Дело № 2-2174/15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 апреля 2015 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Шубина Д.В.,
при секретаре Алексеюк О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максимова Э.Л. к Администрации ГО «Город Калининград», Министерству обороны РФ, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений», ФГУП «Главное управление обустройства войск», Служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Максимов Э.Л. обратился в суд с иском к ответчикам о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время зарегистрирован и проживает в комнате <адрес>, на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ года. Истцом было принято решение о приватизации данного жилого помещения.
ФИО11 от участия в приватизации спорного жилого помещения отказался.
Данное жилое помещение предоставлено Максимову Э.Л. в связи с трудовыми отношениями с <данные изъяты> Ранее воспользоваться своим правом на приватизацию занимаемого жилого помещения не мог, поскольку оно относилось к специализированному жилищному фонду.
Из представленных в суд документов следует, что вопрос о принадлежности дома, в котором находится спорное жилое помещение, между ответчиками до настоящего времени не урегулирован.
Так, согласно ответу на обращение, данному АГО «Город Калининград», до настоящего времени документация на <адрес> обороны РФ принимающей стороне – АГО «Город Калининград», не передана. Между тем, приказом МО РФ №2058 от 25 июля 2012 года указанное здание передано в собственность муниципального образования.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, ст. 7 ФЗ «О введение в действие ЖК РФ», Закон РФ «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации», согласно заявленным исковым требованиям, просит признать за Максимовым Э.Л. право общей собственности в порядке приватизации на жилую <данные изъяты> <адрес> общей площадью № кв.м., жилой площадью № кв.м.
Истец Максимов Э.Л. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представители ответчиков Администрации ГО «Город Калининград», Министерству обороны РФ, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений», ФГУП «Главное управление обустройства войск», Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, ходатайства об отложении дела слушанием не заявили.
Третье лицо ФИО11 в предварительном судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований не возражал.
Заслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. ст. 1, 2, 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
В силу ст. 8 Федерального закона «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
Как установлено в судебном заседании и не оспорено ответчиками, <адрес> в г. <адрес> в настоящее время находится в государственной собственности РФ, имел назначение: <данные изъяты>, и ранее использовался <данные изъяты> для размещения работников предприятия.
Приказом МО РФ от 25 июля 2012 года №2058 четыре квартиры в здании по адресу: <адрес> и земельный участок под зданием, подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность <адрес>. В то же время, как достоверно установлено и не оспаривается ответчиками, в Реестр муниципального имущества данный объект не включен, и в муниципальную собственность Администрацией ГО «город Калининград» не принят.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 16 июля 2012 года №1881 здание общежития, расположенное по адресу: г. <адрес> закрепленное на праве оперативного управления за <данные изъяты> исключено из специализированного жилищного фонда.
Согласно ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности, либо при их ликвидации, жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления поселений в порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Таким образом, из смысла указанного закона вытекает, что право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Согласно Обзора судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 2005 г., утвержденного Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 10.08.2005 г., в случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно, нарушает положения ст. 35 Конституции РФ и ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
При таких обстоятельствах неисполнение приказа МО РФ №2058 от 25 июля 2012 года о принятии <адрес> в муниципальную собственность в установленном порядке не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в жилых помещениях данного дома, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РФ», на данные правоотношения должны распространяться положения законодательства, регулирующие порядок приватизации муниципальных жилых помещений.
В соответствии со ст. 7 Федерального Закона РФ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, либо учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. Исходя из вышеуказанной нормы можно сделать вывод о том, что общежития, которые находились в государственной собственности и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом, отсутствие договора социального найма, а также решения органов местного самоуправления, об исключении соответствующего жилого дома из специализированного жилищного фонда, не препятствуют осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Согласно постановлению Правительства Калининградской области от 23.03.2007 г. №132 «Об объектах культурного наследия регионального и местного значения» объект недвижимого имущества, расположенных по адресу: <адрес> состоит на государственном учете и подлежит государственной охране в составе объекта культурного наследия регионального значения <данные изъяты>
В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 50 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» жилые помещения, являющиеся объектом культурного наследия, могут быть отчуждены в порядке, установленном жилищным законодательством РФ, с учетом требований указанного федерального закона. При отчуждении объектов культурного наследия из государственной или муниципальной собственности новый собственник принимает на себя обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), по выполнению требований к условиям доступа к нему граждан, иных обеспечивающих его сохранность требований, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона.
Таким образом, нахождение спорного жилого помещения в здании, входящем в состав объекта культурного наследия, также не является препятствием к передаче его в собственность гражданину в порядке приватизации.
Как установлено в судебном заседании, жилое помещение – <данные изъяты> № была предоставлена Максимову Э.Л. и членам его семьи в связи с его трудовыми отношениями с <данные изъяты> с указанного времени истец проживает в данном жилом помещении.
ФИО14 зарегистрированный в этом же жилом помещении, от участия в приватизации данного жилого помещения отказался.
Как указано выше, здание № по <адрес> исключено из специализированного жилищного фонда.
Право пользования указанным жилым помещением, возникшее у истца, не оспаривалось и не оспорено до настоящего времени, другое помещение для проживания и регистрации у него отсутствует.
Как следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ года, выданной Калининградским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», Максимов Э.Л., участия в приватизации жилых помещений ранее не принимал.
Таким образом, Максимов Э.Л. в соответствии с требованиями закона РФ, занимает жилое помещение по адресу: <адрес> <данные изъяты> №, общей площадью № кв.м., не относящееся к категории жилых помещений, приватизация которых запрещена в силу ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», и имеет право на бесплатную передачу занимаемого им жилого помещения в собственность.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Максимова Э.Л. удовлетворить.
Признать за Максимовым Э.Л. право собственности в порядке приватизации на <данные изъяты> №<адрес>, площадью № кв.м.
Решение может быть обжаловано сторонами в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение одного месяца.
Мотивированное решение изготовлено 29 апреля 2015 г.
Судья: Д.В. Шубин