Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-51/2017 ~ М-46/2017 от 19.06.2017

Дело № 3а-51/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2017 года                                 город Орёл

Орловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Майоровой Л.В.,

при секретаре Киселёвой А.В.,

с участием прокурора Орловской областной прокуратуры Териной Н.Н.,

административных истцов <...> С.Я. и <...> Н.А., представителя административных истцов – адвоката <...> Н.В., представителя административного ответчика Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области <...> О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению <...> и <...> к Знаменскому районному Совету народных депутатов Орловской области о признании недействующим решения Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области от 23 ноября 2016 года № 03-04-РС «О приостановлении выплат пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области»,

установил:

23 ноября 2016 года Знаменским районным Советом народных депутатов принято решение № 03-04-РС «О приостановлении выплат пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области», которое официально опубликовано 25 ноября 2016 года в районной газете «Земля родная», № 47.

<...> С.Я. и <...> Н.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к Знаменскому районному Совету народных депутатов Орловской области о признании недействующим со дня его принятия указанного нормативного правового акта, мотивируя свои требования тем, что они являются получателями пенсии за выслугу лет, как лица, замещавшие муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области, а в соответствии с решением Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области от 23 ноября 2016 года № 03-04-РС выплата пенсии за выслугу лет им приостановлена на период с <...> декабря 2016 года по <...> декабря 2017 года.

Указывают, что оспариваемое решение противоречит статье 39 Конституции Российской Федерации, статьям 23, 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», статье 23 Закона Орловской области от 9 января 2008 года № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области», которыми гарантировано право на дополнительное пенсионное обеспечение муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности, в виде своевременного ежемесячного получения пенсии за выслугу лет.

Поскольку действующим законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления выплаты пенсии за выслугу лет, полагают необоснованной ссылку в оспариваемом решении на низкий уровень обеспеченности бюджета муниципального района, который может быть восполнен как за счет собственных средств, так и путем выравнивания уровня бюджетной обеспеченности из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административных истцов – адвокат <...> Н.В. требования административного искового заявления поддержала по вышеуказанным основаниям. Указывала на то, что административные истцы фактически поставлены в неравное положение с получателями пенсии по выслуге лет, проживающими в других муниципальных образованиях, которые данного права не лишены. Также ссылалась на нарушение процедуры принятия оспариваемого решения, так как не соблюдены положения части 2 статьи 43 Устава Знаменского района Орловской области, согласно которым данный вопрос подлежал рассмотрению Знаменским районным Советом народных депутатов только по инициативе главы района или при наличии его заключения.

Административные истицы <...> С.Я. и <...> Н.А. дали суду объяснения, в которых полагали, что оспариваемое решение противоречит положениям действующего федерального и областного законодательства и фактически лишило их гарантированного права на получение пенсии за выслугу лет на период с <...> декабря 2016 года по <...> декабря 2017 года.

Представитель административного ответчика Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области <...> О.Ю. заявленные требования считала необоснованными, ссылаясь на то, что представительный орган местного самоуправления действовал в пределах своих полномочий по определению условий выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, за счет средств местного бюджета, который с учетом низкого уровня бюджетной обеспеченности района является дефицитным. Полагала, что действующее законодательство не содержит запрета на изменение порядка и условий предоставления за счет собственных средств местного бюджета дополнительных материальных гарантий в виде пенсии за выслугу лет к установленным трудовым пенсиям, что не может рассматриваться как ухудшающее положение муниципальных служащих Знаменского района.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Териной Н.Н., полагавшей, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

23 ноября 2016 года Знаменским районным Советом народных депутатов принято оспариваемое административными истцами решение № 03-04-РС «О приостановлении выплат пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области» (л.д. 60).

Пунктом 1 данного решения приостановлены выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области на период с <...> декабря 2016 года по <...> декабря 2017 года.

Администрации Знаменского района Орловской области рекомендовано уведомить получателей пенсии за выслугу лет о приостановлении выплаты (пункт 2 решения).

Проверив в соответствии с Уставом Знаменского района Орловской области (л.д. 69-116) полномочия органа на принятие нормативного правового акта, форму и вид, в которых орган вправе принимать акты, процедуру его принятия, правила введения в действие, в том числе порядок опубликования, суд приходит к следующему.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят Знаменским районным Советом народных депутатов в пределах полномочий, установленных частью 1 статьи 48 Устава Знаменского района Орловской области (далее – Устав района), согласно которой муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления принявшими соответствующий муниципальный правовой акт.

