приказа, 07 мая 2019 года мировым судьей судебного участка № 1 по Алькеевскому судебному району Республики Татарстан вынесено определение об отмене судебного приказа.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 12 по Республике Татарстан обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением 29 июля 2019 года, т.е. в срок, установленный ст. 48 НК РФ.
С учетом установленных обстоятельств, требования административного истца о взыскании с административного ответчика суммы задолженности по имущественным налогам, суд находит обоснованными, поскольку, доказательств опровергающих установленные судом обстоятельства, представлены административным ответчиком не были, иных доказательств, ходатайств, административным ответчиком, относительно указанного вида налога, в ходе судебного разбирательства не заявлялось. Доказательств исполнения административным ответчиком обязательства по оплате транспортного налога за указанный истцом период времени, суду представлено не было, не представлено административным ответчиком и возражения относительно произведенного, административным истцом, расчета задолженности налога.
Согласно сведениям ОГИБДД ОМВД России по Алькеевскому району Ш.А.Р. на праве собственности принадлежали автотранспортные средства: автомобили грузовые, марка/модель <данные изъяты>, 2012 года выпуска, дата регистрации права 06.06.2012 года, дата утраты права 25.08.2017 года; автомобили грузовые, марка/модель <данные изъяты>, 2012 года выпуска, дата регистрации права 15.01.2013 года, дата утраты права 20.03.2018 года; автомобили грузовые, <данные изъяты>, 2007 года выпуска, дата регистрации права 15.01.2013 года, дата утраты права 20.03.2018 года.
С доводами административного ответчика о том, что данные требования должны были предъявляться в рамках дела о банкротстве, суд согласиться не может по следующим основаниям.
В связи с принятием решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 декабря 2015 года по делу № А 65-16819/2015 о признании индивидуального предпринимателя Ш.А.Р. несостоятельным (банкротом) и открытии в отношении неё конкурсного производства, в соответствии с ч. 1 ст. 216 Федерального закона от 26 октября 2002 года "О несостоятельности (банкротстве)", утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
Из смысла ст. ст. 357 и 358, 400 НК РФ следует, что основанием для взыскания транспортного налога являлось зарегистрированное право собственности Ш.А.Р. на транспортные средства, а не ее предпринимательская деятельность. Наличие или отсутствие у физического лица статуса индивидуального предпринимателя для целей исчисления и порядка уплаты транспортного налога правового значения не имеет.
Ш.А.Р. за указанный период являлась собственником транспортных средств как физическое лицо и обязана уплачивать транспортный налог, исходя из самого факта нахождения автомобилей в её собственности. Цель использования административным ответчиком автомобилей (в предпринимательской деятельности либо для реализации бытовых нужд) не имеет правового значения и не влечет изменения ни ставок налога, ни порядка его уплаты.
Согласно абзацу 7 п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в п. 1 ст. 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В силу ст. 5 Федерального закона № 127-ФЗ от 16 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве, удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, производится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм, текущими признаются возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов, в том числе обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом.
Из указанной нормы следует, что обязанность должника погасить оставшиеся непогашенными текущие платежи, возникшие после даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, сохраняется.
С момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства в силу ст. 216 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Вместе с этим не утрачиваются основания, предусмотренные главой 28 НК РФ для начисления и уплаты транспортного налога, пока сохраняется государственная регистрация транспортного средства за физическим лицом.
На основании изложенных норм законов наличие или отсутствие у физического лица статуса индивидуального предпринимателя для целей исчисления и порядка уплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц правового значения не имеет.
Основанием для взыскания обязательного платежа - транспортного налога являлось зарегистрированное право собственности Ш.А.Р. на объекты налогообложения, а не предпринимательская деятельность должника.
С учетом изложенного, предъявленная истцом сумма задолженности по налогам представляет собой текущие платежи, возникшие после даты принятия заявления (14.07.2015 г.) о признании должника банкротом, следовательно, доводы административного ответчика о том, что имущество в стадии банкротства было включено в конкурсную массу в связи с использованием его в предпринимательской деятельности, решением арбитражного суда индивидуальный предприниматель Ш.А.Р. признана банкротом, ответчик как физическое лицо должен быть освобожден от исполнения всех оставшихся обязательных платежей, основаны на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, при установленных судом обстоятельствах исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Республике Татарстан удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку административный истец в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в силу подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ в размере 2019 рублей за требование имущественного характера.
На основании изложенного и
руководствуясь ст. ст. 175-180, 286-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Республике Татарстан к Ш.А.Р. о взыскании задолженности по транспортному налогу удовлетворить.
Взыскать с Ш.А.Р. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Республике Татарстан задолженность по транспортному налогу в размере 60629 (Шестьдесят тысяч шестьсот двадцать девять) рублей 79 копеек.
Взыскать с Ш.А.Р. государственную пошлину в доход государства в размере 2019 (Две тысячи девятнадцать) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Алькеевский районный суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14 октября 2019 года.
Председательствующий: подпись
Копия верна. Судья Галимова Г.Р.
Решение вступило в законную силу « » 20 г.
Судья Галимова Г.Р.
Подлинник решения находится в гражданском деле № 2а-309/2019 года
Секретарь судебного заседания Газизова Ф.Х.