Данный акт принят в форме решения, что соответствует подпункту 2 пункта 1 статьи 41 Устава района, текст решения подписан председателем Знаменского районного Совета народных депутатов и главой Знаменского района Орловской области (пункт 3 статьи 43 Устава района).

Как следует из протокола третьего заседания Знаменского районного Совета народных депутатов от 23 ноября 2016 года, в заседании приняло участие 20 из 21 зарегистрированных депутатов, оспариваемое решение, поименованное в пункте 4 повестки дня заседания, принято единогласно (л.д. 61-66). Решение принято правомочным составом (не менее 50 процентов от избранной численности депутатов (21 депутат) в соответствии со статьей 22 Устава района.

Решение официально опубликовано 25 ноября 2016 года и 2 декабря 2016 года в районной газете «Земля родная», №№ 47, 48 (л.д. 13, 67, 68), что соответствует пункту 5 статьи 47 Устава района.

Вопреки утверждению представителя административных истцов <...> Н.В. в данном случае не подлежали применению положения части 2 статьи 43 Устава района, поскольку необходимость внесения проекта решения на рассмотрение районного Совета народных депутатов по инициативе Главы района или при наличии его заключения установлена только в отношении решений, касающихся местных налогов и сборов, а также расходов из средств районного бюджета (л.д. 114), к которым оспариваемое решение не относится.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что решение № 03-04-РС принято 23 ноября 2016 года Знаменским районным Советом народных депутатов Орловской области в пределах его компетенции и опубликовано в установленном законом порядке, процедура его принятия соблюдена.

Вместе с тем, проверив доводы административных истцов о противоречии оспариваемого решения положениям федерального и областного законодательства и нарушении их прав, суд находит их обоснованными по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

В силу пунктов «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.

В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Организация муниципальной службы в Орловской области и правовое положение муниципальных служащих области урегулированы Законом Орловской области от 9 января 2008 года № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области».

В соответствии с частью 3 статьи 23 названного Закона условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что <...> Я.С. является получателем пенсии за выслугу лет, которая ему назначена распоряжением главы Знаменского района Орловской области № <...> от <...> марта 2011 года в соответствии с Положением о порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области, утвержденным решением Знаменского районного Совета народных депутатов от <...> марта 2010 года № <...> (л.д. 14).

<...> Н.А. была назначена пенсия за выслугу лет распоряжением главы Знаменского района Орловской области № <...> от <...> апреля 2012 года в соответствии с Положением о порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области, утвержденным решением Знаменского районного Совета народных депутатов от <...> марта 2010 года № <...> (в редакции решения от <...> февраля 2012 года № <...>) (л.д. 15).

С момента принятия указанных распоряжений главы Знаменского района и по состоянию на <...> декабря 2016 года <...> Я.С. и <...> Н.А. в числе других лиц являлись получателями пенсии за выслугу лет (л.д. 138-139).

При этом на основании оспариваемого решения административным истцам и иным получателям пенсия за выслугу лет не начисляется и не выплачивается за период с <...> декабря 2016 года по <...> декабря 2017 года, средства на эти цели бюджетом муниципального района (за исключением выплаты образовавшейся на <...> декабря 2016 года задолженности) не предусмотрены.

Решением Знаменского районного Совета народных депутатов от <...> августа 2014 года № <...> утверждено новое Положение о порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области. Ранее принятые решения от <...> марта 2010 года № <...> и от <...> февраля 2012 года № <...> признаны утратившими силу (л.д. 142-153).

Пунктами 9, 10 названного Положения определено, что пенсия за выслугу лет назначается к трудовой пенсии по старости пожизненно, к пенсии по инвалидности – на срок назначения указанной пенсии; выплата пенсии по выслуге лет приостанавливается по заявлению гражданина при его назначении на одну из должностей, указанных в части 3 статьи 15 Закона Орловской области «О регулировании отдельных правоотношений в сфере государственной гражданской службы Орловской области». Других оснований для приостановления выплаты пенсии за выслугу лет в названном положении не содержится.

Как следует из текста оспариваемого решения и представленных материалов, при его принятии представительный орган местного самоуправления исходил из низкого уровня обеспеченности бюджета муниципального района и действовал в целях минимизации дефицита бюджета, являющегося дотационным (л.д. 140-142, 162-187).

Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений указывал о том, что прекращение выплаты ежемесячной доплаты к пенсии без установления на это время какого-либо компенсаторного механизма, позволяющего устранить негативные последствия, вызванные ее отменой, не согласуется со статьями 7, 18, 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и основанной на них правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 24 мая 2001 г. № 8-П, постановление от 23 апреля 2004 года № 9-П, определение от 11 мая 2006 года № 88-О).

Лишение лиц, замещавших муниципальные должности, права на получение назначенной им пенсии за выслугу лет в случае отсутствия у муниципального образования необходимых собственных денежных средств приводит к необоснованным различиям в реализации данного права лицами, проходившими муниципальную службу в другом муниципальном образовании, и влечет за собой такую дифференциацию в правовом положении граждан, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями ст. 19 (чч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что дефицит бюджета муниципального образования Знаменский район не мог явиться основанием для не компенсируемого в иной форме приостановления действия нормативного правового акта, принятого представительным органом местного самоуправления по вопросу местного значения и предусматривающего выплату дополнительного к государственной пенсии материального обеспечения муниципальным служащим, а также лицам, занимавшим должности, стаж работы в которых включается в стаж муниципальной службы.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление <...> С.Я. и <...> Н.А. подлежит удовлетворению, а решение Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области от 23 ноября 2016 года № 03-04-РС «О приостановлении выплат пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области» следует признать недействующим со дня его принятия, как не соответствующее пункту 5 части 1 статьи 23 и статье 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», пунктам 2 и 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», статье 23 Закона Орловской области от 9 января 2008 года № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области».

При обращении в суд с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правового акта <...> Н.А. уплатила государственную пошлину в размере <...> рублей, что подтверждается чеком-ордером от <...> мая 2017 года.

В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны понесенные по делу судебные расходы, в том числе по оплате государственной пошлины.

В связи с удовлетворением административных исковых требований с административного ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в указанном размере в пользу <...> Н.А.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление <...> и <...> к Знаменскому районному Совету народных депутатов Орловской области о признании недействующим решения Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области от 23 ноября 2016 года № 03-04-РС «О приостановлении выплат пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области» удовлетворить.

Признать недействующим со дня его принятия решение Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области от 23 ноября 2016 года № 03-04-РС «О приостановлении выплат пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области».

Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в Знаменской районной газете «Земля родная» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать со Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области в пользу <...> расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 21 июля 2017 года.

Председательствующий              Л.В. Майорова

Дело № 3а-51/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2017 года                                 город Орёл

Орловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Майоровой Л.В.,

при секретаре Киселёвой А.В.,

с участием прокурора Орловской областной прокуратуры Териной Н.Н.,

административных истцов <...> С.Я. и <...> Н.А., представителя административных истцов – адвоката <...> Н.В., представителя административного ответчика Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области <...> О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению <...> и <...> к Знаменскому районному Совету народных депутатов Орловской области о признании недействующим решения Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области от 23 ноября 2016 года № 03-04-РС «О приостановлении выплат пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области»,

установил:

23 ноября 2016 года Знаменским районным Советом народных депутатов принято решение № 03-04-РС «О приостановлении выплат пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области», которое официально опубликовано 25 ноября 2016 года в районной газете «Земля родная», № 47.

<...> С.Я. и <...> Н.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к Знаменскому районному Совету народных депутатов Орловской области о признании недействующим со дня его принятия указанного нормативного правового акта, мотивируя свои требования тем, что они являются получателями пенсии за выслугу лет, как лица, замещавшие муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области, а в соответствии с решением Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области от 23 ноября 2016 года № 03-04-РС выплата пенсии за выслугу лет им приостановлена на период с <...> декабря 2016 года по <...> декабря 2017 года.

Указывают, что оспариваемое решение противоречит статье 39 Конституции Российской Федерации, статьям 23, 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», статье 23 Закона Орловской области от 9 января 2008 года № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области», которыми гарантировано право на дополнительное пенсионное обеспечение муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности, в виде своевременного ежемесячного получения пенсии за выслугу лет.

Поскольку действующим законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления выплаты пенсии за выслугу лет, полагают необоснованной ссылку в оспариваемом решении на низкий уровень обеспеченности бюджета муниципального района, который может быть восполнен как за счет собственных средств, так и путем выравнивания уровня бюджетной обеспеченности из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административных истцов – адвокат <...> Н.В. требования административного искового заявления поддержала по вышеуказанным основаниям. Указывала на то, что административные истцы фактически поставлены в неравное положение с получателями пенсии по выслуге лет, проживающими в других муниципальных образованиях, которые данного права не лишены. Также ссылалась на нарушение процедуры принятия оспариваемого решения, так как не соблюдены положения части 2 статьи 43 Устава Знаменского района Орловской области, согласно которым данный вопрос подлежал рассмотрению Знаменским районным Советом народных депутатов только по инициативе главы района или при наличии его заключения.

Административные истицы <...> С.Я. и <...> Н.А. дали суду объяснения, в которых полагали, что оспариваемое решение противоречит положениям действующего федерального и областного законодательства и фактически лишило их гарантированного права на получение пенсии за выслугу лет на период с <...> декабря 2016 года по <...> декабря 2017 года.

Представитель административного ответчика Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области <...> О.Ю. заявленные требования считала необоснованными, ссылаясь на то, что представительный орган местного самоуправления действовал в пределах своих полномочий по определению условий выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, за счет средств местного бюджета, который с учетом низкого уровня бюджетной обеспеченности района является дефицитным. Полагала, что действующее законодательство не содержит запрета на изменение порядка и условий предоставления за счет собственных средств местного бюджета дополнительных материальных гарантий в виде пенсии за выслугу лет к установленным трудовым пенсиям, что не может рассматриваться как ухудшающее положение муниципальных служащих Знаменского района.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Териной Н.Н., полагавшей, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

23 ноября 2016 года Знаменским районным Советом народных депутатов принято оспариваемое административными истцами решение № 03-04-РС «О приостановлении выплат пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области» (л.д. 60).

Пунктом 1 данного решения приостановлены выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области на период с <...> декабря 2016 года по <...> декабря 2017 года.

Администрации Знаменского района Орловской области рекомендовано уведомить получателей пенсии за выслугу лет о приостановлении выплаты (пункт 2 решения).

Проверив в соответствии с Уставом Знаменского района Орловской области (л.д. 69-116) полномочия органа на принятие нормативного правового акта, форму и вид, в которых орган вправе принимать акты, процедуру его принятия, правила введения в действие, в том числе порядок опубликования, суд приходит к следующему.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят Знаменским районным Советом народных депутатов в пределах полномочий, установленных частью 1 статьи 48 Устава Знаменского района Орловской области (далее – Устав района), согласно которой муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления принявшими соответствующий муниципальный правовой акт.

Данный акт принят в форме решения, что соответствует подпункту 2 пункта 1 статьи 41 Устава района, текст решения подписан председателем Знаменского районного Совета народных депутатов и главой Знаменского района Орловской области (пункт 3 статьи 43 Устава района).

Как следует из протокола третьего заседания Знаменского районного Совета народных депутатов от 23 ноября 2016 года, в заседании приняло участие 20 из 21 зарегистрированных депутатов, оспариваемое решение, поименованное в пункте 4 повестки дня заседания, принято единогласно (л.д. 61-66). Решение принято правомочным составом (не менее 50 процентов от избранной численности депутатов (21 депутат) в соответствии со статьей 22 Устава района.

Решение официально опубликовано 25 ноября 2016 года и 2 декабря 2016 года в районной газете «Земля родная», №№ 47, 48 (л.д. 13, 67, 68), что соответствует пункту 5 статьи 47 Устава района.

Вопреки утверждению представителя административных истцов <...> Н.В. в данном случае не подлежали применению положения части 2 статьи 43 Устава района, поскольку необходимость внесения проекта решения на рассмотрение районного Совета народных депутатов по инициативе Главы района или при наличии его заключения установлена только в отношении решений, касающихся местных налогов и сборов, а также расходов из средств районного бюджета (л.д. 114), к которым оспариваемое решение не относится.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что решение № 03-04-РС принято 23 ноября 2016 года Знаменским районным Советом народных депутатов Орловской области в пределах его компетенции и опубликовано в установленном законом порядке, процедура его принятия соблюдена.

Вместе с тем, проверив доводы административных истцов о противоречии оспариваемого решения положениям федерального и областного законодательства и нарушении их прав, суд находит их обоснованными по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

В силу пунктов «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.

В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Организация муниципальной службы в Орловской области и правовое положение муниципальных служащих области урегулированы Законом Орловской области от 9 января 2008 года № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области».

В соответствии с частью 3 статьи 23 названного Закона условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что <...> Я.С. является получателем пенсии за выслугу лет, которая ему назначена распоряжением главы Знаменского района Орловской области № <...> от <...> марта 2011 года в соответствии с Положением о порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области, утвержденным решением Знаменского районного Совета народных депутатов от <...> марта 2010 года № <...> (л.д. 14).

<...> Н.А. была назначена пенсия за выслугу лет распоряжением главы Знаменского района Орловской области № <...> от <...> апреля 2012 года в соответствии с Положением о порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области, утвержденным решением Знаменского районного Совета народных депутатов от <...> марта 2010 года № <...> (в редакции решения от <...> февраля 2012 года № <...>) (л.д. 15).

С момента принятия указанных распоряжений главы Знаменского района и по состоянию на <...> декабря 2016 года <...> Я.С. и <...> Н.А. в числе других лиц являлись получателями пенсии за выслугу лет (л.д. 138-139).

При этом на основании оспариваемого решения административным истцам и иным получателям пенсия за выслугу лет не начисляется и не выплачивается за период с <...> декабря 2016 года по <...> декабря 2017 года, средства на эти цели бюджетом муниципального района (за исключением выплаты образовавшейся на <...> декабря 2016 года задолженности) не предусмотрены.

Решением Знаменского районного Совета народных депутатов от <...> августа 2014 года № <...> утверждено новое Положение о порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области. Ранее принятые решения от <...> марта 2010 года № <...> и от <...> февраля 2012 года № <...> признаны утратившими силу (л.д. 142-153).

Пунктами 9, 10 названного Положения определено, что пенсия за выслугу лет назначается к трудовой пенсии по старости пожизненно, к пенсии по инвалидности – на срок назначения указанной пенсии; выплата пенсии по выслуге лет приостанавливается по заявлению гражданина при его назначении на одну из должностей, указанных в части 3 статьи 15 Закона Орловской области «О регулировании отдельных правоотношений в сфере государственной гражданской службы Орловской области». Других оснований для приостановления выплаты пенсии за выслугу лет в названном положении не содержится.

Как следует из текста оспариваемого решения и представленных материалов, при его принятии представительный орган местного самоуправления исходил из низкого уровня обеспеченности бюджета муниципального района и действовал в целях минимизации дефицита бюджета, являющегося дотационным (л.д. 140-142, 162-187).

Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений указывал о том, что прекращение выплаты ежемесячной доплаты к пенсии без установления на это время какого-либо компенсаторного механизма, позволяющего устранить негативные последствия, вызванные ее отменой, не согласуется со статьями 7, 18, 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и основанной на них правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 24 мая 2001 г. № 8-П, постановление от 23 апреля 2004 года № 9-П, определение от 11 мая 2006 года № 88-О).

Лишение лиц, замещавших муниципальные должности, права на получение назначенной им пенсии за выслугу лет в случае отсутствия у муниципального образования необходимых собственных денежных средств приводит к необоснованным различиям в реализации данного права лицами, проходившими муниципальную службу в другом муниципальном образовании, и влечет за собой такую дифференциацию в правовом положении граждан, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями ст. 19 (чч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что дефицит бюджета муниципального образования Знаменский район не мог явиться основанием для не компенсируемого в иной форме приостановления действия нормативного правового акта, принятого представительным органом местного самоуправления по вопросу местного значения и предусматривающего выплату дополнительного к государственной пенсии материального обеспечения муниципальным служащим, а также лицам, занимавшим должности, стаж работы в которых включается в стаж муниципальной службы.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление <...> С.Я. и <...> Н.А. подлежит удовлетворению, а решение Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области от 23 ноября 2016 года № 03-04-РС «О приостановлении выплат пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области» следует признать недействующим со дня его принятия, как не соответствующее пункту 5 части 1 статьи 23 и статье 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», пунктам 2 и 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», статье 23 Закона Орловской области от 9 января 2008 года № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области».

При обращении в суд с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правового акта <...> Н.А. уплатила государственную пошлину в размере <...> рублей, что подтверждается чеком-ордером от <...> мая 2017 года.

В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны понесенные по делу судебные расходы, в том числе по оплате государственной пошлины.

В связи с удовлетворением административных исковых требований с административного ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в указанном размере в пользу <...> Н.А.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление <...> и <...> к Знаменскому районному Совету народных депутатов Орловской области о признании недействующим решения Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области от 23 ноября 2016 года № 03-04-РС «О приостановлении выплат пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области» удовлетворить.

Признать недействующим со дня его принятия решение Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области от 23 ноября 2016 года № 03-04-РС «О приостановлении выплат пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области».

Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в Знаменской районной газете «Земля родная» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать со Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области в пользу <...> расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 21 июля 2017 года.

Председательствующий              Л.В. Майорова

1версия для печати

3а-51/2017 ~ М-46/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Третьякова Наталья Александровна
Яценко Станислав Ярославович
Ответчики
Знаменский районный Совет народных депутатов Знаменского района Орловской области
Суд
Орловский областной суд
Судья
Майорова Людмила Владимировна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
19.06.2017Регистрация административного искового заявления
19.06.2017Передача материалов судье
21.06.2017Решение вопроса о принятии к производству
21.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2017Подготовка дела (собеседование)
30.06.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.07.2017Предварительное судебное заседание
18.07.2017Судебное заседание
21.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее